СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология уровневой дифференциации обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается вопрос об уровневой дифференциации обучения. Проблема дифференцированного обучения учащихся имеет не только научное, но и важнейшее социально – практическое значение, поскольку через неё вскрываются такие основополагающие особенности личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге способности, талант и одаренность каждого ученика.

 

Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации обучения»

Технология уровневой дифференциации


обучения


Проблема дифференцированного обучения учащихся имеет не только научное, но и важнейшее социально- практическое значение, поскольку через нее вскрываются такие основополагающие особенности личности, как задатки, предпосылки, талант и одаренность каждого ученика.


Сейчас никто не станет отрицать, что талант одно из важнейших, если не самое главное богатство каждой страны. Формирование интеллекта нации способствует развитию и укреплению государства.

Под интеллектом понимается относительно устойчивая структура умственных способностей. В решении вопроса воспитания интеллектуальной элиты принимают участие всевозможные фонды, корпорации, ведётся широкая исследовательская и экспериментальная работа над разработкой модели дифференцированного обучения учащихся.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств( гомогенная группа), или дифференцированное обучение- это часть общедидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, или дифференцированный подход в обучении- это комплекс методических, психологопедагогических, организационно-

Управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология уровневой дифференциации обучения( ТУДО) представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По характерным индивидуально- психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу ( мужские, женские, смешанные классы, команды);

- по области интересов ( гуманитарные, физико- математические, химико- биологические классы, направление школы в целом);

- по уровню умственного развития;

- по личностно- психологическим типам;

- по уровню здоровья.

Классификационные параметры по уровню применения:


1.Можно использовать все уровни.


2.По философской основе - приспосабливающаяся.


3.По основному фактору развития – социогенная с допущениями биогенного характера.


4.По концепции усвоения – приспосабливающаяся.


5.По ориентации на личностные структуры – информационная.


6.По характеру содержания – обучающаяся, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ориентацией на личность и проникающая.


7. По типу управления познавательной деятельности – система малых групп + репетитор.


8.По организационным формам – все формы (индивидуальные, групповые, коллективные, альтернативные, классные, академические).


9.По подходу к ребенку – все виды ( личностно- ориентированный, свободное воспитание, авторитарный).


10.По преобладающему методу- объяснительно- иллюстративный с элементами программирования.


11.По категории обучаемых - технология массовых школ.



Целевые ориентации



1.Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.


2.Приспособление или адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.



ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ



ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ


1.Исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка и усреднение всех детей.


2.У учителя появляется возможность помогать слабым, уделять внимание сильным ученикам.

3.Отсутствует тенденция к снижению общего уровня преподавания.


4.Появляется возможность у учителя работать с трудными учащимися, которые плохо адаптируются к общественным нормам.


5.Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в своем образовании.



6.Повышается уровень неконцепции:сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые испытывают успех, избавляются от комплекса неполноценности.


7.В сильных повышается уровень мотивации учения.



8.В средних группах (сильные и слабые) учиться легче.


1.Деление детей по уровню развития негуманно.



2.Высвечивает социально- экономическое неравенство.


3Слабые лишаются возможности получить помощь от сильных.



4.Переход учащихся в слабые группы воспринимается как унижение их достоинства.



5.Несовершенство диагностики приводит к тому, что к категории слабых причисляются не ординарные дети.


6.Понижается уровень неконцепции: в элитарных группах повышается уровень самомнения (лучшие, умнее); в слабых- снижается уровень самооценки.



7.В слабых группах- понижение уровня мотивации учения.



8.Перекомплектование разрушает классный коллектив.


Как на каждом уроке учесть индивидуальные особенности учеников и научить всех –холериков, флегматиков, «звёзд» и «отверженных»,одарённых детей и детей с отклонениями в поведении и развитии? Ответ прост. Когда обучение будет приспособлено к уровню развития данного ученика. Наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения стала уровневая дифференциация учащихся, основанная на личностно-ориентированном характере образования. Она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учетом зоны ближайшего развития школьников. .

