Мастер-класс учителя начальных классов Дутляковой Светланы Георгиевны
по теме "Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальной школе"
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )
Цель: Ознакомление учителей начальных классов Тамалинского района с приёмами критического мышления (из опыта работ)
Задачи:
расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
показать приемы критического мышления в своей практической работе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ожидаемые результаты:
коллеги будут знать приемы критического мышления;
уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с весенними каникулами и приближающимся отпуском. Пусть окончание учебного года порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.
1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)
Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать...
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто за каникулы хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!
2. Этюд.
Цель: подвести участником мастер-класса к обсуждаемой проблеме.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших с вами руках сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в школе любимым и успешным.
- Как быть? Какие технологии применять?
- Представим, что мы готовимся к уроку литературного чтения в 3 классе. На одном уроке нам нужно прочитать, охарактеризовать и проанализировать поступки
героев любого произведения.
-Какой приём использовать, чтобы всё успеть и все принимали участие в деятельности на уроке? Ваши предложения коллеги?
3. Экспликация (предъявление теоретического материала).
Цель: познакомить участников мастер-класса с теоретическим материалом по теме «Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе»
- Тема моего мастер-класса « Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе».
-Почему меня заинтересовала именно эта технология?
Современному выпускнику начальной школы необходимо научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
К технологии развития критического мышления недавно относились как к интересной новинке, которую можно сравнить с деликатесом в нашем привычном рационе, хотя в России она известна уже более 10 лет. Изначально эта программа была разработана в США, но много и наших учёных работали по этой проблеме. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл
- это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
А цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо.
Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствам связности и цельности.
Учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.
Понятие критического мышления Вы видите на экране.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.
Применять её можно на всех учебных предметах. КР — это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.
Модуль «Критическое мышление» является одним из модулей Программы, «основное содержание которой представлено в контексте семи модулей, находящихся во взаимосвязи» и как красной чертой через весь образовательный процесс обучения проходит «критическое мышление» основанное на диалоговом обучении в группе, паре, индивидуально. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
3 этап — «Рефлексия» (размышление).
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.
Приведу, несколько приёмов стадии:
Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:
«Верите ли Вы, что...?»,
«Проблемный вопрос»
«Загадка»
«Корзина идей»,
«Знаю-хочу»,
«Мозговой штурм»
«Авторский стул»
«Корзина» идей, понятий, имён"
«Кластер»
«Ассоциации»
«Дерево предсказаний»
«Перепутанные логические цепочки»
«Верные и неверные утверждения»
«Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем)
Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:
«Инсерт»,
«Чтение с пометами»
«Кластер»,
«Чтение с остановками»,
«Толстые и тонкие вопросы»...
«Знаю — Хочу знать — Узнал»
Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:
«Метод 6 шляп»,
«Авторский стул»
Кластер
Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)
«Синквейн»
«Пятиминутное эссе»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Перепутанные логические цепочки»
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
4. Практическая часть мастер-класса
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Урок литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок
I. Стадия вызова Приём «Корзина понятий»,
– Сегодня у нас не просто урок, а урок-мастерская. Поэтому принимаемся сразу за работу (у каждого маркер, лист бумаги и файл).
– Нарисуйте маркером на плёнке клетку ( группы работают на своих листах и учитель на своём);
– Обсудите в группах, что вы нарисовали (обсуждают);
– Каждая группа предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки от каждой группы (класс поделён на 4 группы по 3 человека);
– На доске появляются рисунки:
Дополняет учитель своими рисунками:
лестничная клетка.
грудная клетка.
клетка живого организма.
– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение? (мнения)
Положительные характеристики
Без клетки не мог бы существовать организм
Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали
Перевозить кошек
Чтобы не падать на лестнице
Скатерть в клетку красивее
Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки
Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя)
И т.д.
Отрицательные характеристики
Браконьеры ловят зверей в клетках
Жестоко в клетках держать животных
Птица разучится летать в клетке
Клетка отделяет от своего родного дома
Животным лучше на воле, чем в клетке
И т.д.
Учитель провоцирует детей на рассуждение, на спор, предлагая прочитать стихи собственного сочинения по готовому началу:
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
«Да так себе. А как тебе?»
«А мне-то хорошо. Сижу себе и пью и ем.
Смотрю мультфильмы целый день»
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне на ветке так удобно,
Вижу сверху что угодно.
Замечаю всё подряд,
Ах, опять мне улетать!
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне хорошо на ветке!
Жалко птичек в клетке,
Они не знают неба,
Не знают облаков.
Им ломтик солнца надо
И воздуха глоток.
Следует обсуждение.
Приём «Загадки»
Приём «Мозговой штурм» по картинке
— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
— Определите тему рассказа.
— Кто написал это произведение?
— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?
— О чем может быть рассказ с таким названием?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)
— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?
Приём «Верите ли, что..»
— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-«.(Работа в группах по карточкам можно индивидуально)
• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
• Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.
• Верите ли, что лев полюбил собаку.
• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
• Верите ли, что собака умерла.
• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
2. Стадия осмысления или содержания
Метод «Чтение с пометками»
(Обращение к портрету)
— Мы прочитаем автобиографию Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.
V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать
а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).
б) Проверка (озвучивание помет).
— Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Лев и собачка»
— Какие еще произведения Л. Н. Толстого читали?
Стратегия «Кластер» можно применить
Работа над новым материалом.
На доске появляется запись:
Лев Собачка
– Сделай быстрый рисунок льва и собачки ( дети рисуют на бумаге маркером) – 3 минуты.
