СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования:

- выявить особенности содержания и  организационные основы   системного  подхода к воспитанию  В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,  Н.Л.Селивановой; - определить пути и способы

 использования данной технологии  в развитии и совершенствовании  современной педагогической науки.

Просмотр содержимого документа
«Технология воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)»

Технология воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)  Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Школа № 29» г.Дзержинска  Пантелеева Татьяна Михайловна    2015 год

Технология воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Школа № 29» г.Дзержинска

Пантелеева Татьяна Михайловна

2015 год

 Цель исследования: - выявить особенности содержания и  организационные основы системного  подхода к воспитанию  В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,  Н.Л.Селивановой; - определить пути и способы  использования данной технологии  в развитии и совершенствовании  современной педагогической науки.

Цель исследования:

- выявить особенности содержания и

организационные основы системного

подхода к воспитанию

В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,

Н.Л.Селивановой;

- определить пути и способы

использования данной технологии

в развитии и совершенствовании

современной педагогической науки.

  Объект исследования:  технология  воспитания на основе системного подхода В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой Предмет исследования:  содержание и организационные основы  системного подхода к воспитанию  В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,  Н.Л.Селивановой .

Объект исследования:

технология воспитания на основе

системного подхода В.А.Караковского,

Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой

Предмет исследования:

содержание и организационные основы

системного подхода к воспитанию

В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,

Н.Л.Селивановой .

 Задачи: рассмотреть теоретические основы понятий «воспитание», «воспитательная система» в концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой; исследовать основные компоненты системного подхода к воспитанию В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой

Задачи:

  • рассмотреть теоретические основы понятий «воспитание», «воспитательная система» в концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой;
  • исследовать основные компоненты системного подхода к воспитанию В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой

Понятие  «воспитательная система» в настоящее время становится все более распространенным. В ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

Понятие «воспитательная система» в настоящее время становится все более распространенным.

В ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

Современная теория воспитания  «Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы»  Теоретики и практики воспитания: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова  «Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего»  Л.И.Новикова

Современная теория воспитания

«Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы»

Теоретики и практики воспитания: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова

«Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего»

Л.И.Новикова

 Разработчиками теоретических и методических  основ использования системного подхода  в воспитании являются  Владимир Абрамович Караковский  ( директор средней школы № 825 г.Москвы, народный учитель РФ, член-корреспондент РАО,  доктор педагогических наук, профессор ),  Людмила Ивановна Новикова ( академик РАО ), Наталья Леонидовна Селиванова ( доктор педагогических наук, профессор )

Разработчиками теоретических и методических

основ использования системного подхода

в воспитании являются

Владимир Абрамович Караковский

( директор средней школы № 825 г.Москвы,

народный учитель РФ,

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор ),

Людмила Ивановна Новикова ( академик РАО ),

Наталья Леонидовна Селиванова

( доктор педагогических наук, профессор )

Определение понятия «воспитание»  В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

Определение понятия «воспитание»

В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

   Цель воспитания    Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности

Цель воспитания

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности

   Воспитательные задачи    формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира;  формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;  приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;  развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;  формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации

Воспитательные задачи

  • формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира;
  • формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
  • развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;
  • формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации
Принципы воспитательного процесса  личностный подход в воспитании;  гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;  средовой подход в воспитательной деятельности;  дифференцированный подход к воспитанию детей;  природосообразность воспитания;  культуросообразность воспитания;  эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка

Принципы воспитательного процесса

  • личностный подход в воспитании;
  • гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
  • средовой подход в воспитательной деятельности;
  • дифференцированный подход к воспитанию детей;
  • природосообразность воспитания;
  • культуросообразность воспитания;
  • эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка
Содержание воспитательного процесса  Основу содержания воспитания, по мнению В.А.Караковского, составляют общечеловеческие ценности:  Человек  Семья  Труд  Знания  Культура  Отечество  Земля  Мир

Содержание воспитательного процесса

Основу содержания воспитания, по мнению В.А.Караковского, составляют общечеловеческие ценности:

Человек

Семья

Труд

Знания

Культура

Отечество

Земля

Мир

Воспитательная система , по мнению авторов концепции, это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат»

