1.Организационный момент (2-5 мин.) | Подготовка учащихся к изучению нового материала. | - Здравствуйте ребята! (повторение понятий: анфас, линии построения, пропорции) - А теперь послушайте рассказ и скажите, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке - Давным-давно некий султан захотел иметь свой портрет. А был тот правитель слеп на один глаз. Написать портрет вызвались многие художники: султан посулил за это богатое вознаграждение. О, наивные! Они думали, что достаточно лишь мастерства, чтобы угодить заказчику. Как жестоко они ошибались! Первый же портрет получился восхитительным и как две капли воды походил на султана, вплоть до чёрной повязки на незрячем глазе. Художник уже потирал руки в предвкушении награды. К великому его изумлению султан, увидев портрет, взбесился. - Ты издеваешься надо мной, глумишься над моим увечьем! - закричал он. - Эй, стража! Отрубить ему голову! После этого желающих написать портрет сразу же поубавилось. - Но вот ещё один безумец решился рискнуть головой, и работа закипела. Художник трудился не покладая рук и вскоре завершил портрет. Сам автор был очень им доволен и считал, что награда уже у него в кармане. Ведь султан получился совершенно похожим и к тому же зрячим на оба глаза. Но, ко всеобщему удивлению, султан разъярился ещё сильнее. - И ты издеваешься?! - кричал он и топал ногами. - У меня один глаз, и все это знают, а ты нарисовал два. Эй, стража! Отрубить ему голову! Желающих написать портрет как ветром сдуло. Подумайте сами, мыслимое ли дело - угодить такому капризному заказчику? Но прошло немного времени, и новый смельчак стучался в ворота дворца. - Одумайся, - уговаривали его друзья. - Дело совершенно безнадёжное. Разве тебе не жалко свою молодую жизнь? Или у тебя есть ещё одна голова? Но отговорить его не смогли. Вскоре портрет был готов. Все с нетерпением ждали, что скажет заказчик на этот раз. Султан взглянул на портрет и… остался им очень доволен. Он вознаградил художника втройне. И не столько за мастерство, в котором тот не превосходил своих собратьев, сколько за смекалку и ум. Как же художник вышел из положения? - Правильно! Художник нарисовал портрет в профиль. Рождение портрета – это таинство, подразумевающее контакт между двумя душами в процессе создания образа. Рассматривая портреты, можно увидеть и почувствовать характер, настроение человека в портрете. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от нее даже исходит тепло. Выполняя какие-то действия, человек часто меняет положение головы. Зная пропорции головы в анфас и профиль, несложно нарисовать голову человека и в полу разворот, но при этом необходимо знать некоторые правила - Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с понятием ракурса, попытаемся применить его в работе. Будьте внимательны, и тогда ваша самостоятельная работа будет выполнена успешно. На прошлых уроках мы познакомились с пропорциями, используемыми при изображении лица. Я предлагаю вспомнить пройденный материал. - Молодцы! Я вижу, вы усвоили материал и теперь можно приступать к изучению новой темы. | Учащиеся отвечают на вопросы. Слушают учителя. Анализируют рассказ, формируют название темы. Ставят перед собой цель | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели | |
2. Изучение нового материала (5-10 мин.) | Объяснительно-иллюстративный | Ракурс — поворот головы. Виды ракурса: Профиль — изображение головы сбоку. Анфас — изображение головы спереди. Три четверти — изображение головы в положении среднем между положениями профиль и анфас. Если голова находится на уровне наших глаз, то конструктивные линии будут прямыми; Если голова находится ниже уровня наших глаз, то конструктивные горизонтальные линии будут изогнутыми и направлены книзу; Если голова находится выше уровня наших глаз, то эти конструктивные линии будут обращены вверх. - Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт. Дюрер сделал рисунок кубического изображения головы для своего учения о пропорциях. Напечатанная в начале XVI века эта книга служила пособием при обучении рисунку. Внимательно рассмотрите его рисунок. По памяти соберите голову Дюрера из кусочков геометрических фигур (мозаика). Для любого художника эти знания – бесценны. А теперь переходим к следующему этапу изучения нашей темы – это эмоции - мимика. Удивление - Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх. Страх – Так же, как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью. Отвращение - Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта. Злость - В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей — добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами. Счастье - Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок. Грусть - Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими. Сумев использовать знания, об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение - Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность | Ребята парами собирают отдельные части в единое целое. Создают объемное строение головы человека по рисунку А. Дюрера. Слушают учителя. Определяют эмоции | Фронтальная работа и групповая работа. | Познавательные: пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют и обобщают, создают объемное конструктивное изображение головы; изучают поворот и ракурс головы, соотношение лицевой и черепной части. Коммуникативные: организуют работу в паре, обмениваются мнениями. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности | |
3. Творческая практическая деятельность (20-25 мин.) | Репродуктивный | Физ-минутка. (профиль, анфас, три четверти) - А сейчас попробуйте сами изобразить портрет человека с определенным настроением в понравившемся вам ракурсе | Ребята выборочно выполняют зарисовки | Индивидуальная работа | Познавательные: выполняют зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве. Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели, самостоятельно исправляют ошибки | |
4. Итоги урока. Рефлексия (5-7 мин.) | Беседа в форме «вопрос - ответ». | Посмотрим, получилось ли у вас справиться с заданием. • Что такое ракурс? • Какие основные виды ракурса вы знаете? • При изображении головы в пространстве, что происходит с линиями построения? • Что отражает характер и настроение человека в портрете? • Как вы считаете, при создании портрета отражает ли художник на бумаге свое настроение? • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока? | Ребята слушают учителя. Отвечают на вопрос | Фронтальная работа | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге | |