СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

(2 слайд) Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

(3-4 слайд) Развивающее обучение берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.

В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

(5 слайд) Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает требованиям, выдвигаемым Федеральными государственными образовательными стандартами. Основная цель ФГОС – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

На сегодняшний день РО, безусловно, одна из самых культуросообразных, наукоемких и высоких технологий образования в младшей школе. Не случайно она имеет мировое признание - в США, Японии, Европе. Сегодня в России около 9% школ так или иначе реализуют методику Эльконина-Давыдова.

Я вас познакомил с историей возникновения технологии РО Эльконина, Давыдова.  А теперь перейдем к сути концепции и посмотрим, чем же она отличается от традиционного обучения.

Концепция развивающего обучения

(6 слайд) РО - это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

(7 слайд) Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятелъностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

 

 

 

(Слайд 8-11) Сравнение технологий ТО и РО.

ТО

РО

Понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН

Умение добывать ЗУН

 

Обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

 

Обучение впереди развития (развивающее обучение)

 

Ученик – объект

Ученик – субъект (источник деятельности)

Объяснительно – иллюстративный подход

Деятельностный подход

 

(12 слайд) Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова

Особенности обучения:

  • усвоение знаний от общего к частному;

Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми

  • воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях;

Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений

  • конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем;

Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

(13 слайд) Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

  • Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов
  • Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
  • Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках
  • Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
  • В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

В условиях практики — это можно представить в виде следующих методических приемов:

 (14 слайд) «Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

В нашем случае это широко применяется на уроках математики. Например, при изучении навыков счета (Дети могут применить полученные знания в повседневной жизни при операции с деньгами). На уроках окружающего мира дети получают первые представления о собственной безопасности жизни. Акцент на этих знаниях позволяет овладеть жизненными компетенциями.

Творческая работа

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа — это есть не что иное, как задание на предложенную тему.

В нашей работе применяется на уроках развития речи, чтения и окружающего мира в заданиях вида: нарисуй картинку к стихотворению, закончи рассказ.

(15 слайд) «Я- учитель»

Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и провести один из этапов урока.

В условиях нашей школы этот прием известен, как «маленький учитель».

«Ступеньки интеллекта»

После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме.

(16-18 слайд) Примеры заданий по технологии развивающего обучения Эльконина, Давыдова.

(19 слайд) Критерии оценивания в системе развивающего обучения.

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат.

ФГОС для детей с ОВЗ предполагает введение специальной подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка с нарушением слуха в освоении Адаптированной образовательной программы.

Заключение.

В условиях нашей школы данную технологию применять можно, но с осторожностью. Подбирая задания и методические приемы, подходящие под специфику обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.»

  Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

  Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,

а также - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Авторы системы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.)  с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Ему принадлежат теории  периодизации детского развития  и детской игры, а также методики  обучения детей чтению.

Авторы системы

  • Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.)

с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

  • Ему принадлежат теории

периодизации детского развития

и детской игры, а также методики

обучения детей чтению.

Василий Васильевич Давыдов  (1930 – 1998 гг.) –  выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина. Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
  • Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) –

выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

  • Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает требованиям, выдвигаемым Федеральными государственными образовательными стандартами. Основная цель ФГОС – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает требованиям, выдвигаемым Федеральными государственными образовательными стандартами. Основная цель ФГОС – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности

 Концепция развивающего обучения РО - это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Концепция развивающего обучения

РО - это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Под развивающим обучением понимается новый,  активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.  Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.  В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.  Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.  

Под развивающим обучением понимается новый,

активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

 

Сравнение технологий ТО и РО ТО  РО понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН умение добывать ЗУН

Сравнение технологий ТО и РО

ТО

РО

понимание,

запоминание,

воспроизведение,

применение ЗУН

умение

добывать ЗУН

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО обучение впереди развития (развивающее обучение) обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

Сравнение технологий ТО и РО

ТО

РО

обучение

впереди

развития

(развивающее

обучение)

обучение

пристраивается

к развитию

(обучаемое

развитие)

Сравнение технологий ТО и РО РО ТО ученик – субъект (источник деятельности ) ученик – объект

Сравнение технологий ТО и РО

РО

ТО

ученик –

субъект

(источник

деятельности )

ученик –

объект

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО объяснительно – иллюстративный подход деятельностный подход

Сравнение технологий ТО и РО

ТО

РО

объяснительно –

иллюстративный

подход

деятельностный

подход

Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова Особенности обучения: усвоение знаний от общего к частному; Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях; Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем; Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова

Особенности обучения:

  • усвоение знаний от общего к частному;

Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми

  • воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях;

Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений

  • конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем;

Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова •  Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов •  Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии •  Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках •  Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями •  В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин .

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

• Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

• Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

• Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

• Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

• В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин .

Методические приемы развивающего обучения . «Мне это пригодится» На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала. Творческая работа Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа это есть не что иное, как задание на предложенную тему.

Методические приемы

развивающего обучения .

«Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Творческая работа

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа это есть не что иное, как задание на предложенную тему.

«Я- учитель» Сущность его заключается в том. что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. «Ступеньки интеллекта» После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме, их количество должно быть не менее 5.

«Я- учитель»

Сущность его заключается в том. что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками.

«Ступеньки интеллекта»

После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме, их количество должно быть не менее 5.

Примеры заданий по технологии РО Эльконина, Давыдова. Математика Вставь недостающие знаки арифметических действий 320…340+999=1000 8043…1=8043 40…40*2=2 800…200=1000 490…70=7 490…70=420 2. Впиши в таблицу величины. 14 м, 2 штуки, 5 км, 15 г, 3 пары, 8 ц, 10 л, 18 кг, 6 десятков, 6 см

Примеры заданий по технологии РО Эльконина, Давыдова.

Математика

  • Вставь недостающие знаки арифметических действий

320…340+999=1000

8043…1=8043

40…40*2=2

800…200=1000

490…70=7

490…70=420

2. Впиши в таблицу величины.

14 м, 2 штуки, 5 км, 15 г, 3 пары, 8 ц, 10 л, 18 кг, 6 десятков, 6 см

Критерии оценивания ФГОС для детей с ОВЗ   ФГОС для детей с ОВЗ предполагает введение специальной подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка с нарушением слуха в освоении Адаптированной образовательной программы.

Критерии оценивания ФГОС для детей с ОВЗ

 

ФГОС для детей с ОВЗ предполагает введение специальной подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка с нарушением слуха в освоении Адаптированной образовательной программы.