СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология учебного сотрудничества как способ формирования умения учиться"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта по теме: "Технология учебногосотрудничества как способ формирования умения учиться"

Просмотр содержимого документа
«"Технология учебного сотрудничества как способ формирования умения учиться"»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования











ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ТЕМЕ:

«ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УЧИТЬСЯ»











Работу выполнила

Набалова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 59

с.п. Мулино,

Володарского района

Н. Новгород

2015





«В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться».

В. Мейерхольд

Введение

Тема моей работы «Технология учебного сотрудничества как способ формирования умения учиться».

Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования, она не может быть полностью решена в рамках начальной школы, однако если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе обучающиеся, умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым исключением.

Однако до сих пор в образовательной практике, к сожалению, это умение трактуется по-разному и, самое главное, отсутствует система работы учителя и учащихся над формированием этого умения, поэтому перед учителем встают определённые цель и задачи.

Развивая ребёнка, как субъекта собственной деятельности через использование технологии учебного сотрудничества мы ожидаем получить результаты, направленные прежде всего на формирование метапредметных УУД.

Данная работа проводилась с учащимися начиная с 1 класса, и сегодня находится на завершающем этапе. Учебное сотрудничество осуществлялось, как в обучении, так и в воспитании, где субъектами деятельности становятся все участники. Для того, чтобы реализовать всё выше сказанное были созданы условия, изучены вопросы теории в данной области, программа «Гармония», по которой занимаются учащиеся, также предусматривает организацию продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом.

Сегодня ФГОС НОО ставит в качестве центрального образовательного результата обучения в начальной школе умение учиться, а это ни что иное, как новообразование младшего школьного возраста, которое связано, в первую очередь, с освоением формы учебного сотрудничества.

На наш взгляд, используя грамотно, правильно данную технологию, возможно успешно реализовать решение проектных задач, а впоследствии проектную и исследовательскую деятельность, а также совместную деятельность детей и родителей, через такую форму работы, как «семейное дело».

Почему именно такая система предлагается нами?

Основная часть

Метод проектов в своей работе стала использовать с 2008 года (2 класс). Применяла данный метод на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, изобразительного искусства. Учащимися были созданы проектные работы, которые демонстрировались на уроках. (Например: «Изучение свойств снега и люда», «Болото. Его роль» и др.). Использовался данный метод и в рамках классных часов. (Например, тема: «Понятие образ жизни, здоровый образ жизни. Основные составляющие здорового образа жизни» - интегрированный проект (информационный, ролево-игровой, творческий). Тема «Так ли важен завтрак?» - (беседа с родителями, опрос одноклассников, поиск научной информации, выводы врачей). Классный час «Александр Невский – личность нации» - следствие – проекты о знаменитых людях, представление презентаций на предметных уроках. Проведение единого классного часа к 20летию со дня присоединения РФ к Конвенции ООН о правах ребёнка – имело своё продолжение (более углубленное изучение документа, активное посещение библиотеки, чтение сказок с анализом произведений). Следствие – проектная работа «Права детей», родительское собрание «Права ребёнка», совместная игра «Знатоки права». Работа в социуме (9 Мая – День Победы. 1 группа – сбор информации о ветеранах, 2 группа – подготовка открыток, 3 группа – концертная программа – поздравление). Кружок «Русская речь» (проектные работы «Что в имени тебе моём?», «Времена года» и др.) В 2010 году в рамках участия в межшкольном сетевом проекте муниципальной целевой программы «Одарённые дети» начал свою работу интеллектуальный клуб «Почемучки». Работа данного клуба была направлена на создание индивидуальных, групповых проектных работ. Выступления в НОУ. Позже, в 2011 -2012 учебном году, стало применяться разновозрастное сотрудничество – 1 и 5 классы.

