СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Изображение головы человека в пространстве

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок расчитан на формирование у детей представления о закономерностях конструкции головы человека и использование их в своих творческих работах.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Изображение головы человека в пространстве»



Воронцова Е.Г. 6абв 26.01.2017


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Урок 19


Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Формировать представление о закономерностях конструкции головы человека; учить изображать портрет человека с определенным настроением и в определенном ракурсе; учить видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

научатся пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве


научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге

понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

https://gallerix.ru/storeroom/825575191


Оборудование

Простой карандаш, бумага

Наглядно - демонстрационный материал

Репродукции картин: А. Дюрер «Строение головы», рисунки из трактата «О перспективе и пропорциях»; рисунки «Головы в разных ракурсах»

Основные понятия и термины

Мимика, ракурс





Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со - взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

(2-5 мин.)

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

- Здравствуйте ребята! (повторение понятий: анфас, линии построения, пропорции)

- А теперь послушайте рассказ и скажите, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке

- Давным-давно некий султан захотел иметь свой портрет. А был тот правитель слеп на один глаз.

Написать портрет вызвались многие художники: султан посулил за это богатое вознаграждение. О, наивные! Они думали, что достаточно лишь мастерства, чтобы угодить заказчику. Как жестоко они ошибались! Первый же портрет получился восхитительным и как две капли воды походил на султана, вплоть до чёрной повязки на незрячем глазе. Художник уже потирал руки в предвкушении награды. К великому его изумлению султан, увидев портрет, взбесился. - Ты издеваешься надо мной, глумишься над моим увечьем! - закричал он. - Эй, стража! Отрубить ему голову! После этого желающих написать портрет сразу же поубавилось.

- Но вот ещё один безумец решился рискнуть головой, и работа закипела. Художник трудился не покладая рук и вскоре завершил портрет. Сам автор был очень им доволен и считал, что награда уже у него в кармане. Ведь султан получился совершенно похожим и к тому же зрячим на оба глаза. Но, ко всеобщему удивлению, султан разъярился ещё сильнее. - И ты издеваешься?! - кричал он и топал ногами. - У меня один глаз, и все это знают, а ты нарисовал два. Эй, стража! Отрубить ему голову! Желающих написать портрет как ветром сдуло. Подумайте сами, мыслимое ли дело - угодить такому капризному заказчику?

Но прошло немного времени, и новый смельчак стучался в ворота дворца. - Одумайся, - уговаривали его друзья. - Дело совершенно безнадёжное. Разве тебе не жалко свою молодую жизнь? Или у тебя есть ещё одна голова? Но отговорить его не смогли. Вскоре портрет был готов. Все с нетерпением ждали, что скажет заказчик на этот раз. Султан взглянул на портрет и… остался им очень доволен. Он вознаградил художника втройне. И не столько за мастерство, в котором тот не превосходил своих собратьев, сколько за смекалку и ум. Как же художник вышел из положения?

- Правильно! Художник нарисовал портрет в профиль.

Рождение портрета – это таинство, подразумевающее контакт между двумя душами в процессе создания образа. Рассматривая портреты, можно увидеть и почувствовать характер, настроение человека в портрете. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от нее даже исходит тепло.

Выполняя какие-то действия, человек часто меняет положение головы. Зная пропорции головы в анфас и профиль, несложно нарисовать голову человека и в полу разворот, но при этом необходимо знать некоторые правила

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с понятием ракурса, попытаемся применить его в работе. Будьте внимательны, и тогда ваша самостоятельная работа будет выполнена успешно. На прошлых уроках мы познакомились с пропорциями, используемыми при изображении лица. Я предлагаю вспомнить пройденный материал.

- Молодцы! Я вижу, вы усвоили материал и теперь можно приступать к изучению новой темы.

Учащиеся отвечают на вопросы. Слушают учителя. Анализируют рассказ, формируют название темы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели


2. Изучение нового материала

(5-10 мин.)

Объяснительно-иллюстративный

Ракурс — поворот головы.

Виды ракурса:

Профиль — изображение головы сбоку.

Анфас — изображение головы спереди.

Три четверти — изображение головы в положении среднем между положениями профиль и анфас.


Если голова находится на уровне наших глаз, то конструктивные линии будут прямыми;

Если голова находится ниже уровня наших глаз, то конструктивные горизонтальные линии будут изогнутыми и направлены книзу;

Если голова находится выше уровня наших глаз, то эти конструктивные линии будут обращены вверх.

- Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт. Дюрер сделал рисунок кубического изображения головы для своего учения о пропорциях. Напечатанная в начале XVI века эта книга служила пособием при обучении рисунку. Внимательно рассмотрите его рисунок. По памяти соберите голову Дюрера из кусочков геометрических фигур (мозаика).

Для любого художника эти знания – бесценны.

А теперь переходим к следующему этапу изучения нашей темы – это эмоции - мимика.

Удивление - Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.

Страх – Так же, как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.

Отвращение - Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.

Злость - В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей — добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.

Счастье - Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.

Грусть - Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими. Сумев использовать знания, об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение

- Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность

Ребята парами собирают отдельные части в единое целое. Создают объемное строение головы человека по рисунку А. Дюрера. Слушают учителя. Определяют эмоции


Фронтальная работа и групповая работа.

Познавательные: пользуются

необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют и обобщают, создают объемное конструктивное изображение головы; изучают поворот и ракурс головы, соотношение лицевой и черепной части.

Коммуникативные: организуют работу в паре, обмениваются мнениями. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности


3. Творческая практическая деятельность

(20-25 мин.)

Репродуктивный

Физ-минутка. (профиль, анфас, три четверти)


- А сейчас попробуйте сами изобразить портрет человека с определенным настроением в понравившемся вам ракурсе

Ребята выборочно выполняют зарисовки

Индивидуальная работа

Познавательные: выполняют зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве.

Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели, самостоятельно исправляют ошибки


4. Итоги урока. Рефлексия

(5-7 мин.)

Беседа в форме «вопрос - ответ».

Посмотрим, получилось ли у вас справиться с заданием.

• Что такое ракурс?

• Какие основные виды ракурса вы знаете?

• При изображении головы в пространстве, что происходит с линиями построения?

• Что отражает характер и настроение человека в портрете?

• Как вы считаете, при создании портрета отражает ли художник на бумаге свое настроение?

• С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?

Ребята слушают учителя. Отвечают на вопрос

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!