– Кто хочет показать свой рисунок? (рисунки появляются на доске, под плёнками со сделанным ранее рисунком, имитируя животное в клетке. Комментируются ).
– Ребята, сегодня будем читать произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Что вам говорит название этого произведения?
На доске появляются два столбика слов, характеризующих льва и собачку.
Лев Собачка
Большой маленькая
Толстый худенькая
Крупный добрая
Грозный ласковая
Злой шустрая
Неуклюжий трусливая
Гневный верная
Взрослый слабая
Сильный беспомощная
Дикое животное домашнее животное
Царь зверей – почему? друг человека – почему?
Преданный
Верный
Великодушный – кого так можно называть?
– Я хочу показать вам фильм, как его можно озаглавить? (демонстрация отрывка фильма «Братья наши меньшие» – о жизни животных в дикой природе, звери со своими детёнышами в обычной для них среде). Обсудите в группах.
Ответы детей:
– «Жизнь в природе»
– «Маленькие детёныши»
– «Мир животных»
– «Родители и дети»
– «Жизнь добрых животных».
– Какое настроение у этих животных, что они ощущают? (Любовь, свободу, они, счастливы, потому что дома). А дом для животного это что? (Лес, джунгли, природа).
– Теперь обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Послушайте и ответьте, было ли это на самом деле.
Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…»)
– А теперь добавьте слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:
Добрый
Щедрый
Дружелюбный – что заставило его стать таким?
Какой оказалась собачка?
Пугливая
Сообразительная
Умная
– Кто из вас был в зверинце/зоопарке? Обратите внимание на глаза зверей в клетке. Они счастливые? Счастливые глаза у детей, которые смотрят на них. (Дети с этим согласны).
Чтение произведения до конца. Дети отвечают, было ли это на самом деле. Многие думают, что этого не был. Не может быть так, что за вход брали не деньги, а мелких животных. Не может быть человек таким жестоким.
Учитель демонстрирует афишу о выставке живых рептилий и обращает внимание на часы кормления этих животных. Так как рептилии хищники, то их кормят мелкими животными (грызунами), при этом некоторые люди любят приходить в часы кормления и получать от этого зрелища наслаждение. Если это происходит в природе – это кажется естественным явлением, а в клетке – жестоким.
– Давайте подумаем, если не будет таких выставок, как можно узнать о животных?
Ответы детей: посмотреть по ТВ, учёные увидят, напишут книгу, снимут фильм или самому можно съездить в далёкие страны.
Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе
— Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»
— Что произойдет дальше?
— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
— Как он к ней относился?
Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).
— Какие у вас возникли чувства?
— Что произойдет дальше?
Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание
Тонкие вопросы: однозначный ответ | Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. |
Кто…. Что… Когда .. Может… Будет.. Мог ли.. Как звали… Согласны ли вы Верно… | Дайте объяснение почему… Почему вы думаете…… Почему вы так считаете….. В чем разница… Предположите, что будет… Что, если.. |
III Стадия рефлексии
– А теперь каждый из вас ни с кем, не советуясь, напишет свои мысли о том, что «Оказывается животные, как люди, умеют…»
Дети вывешивают на общей ленте свои высказывания (афиширование).
…умеют любить и дружить по-настоящему, защищать друг друга, и что бы ни случилось, они всегда будут друзьями, а иногда животные бывают добрее людей.
…умеют любить и уважать друг друга. У каждого зверя есть дом – это природа. И он должен жить на воле.
…чувствовать, дружить, говорить без слов и понимать, а ещё бегать и любить. У нас с ними много общего.
…они умеют общаться, ухаживать за детёнышами. Если они в клетке, им хочется на свободу.
…любить и чувствовать неволю, узнавать добро и зло, они преданнее человека.
…любить, уважать и самое главное, дружить верно. Животные, как люди, могут умирать с добром, и мне их очень-очень жалко!
– Какой урок вы извлекли из чтения этой были?
Люди!
Отныне и во веки веков не забудем
О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком!
Добрым, умным милосердным!
Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов,
Да оскверним хлеб, не сожжём воду
И не погасим солнце!
Да не покинут нас благоразумие и согласие,
Радость и счастье, мир и покой!..
И тогда будет Жизнь на Земле
Вечно и бесконечно!
А что есть дороже Жизни на Земле,
Люди!
Творческое задание №1 (Задание по группам)
Сочинить четверостишье про животных по рассказу.
Проверка.
Ответы (Четверостишья, которые сочинили дети)
а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.
3. Творческое задание №2 (работа в паре)
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Диалог:
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
Можно ещё синквейн (со словами лев, собачка, дружба, друзья) составить,
1группа собачка
Верная преданная
Любит верит умирает
Жаль.
2 группа лев
Царственный величавый распоряжается повелевает любит
О жизнь!
Д/з Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении
Итог работы. Работая по КМ я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Наше занятие закончено! Рефлексия «Шарики успеха»
— Было интересно...
— Сегодня на мастер классе я узнал, что...
— Больше всего мне понравилось...
— Новым для меня стало...
— Возьму с собой
— Особенно мне понравилось
— Что нового я узнал?
— Где мне было легко?
— Что давалось с трудом?
— Реально ли применить это на своих уроках?
— Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
— Что еще не совсем понятно
- Что не понравилось или не понятно?
— Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Все вы очень творческие личности. На этом наш мастер-класс закончен. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
Вопросы:1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)
4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)
Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.