Результатом данной работы было:

  • участие в районной научно-исследовательской конференции для младших школьников (Фесенко Е. – призёр)

  • участие во Всероссийском конкурсе «Я познаю мир»

  • участие в районном конкурсе «Ученик года -2011» (Фесенко Е. – победитель конкурса)

  • участие в районном историческом конкурсе исследовательских работ «История моей семьи в истории страны» (Стародубова Ю.- I место, Москалёв И.- II место)

  • участие в районных предметных олимпиадах (Iместо по окружающему миру)

  • участие в конкурсах и выполнение групповых творческих проектов. Например: проект «Земля - наш общий дом» (2 классных часа, творческое дело – «Полотно дружбы», работа представлена в детском доме творчества г. Нижний Новгород, на ул. Алексеевская) и другие проекты

Проектная, исследовательская деятельность – не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

Обобщая первый опыт своей работы в 2011 году, и начиная работать по ФГОС, мною был сделан вывод, что метод проектов – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. И ещё один аргумент в пользу проектов: многие проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включились в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы.

Было понятно, что данная работа требует продолжения и глубины изучения.

В 2011 году прошла квалификационные курсы по программе «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях внедрения ФГОС», где ближе познакомилась с проектной деятельностью, благодаря Моховой И.Н., ст. преподавателя кафедры начального образования НИРО, приняла участие в областном учебно-методическом семинаре «Проектный метод на уроках в начальной школе», в 2012 году участвовала в дистанционной межрегиональной конференции «Муниципальные методические службы: инновации и потенциал традиций».

Прочитала ряд литературы: Н.В. Иванова, Г.Н. Марунина «Как организовать проектную деятельность в начальной школе», К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников», А.Б. Воронцов «Организация учебного процесса в начальной школе», «Проектные задачи в начальной школе», под редакцией А.Б. Воронцова.

И появилось понимание того, чтобы проектная деятельность была эффективной и не приносила вреда, а предопределяла успешность всего последующего обучения необходимо использовать решение проектных задач. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Он становится субъектом собственной деятельности, а также решая проектные задачи, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать, логически размышлять, доказывать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробирования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Местом рождения учебного сообщества является 1класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки ребёнка. И проектная задача принципиально носит групповой характер.

Поэтому сразу появилась потребность в применении на уроках такой технологии, которая бы помогла «взаимодействию учителя и учеников в поиске необходимых знаний и способов действий» /Рунова Т.А./

Так технология учебного сотрудничества вышла на первый план и стала мною активно изучаться. Познакомилась с литературой в данной области, прошла модульные курсы по программе «Технология учебного сотрудничества в начальной школе» (куратор курсов Рунова Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО); участвовала в творческой мастерской «Технология учебного сотрудничества как способ формирования умения учиться» (на базе СОШ № 41 г. Н. Новгорода). Всё это помогло мне лучше разобраться и понять данную технологию.

С другой стороны, родители, которые помогали в осуществлении проектной, исследовательской деятельности, их было недостаточно, не все родители были заинтересованы и понимали значимость данной работы. Школа же (в условиях введения ФГОС) не может в полной мере реализовать те цели и задачи, которые стоят перед ней, без помощи и поддержки родителей. Отсюда возникает потребность - сделать родителей своими единомышленниками, активными участниками в организации воспитательного процесса в школе, а не пассивными наблюдателями его результатов, поэтому во внеурочной деятельности используем такую форму работы, как «семейное дело».

На наш взгляд «семейные дела» – это праздники, экскурсии, классные часы, игры, исследовательские экспедиции, спортивные соревнования – всё это с участием родителей, а также создание творческих коллективов взрослых и детей, семейные мастер-классы. Не стоит смешивать «семейные дела» и просто открытые занятия для родителей. Последние в современной школе не редкость, и их основная цель – предоставить родителям возможность почувствовать царящую в классе атмосферу, понаблюдать за своими детьми в сравнении с другими учащимися, примериться к уровню требований учителя, присмотреться к нему. Между тем разовый характер таких занятий и достаточно пассивная роль присутствующих на них взрослых не позволяют учителю качественно налаживать с родителями отношения педагогического сотрудничества. (С.Г Макеева «Начальная школа» 2002 г.)
«Семейное дело» является формой сотрудничества в системе «учитель – семья – ученик». Следовательно, «семейные дела» можно считать такой формой образовательно-воспитательного процесса, которая обеспечивает комфортность учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, стимулирует познавательную активность. Одновременно они являются одной из важных форм педагогического образования родителей, которая способна внести изменения в традиционно сложившуюся систему родительских лекториев. Необходимо было создать условия для проявления родителями инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях; развитие интереса к различным видам деятельности, способствующим реализации активного взаимодействия участников воспитательного процесса.

