СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрывается понятие сотрудничество, рассказывается о различных видах групповой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества»

Педсовет

«Технология сотрудничества»

(Слайд 2) Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь.



Вспомните детскую песенку:

Точка, точка, запятая

Вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик.

Вот и вышел человечек…


Мы за этого человека в ответе. Рядом с этим человеком находится педагог, который и призван научить его ходить. Но как?

Как найти ту грань, которая поможет не нарушить баланс. Не преобладать над учеником? А сочувствовать соучаствовать, сопереживать, сотрудничать … Какими способами? Как это происходит на практике?

Наша цель педагогов – воспитание не специалиста, а личности, умеющей мыслить, творить, быть активным, уметь работать в команде на общий результат.

Главная идея ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА – учиться вместе, а не просто что- то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей.

(Слайд 3)

Сотрудничество – такой уровень учебно – воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединятся в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Технология сотрудничества включает в себя разнообразные виды групповой (командной) работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с критериями содержания ФГОС.

В начальной школе результативно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития.

Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

(Слайд4)

Чему учит групповая работа? (Слайд5)

- сотрудничать

- ставить вопросы

- решать проблемы

- договариваться

- распределять роли и ответственность

- слушать других

- убеждать других

- отвечать за себя

Различают несколько видов групповой работы (слайд6): в парах и коллективная.

В групповой работе можно выделить следующие элементы: (слайд7)

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)

  • планирование работы в группе

  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов

  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения)

  • сообщение о результатах работы группы

  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи

Безусловно, чтобы работа в группе работала продуктивно необходимо соблюдать правила.

Правила работы в группах и парах (слайды 8 -9)

  1. Думай, слушай, высказывайся.

  2. В группе работает каждый.

  3. Уважай мнение своего товарища.

  4. Высказывай своё несогласие вежливо.

  5. Если не получается, попроси помощи. Договаривайтесь.

  6. Выслушай мнение каждого

  7. Обсуждай вопрос тихо.

А что же учитель? Его какая роль?

Роль учителя при групповой работе. (Слайд10)

Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь.

Групповая работа проводится на разных этапах урока (Слайд11)

- При постановке темы и задач урока

1 класс. Тема урока «Буква Р р.Звуки [р] [р,]» Дети разделены на 3 группы по рядам. Каждой группе выдавались карточки со словами. Задание группам: найти из трёх слов лишнее и объяснить почему сделан такой выбор.

После обсуждения в группах, один представитель из группы защищал мнение всей группы. Были выбраны слова со звуками [р] [р,]. Дети определяют тему урока «Звуки [р] [р,] и буква их обозначающая»

1 класс Урок Математика Тема «Число и цифра 10»

Дети разделены на группы (разное количество)

Каждая группа получает своё задание

1 группа у доски решает геометрический алгоритм




















2 группа. Выполняет на доске задание. Расставьте числа по порядку. Какое число потерялось? (10)

3группа . Учащиеся решают карточку с математическими выражениями, где каждое значение равно 10.

4 группа работает на доске. Собери слово

6+2 6Т

7-3 4Е

9-2 7С

5+4 1Ь

3+3 8Д

5-4 9Я

Итог Десять.

Учащиеся называют тему урока: «Число 10»

-При изучении нового материала

Урок Математика Тема «Свойство противоположных сторон прямоугольника».

Используется на данном этапе группой метод исследования. Каждая группа получает инструкцию. Дети сообща выполняют её и приходят к выводу: «У прямоугольника противоположные стороны равны»

- При закреплении

1)Урок Математика Тема «Решение задач в два действия»

При закреплении дети делятся на две группы по цвету. Выбирают сами последовательность выполнения заданий и их количество. Проверяют с доской. Оценка данной работы в группе проходит путём обсуждения.

2) Урок 2 класс Русский язык Тема «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Задание в группах: Вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Выбери те слова, в которых безударная гласная …(1 группа - А, вторая группа - Е)



Работа в парах

1 класс Урок Русский язык Тема «Буквы гласных звуков»

Задание на карточке: Зачеркните только буквы гласных звуков.


ПРАВСТУПРАВОЩЕСМИАЫЦДЯЙЗЛЬ

(Дети прочитывают слово из оставшихся букв МОЛОДЕЦ)

- Контролирующее задание

1 класс Урок Русский язык Тема «Звуки [м], [м,].Буква М м»

Задание в парах. Зачеркни новую букву и прочитай слова.

МПОМДМАМРИ МУЛЫБМКУ

Проверка в парах «Сходи в разведку»

Хором читают

ПОДАРИ УЛЫБКУ


На разных школьных предметах можно использовать различные варианты заданий для парной и групповой работы. Вот некоторые из них.(Слайд 17)

Русский язык

  • Запись слов со взаимопроверкой

  • Составление звуковых схем слов

  • Составление схем предложений

  • Работа с карточками в парах сменного состава

  • Разбор слова по составу

  • Работа с деформированным предложением

  • Работа с деформированным текстом

  • Составление слов по звуковой схеме

  • Составление предложений по схеме

  • Проверка орфограмм

  • Выбор способа проверки орфограмм

  • Составление плана

Математика

  • Взаимопроверка решений

  • Составление схем к задаче

  • Поиск способа решения:

- примеров с переходом через разряд;

- способов проверки результатов вычисления

  • Составление и решение задач:

- к одной схеме на разные темы:

- к разным схемам на одну тему:

- разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп

Чтение

  • Составление плана текста (словесного, картинного)

  • Чтения текста по ролям (инсценирование)

  • Составление рассказа о герое

  • Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры)

Окружающий мир

  • Составление плана- конспекта

  • Составление и решение кроссвордов

  • Проведение опытов


Формирование групп (Слайд18)

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы.


Группа по желанию

Обучающиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, то есть объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

– разделитесь на группы по … человек в каждой.

– разделитесь на  одинаковые группы.


«Случайная» группа

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.


Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных обучающихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

Если же выбор лидеров производится обучающимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Обучающиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Обучающиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает обучающимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.



Каковы «плюсы» групповой формы работы? (Слайд 19)

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во – первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во –вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких – то задач. В – третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализация знаний.

При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.


Заключение (Слайд 20)

Дети –это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считаем использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определённых условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащимся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организация учебной деятельности формируются коммуникативные навыки, дети переживают чувства наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит становятся счастливыми и здоровыми.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребёнка к познанию и развить его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!