Технология воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Школа № 29» г.Дзержинска
Пантелеева Татьяна Михайловна
2015 год
Цель исследования:
- выявить особенности содержания и
организационные основы системного
подхода к воспитанию
В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,
Н.Л.Селивановой;
- определить пути и способы
использования данной технологии
в развитии и совершенствовании
современной педагогической науки.
Объект исследования:
технология воспитания на основе
системного подхода В.А.Караковского,
Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой
Предмет исследования:
содержание и организационные основы
системного подхода к воспитанию
В.А.Караковского, Л.И.Новиковой,
Н.Л.Селивановой .
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятий «воспитание», «воспитательная система» в концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой;
- исследовать основные компоненты системного подхода к воспитанию В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой
Понятие «воспитательная система» в настоящее время становится все более распространенным.
В ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.
Современная теория воспитания
«Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы»
Теоретики и практики воспитания: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова
«Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего»
Л.И.Новикова
Разработчиками теоретических и методических
основ использования системного подхода
в воспитании являются
Владимир Абрамович Караковский
( директор средней школы № 825 г.Москвы,
народный учитель РФ,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор ),
Людмила Ивановна Новикова ( академик РАО ),
Наталья Леонидовна Селиванова
( доктор педагогических наук, профессор )
Определение понятия «воспитание»
В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.
Цель воспитания
Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности
Воспитательные задачи
- формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
- развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;
- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации
Принципы воспитательного процесса
- личностный подход в воспитании;
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
- средовой подход в воспитательной деятельности;
- дифференцированный подход к воспитанию детей;
- природосообразность воспитания;
- культуросообразность воспитания;
- эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка
Содержание воспитательного процесса
Основу содержания воспитания, по мнению В.А.Караковского, составляют общечеловеческие ценности:
Человек
Семья
Труд
Знания
Культура
Отечество
Земля
Мир
Воспитательная система ,
по мнению авторов концепции,
это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат»
Управление развитием воспитательной системы,
по мнению авторов концепции,
включает четыре основных направления:
1)моделирование строящейся воспитательной системы;
2)организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности;
3)корректировку возникающих отношений в этом процессе;
4) рациональное использование воспитательного потенциала среды
Методы воспитания
Главным критерием классификации методов воспитания (по В.А.Караковскому) является выбор средств воспитания:
- воспитание словом;
- воспитание делом;
- воспитание ситуацией;
- воспитание игрой;
- воспитание общением;
- воспитание отношениями
Методы воспитания
Научная лаборатория академика Л.И. Новиковой разработала классификацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком:
1. Методы изменения деятельности и общения;
2. Методы опосредованного взаимодействия
(методы изменения отношений);
3. Методы изменения компонентов
воспитательной системы школы
«Десять заповедей воспитания» (по В.А. Караковскому)
- Главная цель воспитания – счастливый человек.
- Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
- Воспитание без уважения – подавление.
- Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
- Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
- Развивай в себе незаурядность.
- Не будь занудой, не ной и не паникуй.
- Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
- Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
- Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Для КТД характерны:
- обязательное участие всех учеников, учителей, родителей, выпускников;
- обязательное общение разных возрастов;
- коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ;
- высокое качество дел
Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе В.А. Караковского:
- трудовые десанты,
- спортивные соревнования и походы,
- агиткалендарь,
- историко-литературные обозрения,
- встречи с интересными людьми,
- конкурсы,
- общественные смотры знаний
Традиционные дела школы
Конкурсы
Комплексные общешкольные дела (КТД) в школе В.А. Караковского:
- университет старшеклассника,
- психологический семинар «Человек среди людей»,
- научные встречи,
- клуб «почемучек»,
- турнир знатоков,
- творческий калейдоскоп,
- рыцарский турнир и др.
Творческий калейдоскоп
Традиционные дела школы:
Воспитание настроением
Особое значение в технологии системного подхода к воспитанию придаётся эмоциональной насыщенности школьной жизни, «воспитанию настроением», стимулированию «педагогики радости», развитию игровой методики, утверждению игры как равноправного фактора воспитания (наряду с познанием, деятельностью и общением).
Главный функциональный узел системы
В.А. Караковского — коммунарский сбор , который проводится в течение трёх дней во время весенних каникул с обязательным выездом участников за город. Он представляет собой комплекс коллективных творческих дел.
Подсистема отношений
- УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК
- УЧЕНИК - УЧЕНИК
- УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ
Учитель - ученик
- Коллектив соединяют высоконравственные отношения учителей и учеников
- Ответственность
- Демократизм : открытость, творчество
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай
- Живи для улыбки товарищей
- Обстановка внутренней свободы, раскованности
Учитель - ученик
Ученик - ученик
- Ученики каждого класса делятся на группы по 5 – 6 человек
- В группе идёт интенсивный обмен деятельности как в урочной, так и во внеурочной работе
- Выступление ученика не только в качестве объекта, но и как субъекта
Учитель - учитель
- Согласованность своих действий с педагогическим коллективом
- Единые цели и деятельность
- Работа должна иметь общешкольный характер
Учитель - учитель
«Заповеди педагогического коллектива»
- Школа – твой родной дом. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает.
- Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами былых улыбок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
- Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге главное – начинка.
- Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
- Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность.
- Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, не возникай. Право голоса имеет только настоящий друг детей.
- Помни, что администрация – друг человека. Копая, она ищет свежий, живительный источник. Не плюй в колодец, пригодится…
Подсистема управления
- Администрация во главе с директором школы
- Методические объединения школы
- Валеологическая, психологическая, социально-педагогическая службы школы
- Сообщество классных руководителей
- Микрогруппы учителей-предметников
- «Школа учителей-стажеров»
- Учитель (педагог)
Модель самоуправления в ученическом коллективе
Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Структура школьного самоуправления имеет три уровня:
I — базисный — ученическое самоуправление в классных коллективах,
II — школьное ученическое,
III — общешкольное самоуправление в коллективе школы
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
- I группа - «критерии факта» - позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет;
- II группа - «критерии качества» - помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности
Вывод
Наступило время педагогической рефлексии. Необходимо оглядеться вокруг и определить новые ценности политики образования, среди которых - приоритетность воспитания перед обучением и, как следствие, главенство воспитательной функции в образовательном процессе.