СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающего обучения чтению Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. 1 этап

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (1 этап звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте)

Видео-запись фрагмента непрерывной образовательной деятельности по подготовке к овладению элементами грамоты в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающего обучения чтению Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. 1 этап»

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин, были направлены на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то есть в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны слова.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ

1.первый (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;

2.второй — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;

3.третий — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка: на первом — последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором — трансформация; на третьем этапе — преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие

На видео представлен 1 ЭТАП - формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка:

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем;

2. Дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование;

3 .Дифференциация твердости — мягкости и звонкости — глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Д.Б.Эльконин считал, что фонемному анализу необходимо уделять много времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!