СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология совместной исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во всех образовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология — совместная учебно-исследовательская деятельность обучающихся и преподавателей. Ее суть заключается в том, что в рамках различных форм образовательной работы обучающиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук.

Просмотр содержимого документа
«Технология совместной исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников»

ТЕХНОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Преподаватель Щигровского филиала

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

М.В. Скороходов

В настоящее время во всех образовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология — совместная учебно-исследовательская деятельность обучающихся и преподавателей. Ее суть заключается в том, что в рамках различных форм образовательной работы обучающиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук.

Напомним, что система образования представляется:

1) как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов;

2) как процесс, представляющий целостное единство обучения, воспитания, развития, саморазвития личности; сохранение культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; создание условий для развития личности;

3) как результат, т.е. уровень общей культуры и образованности подрастающего поколения, освоения потенциала, который был накоплен человечеством в процессе эволюционного развития

Образование представляет собой:

1) процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания;

2) процесс и результат обучения, выражающийся в формировании у студентов отношений к явлениям природы и общественной жизни;

3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни.

Цель современного образования – развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую действительность.

С целью развития позитивных качеств личности осуществляется:

– создание психолого-педагогических условий;

– создание ситуации успеха;

– использование психолого-педагогических приемов;

– использование разных педагогических технологий.

Технология – это наука о мастерстве.

Существуют самые разнообразные подходы к определению педагогической технологии:

– «это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на человека в процессе взаимодействия с ним…» (Н.Е. Щуркова);

– «продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателей» (В.М. Монахов);

– «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин);

– «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» (В.П. Беспалько);

– системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Можно выделить также главные признаки педагогической технологии.

1. Алгоритмичность действий и конкретный их результат.

2. Способность к повторению.

3. Способность к воспроизведению.

4. Применение любым преподавателем в любом колледже и группе.

Педагогические технологии направлены на развитие личности и её творческих способностей, т.е. умений выполнять творческие работы разного уровня сложности.

Основные виды творческих работ.

Информационно реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные — творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (кстати, хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне, может считаться исследовательской).

Экспериментальные — описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность — отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В случае гуманитарных наук объектом исследований являются, как правило, тексты, (собранные у информантов, архивы, первоисточники и т.д.).

В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы: зачем выполняется работа? Итоговый материал, выводы, дают ответ на вопрос: к чему пришли в результате выполнения работы? Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения основным приемам творческой работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.

Однако следует иметь в виду, что практика проведения научно-практических конференций и конкурсов показала: многие педагоги под исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности. Дело в том, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Но на практике часто встречается, что используя одинаковые источники, можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы — в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.

Научный (исследовательский) подход является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.). Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

В исследовательской работе, во-первых, должна быть сформулирована цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. В некоторых художественных произведениях по авторскому замыслу развязка, объясняющая цель написания романа или рассказа, наступает только в конце. В исследовательских же работах – стандартная композиция и структура, и от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками).

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле — изучение кислотности воды в водных объектах какого-либо заповедника). Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области.

В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть зависимость кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие пробы).

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотность с помощью индикатора, назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.

Использованные на нашем примере правила отбора и определения кислотности воды являются методикой исследования. Её описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, ночью или днем, сразу ли используется «лакмус», каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина), как записываются результаты). Докладчик должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость (например, возможные последствия использования недостаточно чистых банок).

Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы.

В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Затем рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые сведения. Наиболее наглядная форма представления данных — графическая. Следует попытаться представить себя на месте читателя, которому за время прочтения работы (а это 5—10 минут), сложно будет разобраться и в работе, и в характере представленных результатов; поэтому необходимо постараться максимально облегчить восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.

Исследовательская работа и доклад по ней — совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом нельзя зачитывать всю работу, перегружать его лишними данными.

Действительно, для освещения сути работы хватает и 10 минут, обычно предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы или в кулуарах. Главная задача докладчика сочно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. Доклад — личностная форма содержательного общения ученых, докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и тогда вся работа становится более понятной.

Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции — прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в отношениях докладчиков должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).

В инновационной педагогике существует несколько взглядов на понимание сущности совместной учебно-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей. Одной из наиболее распространённых точек зрения является её трактовка как новой педагогической технологии.

Современная педагогическая система пока ещё сильно страдает от того, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что «чужая правда трудно становится своей». Поиск же совместной «правды» создает как раз такую ситуацию, при которой обучающиеся добытые знания в совместной деятельности с преподавателем принимают для себя как истинные.

При постановке целей и задач перед студентами следует особое внимание уделять их актуальности. Не следует «впихивать» абстракции в сознание обучающихся, если они им не интересны. Необходимо найти «точки опоры» в личном интересе. Толчок к исследованию должен идти «изнутри» обучающегося, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, а это не даст необходимых педагогических результатов.

Вышеозначенные проблемы имеют место, потому что педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся должно осуществляться специально подготовленными преподавателями. Подготовка преподавателя к работе в современных условиях предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей, научение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих студентов.

Для исследовательской деятельности в первую очередь необходимы следующие умения:

– видеть проблемы;

– ставить вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определение понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперименты;

– делать умозаключения и выводы;

– структурировать материал;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов:

1) принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);

2) принципа осознанности (как проблемы цели и задач, так и хода исследования и его результатов);

3) принципа самодеятельности (студент может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт: можно десять раз выслушать, что такое литораль (прибрежная зона отлива на море), но понять это можно только тогда, когда это увидишь сам);

4) принципа наглядности (существующего в педагогике еще со времён Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо); наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где студент изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;

5) принципа культуросообразности (идущего еще от А. Дистервега и развиваемого в нашей стране К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и др.).