Что же несёт в себе «Семейное дело»? Начинается работа с домашней подготовки, выполнение которого допускает и стимулирует участие родителей. Например, традиции семейного чтения утрачиваются, а восстановить их можно с помощью домашних заданий «семейного характера», выполнение которых проверяется на «семейных делах» (например, литературная конференция).

Групповая работа. Во время занятия (конкурса, игры и т.п.) формируются небольшие группы из учащихся и родителей – «семьи». Они совместными усилиями решают проблему, поставленную учителем. Это семьи переменного состава. Кроме того, они могут и называться по-разному: на мероприятии духовно-нравственной направленности – семьи, на занятии творческом – бригады, на спортивном празднике – команды, на экологическом мероприятии – сообщества и т.п. Каждую «семью» возглавляет родитель, в нее входят и те дети, у которых родителей на «семейном» занятии по каким-то причинам не оказалось.


Диалог между родителями и детьми. Он предполагает, что в ходе дискуссии родители с детьми на «равных» могут ставить вопросы друг перед другом, нащупывая точки соприкосновения. Такие диалоги особенно необходимы на занятиях духовно-нравственного развития, социальной направленности.


Принятие родителями роли учителя: например, во время экскурсий, творческих дел, спортивных эстафет.


Выступление родителей в роли консультанта, т. е оказание дополнительной помощи учащимся в проектной, исследовательской, творческой деятельности.


Объединение групп – «семей» на завершающем этапе занятия (игры, проекта и пр.) в одну большую «классную семью» для подведения итогов деятельности, когда каждый ученик, и каждый родитель чувствует сопричастность к успешности в достижении знаний, умений.

Успешность «семейных дел» зависит от того, как будут реализованы данные принципы.

1. Обеспечение субъективной позиции всех участников процесса.
Реализация этого требования означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовать свои интересы, высказывать свои мнения, проявлять активность.
Главным условием для выполнения указанного требования является:


  • осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, мотивация на предстоящую работу;


  • включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования воспитательной деятельности;


  • овладение способами проектирования собственной деятельности;


  • предоставление возможности принимать самостоятельные решения;


  • ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;


  • привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
    2 Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей предполагает:

  • формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

  • осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

  • определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;

  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.
    3 Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

  • опору на положительные стороны родителей и детей;

  • раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

  • доверие ребенку и родителям;

  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

  • подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;

  • принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

  • восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;

  • содействие формированию доброжелательных, уважительных отношении между родителями и детьми;

  • создание ситуации проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

Реализация этих принципов означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать свои мнения, проявлять активность, доверять друг другу.

Работа должна осуществляться в системе.

В 1 классе «семейные дела» способствуют сплочению родительского коллектива, знакомству с детьми своего класса. Основная работа возложена на учителя. Родители же решают проблему, в первую очередь, своего ребенка, помогают именно ему.

Во 2 классе начатая работа дополняется новой задачей – стремлением родителей привлечь внимание одноклассников к своему ребенку. Родители готовы работать в небольших группах, могут помочь учителю распределить роли для выполнения коллективных заданий в этих группах, направлять каждого на успешность в достижении общей цели, но при этом предпочтение отдают своему ребенку, поднимая его авторитет среди одноклассников. Это способствует самоутверждению ученика в классе.