Основные исходные положения уровневой дифференциации учащихся:

- планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану( базовому уровню образования)должны быть посильны и доступны учащимся, следовательно, реально выполнены большинством из них, а также заранее известны и понятны школьнику (рачиная от курса, раздела и кончая конкретной темой);


-минимальный уровень требований к знаниям и умениям учащихся определяет стандарт образования;


-различный уровень обучения определяется преимущественно глубиной содержания образования;


-создать каждому ученику ситуацию успеха;


-вовлекать каждого ребёнка в активную познавательную деятельность;


-предоставить каждому ученику возможность работать:

а) в своём темпе;

б) на своем уровне сложности- репродуктивном ( отметка «3»,

аналитическом ( отметка «4» ), творческом ( оценка «5» ).


Для этого необходимо разработать по всем темам предметов разноуровневые дидактические материалы, а также выстроить уроки в определенную систему предусматривающую разные способы объяснения материала учителем ( большими или малыми порциями), индивидуальную самостоятельную работу школьников, выполняющих познавательные задания.

Приступая к изучению биологии учитель должен знать требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся, чтобы составлять варианты разноуровневых письменных (текущих, тематических, итоговых) контрольных работ ( обычной или тестовой форме) на их основе.

Ориентируясь на конечные результаты обучения, учитель в процессе изучения конкретной темы, раздела может использовать разноуровневые задания, вопросы, упражнения, как в традиционной, так и в тестовой форме.

Карточки с разноуровневыми заданиями можно использовать с различной дидактической целью (изучение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний и умений). Задания в таких карточках обычно проверяют либо умения решать биологические задачи, либо знания положений теоретического материала. Чаще всего такие карточки даются на уроке либо сильному ученику, либо слабому, либо группе учащихся. Сильному ученику, чтобы он не « скучал» во время работы учителя с классом, слабому ученику, чтобы было за что поставить отметку. Эти задания фиксируют достижения определенного уровня. На уроках работа по индивидуальным карточкам, рассчитанная на 15-20 минут, может служить с одной стороны гибким контролем- диагностикой, а с другой- выполнять развивающуюся (обучающую) функцию. Основная же цель включения карточек в учебный процесс – оперативное установление обратной связи.

Во время решения таких заданий ученик может задать вопросы учителю по условию и по ходу решения. Полученная информация в результате работы выполнения заданий карточек позволяет учителю сделать вывод о достижении базового уровня на данном этапе обучения каждым учеником класса. Кроме того , в рамках такой работы учитель имеет возможность помочь «слабому» ученику в решении задач и усвоении теоретического материала, а «сильному» продемонстрировать свои знания.

Учитывая неоднородность учащихся класса, для одной темы необходимо 8 карточек: 2 карточки для учащихся с низким уровнем усвоения (А),4- среднего уровня усвоения знаний (Б),2- для учащихся продвинутого уровня (В).

Конечно же, нельзя утверждать, что такие карточки полностью проверят все умения и навыки, которыми должен владеть каждый ученик в процессе изучения данной темы.

Составленные таким образом индивидуальные карточки позволят дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений каждого ученика на каждом этапе процесса обучения наряду с традиционными формами контроля.

Индивидуальная работа по карточкам может быть предложена учащимся после изучения всех понятий изучаемой темы , когда идет отработка навыков и закрепления знаний. Карточки даются сильным ученикам в начале урока во время проверки выполнения домашнего задания. В то же время можно предложить карточки средним и слабым ученикам если домашняя работа была дифференцированной.

Уместным будет применение карточек после самостоятельной или контрольной работы. В это время должна происходить коррекция знаний, умений и навыков для учащихся всех уровней подготовки, поэтому уроки анализа контрольной или самостоятельной рабат должны включать в себя индивидуальные формы работ.

Учащимся, успешно справившимся с работой, можно давать карточки в любой момент времени анализа самостоятельной или контрольной работ, за исключением случая, когда рассматривается массовая ошибка.

Слабые учащиеся могут работать с карточками во время разбора решений задач продвинутого уровня (иначе, не понимая, они просто «отключаются»). Типична и другая ситуация, когда слабый ученик во время разбора вроде бы очень «нужных» заданий теряет всякий интерес к происходящему на уроке, в тот момент следует предложить ему посильную работу – карточку.

Работа по карточкам ни в коем случае не может являться фронтальной, поэтому такая работа не заменяет письменной самостоятельной работы, а тем более – контрольной работы.

Составление заданий – карточек – кропотливый труд. При составлении нужно учитывать дифференциацию в обучении (уровни), при этом задания одной карточки должны обеспечивать комплексную проверку знаний изучаемой темы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!