Воспитательная система ,

по мнению авторов концепции,

это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат»

Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: 1)моделирование строящейся воспитательной системы; 2)организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; 3)корректировку возникающих отношений в этом процессе; 4) рациональное использование воспитательного потенциала среды

Управление развитием воспитательной системы,

по мнению авторов концепции,

включает четыре основных направления:

1)моделирование строящейся воспитательной системы;

2)организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности;

3)корректировку возникающих отношений в этом процессе;

4) рациональное использование воспитательного потенциала среды

Методы воспитания    Главным критерием классификации методов воспитания (по В.А.Караковскому) является выбор средств воспитания:  воспитание словом;  воспитание делом;  воспитание ситуацией;  воспитание игрой;  воспитание общением;  воспитание отношениями

Методы воспитания

Главным критерием классификации методов воспитания (по В.А.Караковскому) является выбор средств воспитания:

  • воспитание словом;
  • воспитание делом;
  • воспитание ситуацией;
  • воспитание игрой;
  • воспитание общением;
  • воспитание отношениями
Методы воспитания Научная лаборатория академика Л.И. Новиковой разработала классификацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком:  1. Методы изменения деятельности и общения;  2. Методы опосредованного взаимодействия  (методы изменения отношений);  3. Методы изменения компонентов  воспитательной системы школы

Методы воспитания

Научная лаборатория академика Л.И. Новиковой разработала классификацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком:

1. Методы изменения деятельности и общения;

2. Методы опосредованного взаимодействия

(методы изменения отношений);

3. Методы изменения компонентов

воспитательной системы школы

«Десять заповедей воспитания»  (по В.А. Караковскому) Главная цель воспитания – счастливый человек. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. Воспитание без уважения – подавление. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно. Развивай в себе незаурядность. Не будь занудой, не ной и не паникуй. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

«Десять заповедей воспитания» (по В.А. Караковскому)

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность.
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Для КТД характерны: обязательное участие всех учеников, учителей, родителей, выпускников;  обязательное общение разных возрастов; коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ;  высокое качество дел

Для КТД характерны:

  • обязательное участие всех учеников, учителей, родителей, выпускников;
  • обязательное общение разных возрастов;
  • коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ;
  • высокое качество дел
Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе  В.А. Караковского:  трудовые десанты,  спортивные соревнования и походы,  агиткалендарь,  историко-литературные обозрения,  встречи с интересными людьми,  конкурсы,  общественные смотры знаний

Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе В.А. Караковского:

  • трудовые десанты,
  • спортивные соревнования и походы,
  • агиткалендарь,
  • историко-литературные обозрения,
  • встречи с интересными людьми,
  • конкурсы,
  • общественные смотры знаний
Традиционные дела школы

Традиционные дела школы

Конкурсы

Конкурсы

Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе  В.А. Караковского: университет старшеклассника,  психологический семинар «Человек среди людей»,  научные встречи,  клуб «почемучек»,  турнир знатоков,  творческий калейдоскоп,  рыцарский турнир и др.

Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе В.А. Караковского:

  • университет старшеклассника,
  • психологический семинар «Человек среди людей»,
  • научные встречи,
  • клуб «почемучек»,
  • турнир знатоков,
  • творческий калейдоскоп,
  • рыцарский турнир и др.
Творческий калейдоскоп

Творческий калейдоскоп

Традиционные дела школы:

Традиционные дела школы:

Воспитание настроением Особое значение в технологии системного подхода к воспитанию придаётся эмоциональной насыщенности школьной жизни, «воспитанию настроением», стимулированию «педагогики радости», развитию игровой методики, утверждению игры как равноправного фактора воспитания (наряду с познанием, деятельностью и общением).

Воспитание настроением

Особое значение в технологии системного подхода к воспитанию придаётся эмоциональной насыщенности школьной жизни, «воспитанию настроением», стимулированию «педагогики радости», развитию игровой методики, утверждению игры как равноправного фактора воспитания (наряду с познанием, деятельностью и общением).

Главный функциональный узел системы  В.А. Караковского — коммунарский сбор , который проводится в течение трёх дней во время весенних каникул с обязательным выездом участников за город. Он представляет собой комплекс коллективных творческих дел.