В 3 – 4 классах начинают формироваться группы детей по интересам. Учитывая эти интересы, родители готовы принимать ту группу, в которой оказался его ребенок, прислушиваться к мнению одноклассников. На «семейном» занятии они могут выступать в роли организаторов работы групп для осуществления какой-то идеи.

С удовольствием дети и родители обсуждают возникшие проблемы, находят выход из них. Это способствует сближению родителей и детей, дает возможность устанавливать взаимопонимание в семьях, расширять кругозор в первую очередь родителей, чаще сообща обращаться к книгам и вместе с детьми добывать нужную информацию. Отсюда возрастает детский интерес к изучаемым предметам. Но и этого нельзя было реализовать без технологии учебного сотрудничества.

Вывод

В нашей практике используются перечисленные методы и формы работы и все они включают в себя принципы учебного сотрудничества. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя всё существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)

Другими словами – метапредметные УУД, о которых мы говорили ранее.

Постепенно переходим к проектной деятельности, где выполняем групповые проекты: социальные, познавательные, конструкторские, исследовательские, тем самым решаем поставленные задачи и приходим к ожидаемому результату.

«Семейное дело» даёт возможность достигнуть следующих результатов:

Для родителей:

  • Повышение педагогической культуры

  • Совершенствование межличностных отношений между всеми участниками

  • Расширение партнёрских взаимоотношений с учителем



Для учащихся:


  • Развитие познавательной активности с учётом индивидуальных особенностей

  • Обеспечение комфортного, доброжелательного отношения

  • Умение работать в группе



Для учителя:

  • Совершенствование межличностных отношений между всеми участниками

  • Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями

  • Повышение уровня качества обученности учащихся


Чтобы доказать эффективность проделанной работы, мы провели диагностику с детьми и родителями, используя представленные методики

Диагностические методики изучения УУД младших школьников

Коммуникативные УУД

Методика «Ковёр»

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи

Познавательные УУД

Предметная педагогическая диагностика

Цель: выявление уровня умения

  • самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем (словари, энциклопедии, сеть Интернет )

Регулятивные УУД

Методика «Палочки и чёрточки» (У.В. Ульенкова) – (1 -2 кл.)

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности

Диагностика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) – (3 – 4 кл.)

Цель: оценка уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Цель: выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности

Диагностические методики изучения семьи учащихся

Анкета «Знакомство с родителями»

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»

Цель: Вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.

Анкета «Ваш ребёнок»

Цель: Изучение характера учащихся, взаимоотношений в семьях

Методика «Незаконченные предложения»

Цель: Изучение взаимоотношений родителей и учащихся

Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

Цель: выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Методика «Сочинение – размышление» (4 класс)

Единая цель и родителей и учителя: сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье лучше.

И получили следующие показатели, которые свидетельствуют о том, что выбранная технология работает на перспективу и даёт положительные результаты. (см. Приложение)

Сегодня мы можем сделать вывод: технология учебного сотрудничества – хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. Данная технология помогает «взаимодействию учителя и учеников в поиске необходимых знаний и способов действий» при решении проектных задач. Так как «Семейное дело» является формой сотрудничества в системе «учитель – семья – ученик», то используя данную технологию в системе урочной и внеурочной работы, мы успешно формируем коммуникативные УУД.

Способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что есть положительная динамика и результат.




Выход

2011 – 2012 уч. год (1 класс)

Решение проектных задач, проектная, исследовательская деятельность

«Семейное дело» - как форма организации воспитательного процесса

- Использование данного опыта в решении проектных задач на уроках математики, письма, чтения, окружающего мира.

- Демонстрация данного опыта на семинаре по преемственности между школой и ДОУ для учителей, воспитателей, родителей (урок математики)

- Интеллектуальный клуб «Почемучки».

(разновозрастное сотрудничество – 1, 5 классы). Созданы первые проектные работы – выступления в школьном научном обществе

-Читательская конференция по произведениям Берестова (в рамках цикла мероприятий «Мои любимые игрушки»)

-«Весёлые старты» - участие в командах.

Выход 2012 – 2013 уч. год (2 класс)

- Применение данного метода (решение проектных задач) на уроках русского языка, литературного чтения, ИЗО, математики, окружающего мира.

- Интеллектуальный клуб «Почемучки».

(разновозрастное сотрудничество – 2, 6 классы). Созданы проектные работы – выступления в школьном научном обществе, демонстрация на уроках. Проектные работы: Н-р, «Что в имени тебе моём?», «Времена года» и др.)

- «Семейный» классный час на тему «Почитай отца и матерь свою». Этот классный час способствовал не только углубленному знакомству с произведениями Л. Н. Толстого, но и был направлен на умение совместно с родителями, находить ответы на жизненные вопросы. Родители учили детей помогать друг другу, учиться сообща.

-«Весёлые старты» - участие в командах (ежегодно)

- Групповое занятие по проектной деятельности совместно с родителями «Парад головных уборов».

- Работа над проектом настолько заинтересовала и увлекла родителей, что вышла за рамки проекта и родители самостоятельно разработали и провели праздник – игру «Парад Шляп», а также сами активно в нем участвовали.

Выход 2013 – 2014 уч. год (3класс)

- Применение данного метода (решение проектных задач) на уроках русского языка, литературного чтения, истории, ИЗО, математики, окружающего мира.

- Проектные работы (выступление на муниципальной научно-исследовательской конференции – призёры)

- Классный час «Твои права» – имело своё продолжение (более углубленное изучение документа, активное посещение библиотеки, чтение сказок с анализом произведений). Родительское собрание «Права ребёнка»,

совместная игра «Знатоки права». - Родители же нашего класса, уже сегодня, выступают в роли организаторов, исполнителей не только в классных мероприятиях, но и в общешкольных. (Например, на «Хлебных именинах», не только пекли вкусные пироги и каравай, но и показали всем детям начальных классов кукольный спектакль; предложили провести совместно общешкольную ёлку, обратившись к администрации школы – сами приняли активное участие в организации этого проекта

-«Весёлые старты» - участие в командах (организованы и проведены родителями – (дети и учитель - участники))

Выход 2014 – 2015 уч. год (4класс)

- Применение данного метода (решение проектных задач; проектная, исследовательская деятельность) на уроках русского языка, литературного чтения, истории, ИЗО, математики, окружающего мира.

- Проектные работы (выступление на муниципальной научно-исследовательской конференции – победители)

-«Весёлые старты» - участие в командах (организованы и проведены детьми – (родители и учитель - участники))

- «Новогоднее представление в лесу» - проект родителей. Продолжение – творческие проекты детей совместно с родителями «По воспоминаниям праздника».

- Работа в социуме (2015 год – 70 лет Победы). Учащиеся совместно с родителями выступили с инициативой восстановления школьного музея Боевой Славы, провели большую поисково-краеведческую работу, собрали много материала, пообщались с ветеранами Великой Отечественной войны, администрация выделила кабинет, а родители класса сделали ремонт, РК класса вышел с инициативой к другим классным коллективам – были собраны средства, на которые приобретаются стенды для музея. Учащиеся выполнили проект «Никто не забыт – ничто не забыто!» - данный проект был представлен на муниципальной научно-практической конференции мл. школьников «Я – исследователь», где ребята стали победителями.

- Группа учащихся нашего класса представляла школу в муниципальном фестивале «Золотое кольцо России», где стала победителем в номинации «Путешествие по страницам истории» - проектную работу ребята выполняли коллективно вместе с учителем и родителями.

- В этом году провели ряд мероприятий с отцом Георгием и представителями Выксунской Епархии, мероприятия проходили по просьбе детей и родителей, где обсуждались вопросы нравственности, здорового образа жизни, семейного воспитания. Затем некоторые учащиеся приняли участие в муниципальном конкурсе «Моё Отечество», которое проводила Выксунская Епархия. Проектные работы выполнялись детьми и родителями).

2011-2015 уч.г.

(1 – 4 класс)

Активное участие в конкурсах муниципального уровня.

Высокий уровень обученности учащихся.

- Участие семей в муниципальных спортивных соревнованиях.

- Поездки – путешествия по Нижегородской области

- Совместные игры, конкурсы, мастер-классы…




Материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков в начальной школе и при планировании воспитательной работы.

В 2015году планирую продолжить работу с применением технологии учебного сотрудничества в рамках программы внеурочной деятельности «УТРО» (автор Тивикова С.К.)









Диаграмма 1 . Умение взаимодействовать в группе



Диаграмма 2. Умение вести совместный поиск (согласовывать свои действия, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)



Диаграмма 3. Умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнёра, вносить соответствующие коррективы в их выполнение





















Литература

  1. Андреева Г.М. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992, № 2.

  2. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 1985. № 4.

  3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988.

  4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПН - 1959 - 346 с.

  5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1996.- 256 с.

  6. Веренкина И.М. Преодоление возможных конкретных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии.-1986.-№3.

  7. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 С.

  8. 9. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.:АПН - 1962.- 288 с.

  9. Воспитываем личность в начальной школе», Н.Ф. Дик Ростов-на Дону, 2005г.

  10. «Воспитание личности в коллективе», Я.Г. Плинер, Москва, Педагогический поиск, 2000г.

  11. «Воспитание младшего школьника», Л.В. Ковинько, Москва, Изд. «Академия», 1998 г.

  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.

  13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избр. псих, исслед.- М., 1956.

  14. 14Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение.

  15. «Изучение универсальных учебных действий младших школьников» (методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, зам. директора по начальному образованию), Н.Новгород, 2012 г.

  16. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы общения в начальных классах).- М.: Просвещение, 1970.

  17. Занков Л.В. Общение и развитие.- М.: Педагогика, 1968.

  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1998.-360 с. 16 «Как организовать проектную деятельность в начальной школе», Н.В. Иванова, изд. АРКТИ, Москва, 2011 г.

  19. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе», Н.В. Иванова, изд. АРКТИ, Москва, 2011 г.

  20. «Классный руководитель в современной школе», В.П. Сергеева, Москва, Педагогическое общество России, 1999 г.

  21. . Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Лен.: 1976. «Организация внеурочной деятельности», Н.Новгород, НИРО, 2011 г.

  22. Организация воспитательной работы в классе (методическое пособие для классного руководителя)/В.И.Созонов,М.: Центр «Педагогический поиск»,2002г.

  23. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для пед.спец.выш.учеб.заведений/И.А.Зязюн и др.- м.,Просвещение,1989г.

  24. «Планируемые результаты начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011г.

  25. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания», Москва, «Просвещение», 2011г.

  26. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», Москва, «Просвещение», 2011г.

  27. «Родительские собрания», Москва, «ВАКО», 2008 г.

  28. «Справочник классного руководителя» (1 – 4 классы), Москва, «ВАКО», 2008 г.

  29. Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» - М.,Просвещений,1981

  30. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» - М.,педагогика,1990 г.

  31. . Концепция общего среднего образования (проект)//ВНИК « Школа ». М., 1988.

  32. Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная школа. - 1994. - №3. - С.30-34.

  33. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 360 С.

  34. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М.: Педагогика. -1979.-201 с.

  35. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 С.

  36. Львов М. Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М, 1983.

  37. Львов М. Р. Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие. - М.: Просвещение. -1987.-415с.

  38. Львов М. Р. Хрестоматия по МПРЯ методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. - М: Просвещение. - 1996.-352с.

  39. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания российского языка:Учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1988.- 240 С.

  40. Лядиус В. Я. Нигуре И. п. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: международная педагогическая академия. - 1994.

  41. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская - 2-е изд., Перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 С.

  42. Методические трудности развития педагогической науки/Под ред. П.Р.Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. - 240С.

  43. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с.











12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!