Формами представления исследовательской работы являются:

– выпускная квалификационная работа;

– курсовая работа;

– учебно-исследовательский проект;

– доклад;

– сообщение по теме;

– дневник наблюдений;

– алгоритм решения конкретной задачи;

– аннотированный библиографический список;

– терминологический словарь;

– реферат;

– аннотация;

– план решения проблемы (простой или сложный);

– исследовательский проект;

– научный отчёт;

– программа;

– словарь;

– справочное издание;

– статья;

– методические разработки по учебной, воспитательной работе;

– методические рекомендации по различным видам деятельности.

Преподавателю необходимо быть ученым в том смысле, что он должен знать, что он тоже не все знает. Конечно, исследование может быть новым для науки, что в XXI веке большая редкость, но может быть новым хотя бы только для исследователя. И нельзя забывать, что известное преподавателю решение проблемы снижает исследовательский задор его самого, что само собой негативно отражается на деятельности студентов. Таким образом, самое важное для преподавателя — это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать собственные наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога — основа успеха реализации исследовательской деятельности обучающихся.

Не секрет, что на практике в условиях современной системы образования все решает не только направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для студентов, личная увлеченность данной наукой и многие другие исключительно личностные индивидуальные характеристики преподавателя.


Приложение 1

Система совместных действий педагога и обучающихся

Технологические этапы

Действия педагога

Действия обучаемых

1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств студента, создание личного отношения к предмету обсуждения.

– Предлагает записать вопросы (ассоциации).

– Составляют вопросы.

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

– Предлагает записать всё, что известно об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы).

– Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

3. «Социоконструкция» - работа студентов в группах по построению этих элементов.

– Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием».

– Работают в парах по заданию преподавателя.

4. «Социализация» – выступление студента в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

– Организует работу в группах: «Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами».

– Предлагает студентам дополнительные задания.

–Работают в группах с заранее рассмотренными познавательными объектами. Выполняют дополнительные задания.

5. «Афиширование» – демонстрация произведений – работ студентов (текстов, рисунков, схем, проектов) в аудиториях, ознакомление с ними.

– Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

– Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

– Представляют результаты работы групп.

– Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.

6. «Разрыв» – внутреннее осознание обучающимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

– Фиксирует внимание студентов на возникших познавательных противоречиях.

– Организует работу обучающихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

– Осознают возникшие познавательные противоречия.

– Работают с источниками информации.

– Закрепляют и применяют полученные знания.

7. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию обучающихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

– Осуществляют рефлексию.

Приложение 2

Критерии оценки результативности технологии совместной исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников.

1. Развитие способности к рефлексии.

2. Развитие коммуникативной культуры студентов.

Результаты.

1. Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

2 Овладение интеллектуальными технологиями.

3 Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Ограничения.

1. Чрезмерное увлечение либо индивидуальной, либо групповой работой.

2. Недостаточный уровень сформированности общеинтеллектуальных умений.

3. Большие трудовые и временные затраты преподавателя в процессе подготовки справочного материала для обучающихся.

Практическая значимость.

1. Предложена очередная система, направленная на развитие профессиональных компетентностей педагогов и обучающихся.

2. Разработаны методические рекомендации для педагогов по применению педагогических методик в практике работы по организации студенческой научно-исследовательской деятельности.

3. Применение новых методик является необходимым при осуществлении самостоятельной работы по саморазвитию и самосовершенствованию педагогического мастерства.

4. Опыт проведения занятий с использованием новых методик показал, что результативность обучения возрастает. Для преподавателей данный опыт обеспечивает высокий уровень мотивации к профессиональному саморазвитию.

5. Многие педагоги используют технологии групповой работы в учебном процессе и признают, что технология совместной деятельности:

– учит мыслить проблемно, аргументировать свой ответ;

– педагоги и обучающиеся учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, творчески интерпретировать ее;

– весь материал четко структурирован и хорошо усваивается.

По мере приобретения подобного опыта как обучающийся, так и педагог становится субъектом собственной деятельности, ставит и реализует цели в практике работы, затем выходит на уровень систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности, проектируя ее в дальнейшем на более высоком уровне, повышая свою компетентность.

Закономерным показателем продуктивности данного опыта является то, что возрастает количество обучающихся, принимающих участие в научно-исследовательских конференциях. Возрастает количество и качество представляемых исследовательских и творческих работ.

Трудоемкость опыта заключается в том, что преподаватель должен:

– знать методику организации исследовательской работы;

– знать методику проведения дискуссии и деловой и игры;

– уметь устанавливать доверительные отношения с обучающимися и педагогами, без которых невозможно решать организационные и др. вопросы;

– обладать коммуникативными умениями;

– уметь вовлекать всех обучающихся и педагогов в совместные обсуждения и выполнение заданий;

– уметь применять разнообразные приемы педагогического воздействия.

Для разработки методических рекомендаций, дидактических материалов, памяток, тестов, инструкций требуется материально-техническая база и время.


Приложение 3

Библиография

1. Брыкова Е.С. Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. // Народное образование. – № 9. – 2008. – С. 188-191

2. Гаев П.А. и др. Научно-исследовательская деятельность обучающихся. Сборник статей и материалов. – Пенза. 2001.

3. Криволапова Н.А., Войткевич Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. /ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 79с.

4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование. – № 10. – 1999. – С. 152-158.

5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы //Завуч. № 1. – 2001. – С. 93-119.

6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006.

7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и обучающегося в современной системе образования. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.



9