Главный функциональный узел системы

В.А. Караковского — коммунарский сбор , который проводится в течение трёх дней во время весенних каникул с обязательным выездом участников за город. Он представляет собой комплекс коллективных творческих дел.

Подсистема отношений УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК УЧЕНИК - УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ

Подсистема отношений

  • УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК
  • УЧЕНИК - УЧЕНИК
  • УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ
Учитель - ученик Коллектив соединяют высоконравственные отношения учителей и учеников Ответственность Демократизм : открытость, творчество Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай Живи для улыбки товарищей Обстановка внутренней свободы, раскованности

Учитель - ученик

  • Коллектив соединяют высоконравственные отношения учителей и учеников
  • Ответственность
  • Демократизм : открытость, творчество
  • Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай
  • Живи для улыбки товарищей
  • Обстановка внутренней свободы, раскованности
 Учитель - ученик

Учитель - ученик

Ученик - ученик Ученики каждого класса делятся на группы по 5 – 6 человек В группе идёт интенсивный обмен деятельности как в урочной, так и во внеурочной работе Выступление ученика не только в качестве объекта, но и как субъекта

Ученик - ученик

  • Ученики каждого класса делятся на группы по 5 – 6 человек
  • В группе идёт интенсивный обмен деятельности как в урочной, так и во внеурочной работе
  • Выступление ученика не только в качестве объекта, но и как субъекта
Учитель - учитель Согласованность своих действий с педагогическим коллективом Единые цели и деятельность Работа должна иметь общешкольный характер

Учитель - учитель

  • Согласованность своих действий с педагогическим коллективом
  • Единые цели и деятельность
  • Работа должна иметь общешкольный характер
 Учитель - учитель

Учитель - учитель

«Заповеди педагогического коллектива» Школа – твой родной дом. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает. Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами былых улыбок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге главное – начинка. Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно. Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность. Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, не возникай. Право голоса имеет только настоящий друг детей. Помни, что администрация – друг человека. Копая, она ищет свежий, живительный источник. Не плюй в колодец, пригодится…

«Заповеди педагогического коллектива»

  • Школа – твой родной дом. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает.
  • Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами былых улыбок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
  • Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге главное – начинка.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
  • Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность.
  • Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, не возникай. Право голоса имеет только настоящий друг детей.
  • Помни, что администрация – друг человека. Копая, она ищет свежий, живительный источник. Не плюй в колодец, пригодится…

Подсистема управления Администрация во главе с директором школы Методические объединения школы Валеологическая, психологическая, социально-педагогическая службы школы Сообщество классных руководителей Микрогруппы учителей-предметников «Школа учителей-стажеров» Учитель (педагог)

Подсистема управления

  • Администрация во главе с директором школы
  • Методические объединения школы
  • Валеологическая, психологическая, социально-педагогическая службы школы
  • Сообщество классных руководителей
  • Микрогруппы учителей-предметников
  • «Школа учителей-стажеров»
  • Учитель (педагог)
Модель самоуправления в ученическом коллективе  Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.  Структура школьного самоуправления имеет три уровня:  I — базисный — ученическое самоуправление в классных коллективах, II — школьное ученическое, III — общешкольное самоуправление в коллективе школы

Модель самоуправления в ученическом коллективе

Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Структура школьного самоуправления имеет три уровня:

I — базисный — ученическое самоуправление в классных коллективах,

II — школьное ученическое,

III — общешкольное самоуправление в коллективе школы

      Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса     I группа - «критерии факта» - позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет;  II группа - «критерии качества» - помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

  • I группа - «критерии факта» - позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет;
  • II группа - «критерии качества» - помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности
Вывод  Наступило время педагогической рефлексии. Необходимо оглядеться вокруг и определить новые ценности политики образования, среди которых - приоритетность воспитания перед обучением и, как следствие, главенство воспитательной функции в образовательном процессе.

Вывод

Наступило время педагогической рефлексии. Необходимо оглядеться вокруг и определить новые ценности политики образования, среди которых - приоритетность воспитания перед обучением и, как следствие, главенство воспитательной функции в образовательном процессе.