ТЕХНОЛОГИЯ УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно отследить успешность усвоения предметов учащимися, а опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность, как учителя, так и ученика.
Цель технологии:
- проанализировать и оценить результативность обучения;
- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
- проанализировать успешность обучения с учётом особенностей детей нашего класса;
- проанализировать личностное и социальное развитие учащихся;
- избежать в будущем ошибок.
Особенностью данной технологии является определение уровня усвоения материала по разным предметам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) каждым учеником, а так же определение общей обученности школьников по определённым темам, разделам и по предмету в целом. Кроме этого технология даёт возможность вести учёт личностного и социального развития учащихся.
Что эта технология даёт?
Учителю:
- даёт возможность оценить эффективность учебного процесса (методы, приёмы и формы обучения);
- даёт возможность судить о результативности своей работы;
- позволяет сделать вывод об обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся;
- даёт возможность судить о личностном и социальном развитии учащихся;
- позволяет правильно строить отношения с родителями учеников.
Ученику:
- не испытывает чувство страха перед учителем;
- может обратиться к педагогу за помощью, советом;
- личностный и социальный рост;
- видит свою значимость.
Родителю:
- всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери;
- каких успехов достиг их ребёнок в обучении;
- какие имеются пробелы в знаниях.
Особенно, помогает эта технология в первом классе, в условиях безотметочного обучения. Когда ребёнок не имеет отметок ни в тетрадях, ни в дневнике, ни в журнале, а родителю нужно сказать каких успехов достиг их ребёнок. В общем, ответить можно, а более детально трудно. Имея технологические карты, я могу конкретно говорить об успехах и пробелах в знаниях учащихся. Эта работа тоже индивидуальна. Сравниваю ребёнка только самого себя с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Такое сотрудничество позволяет нам получить в союзники родителей, и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.
Инструментом отслеживания достижений учащихся являются тесты, анкеты, опросники, контрольные работы, наблюдение. На основании результатов выполнения тестов, наблюдений, анкетирования, зачётов даётся качественная оценка общеучебных достижений учащихся. Результаты заношу в технологическую карту.
Тесты, которые я использую для проверки, состоят из двух блоков:
- блока, отражающего содержание образовательного стандарта;
- блока, соответствующего программе углублённого изучения предмета.
Алгоритм подхода к учёту индивидуальных достижений учащихся
Провожу входной контроль (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
Заношу результаты в технологическую карту при помощи условных знаков. Учащиеся заносят результаты в свои «Листы достижений» при помощи таких же условных знаков.
Провожу индивидуальные консультации, занятия в группе.
Отработка материала на уроках.
Промежуточный контроль.
Повторная коррекция.
Контроль ( контрольная работа, диктант, списывание, тесты )
Результативность. Фиксация результатов. Сравнение.
Анализ (педагогический диагноз: что есть положительного, что есть отрицательного).
Анализ (педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы наиболее удачны и результативны).
Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами).
Результативность. Фиксация результатов. Сравнение.
Сопоставление результатов детей и учителя.
От учителей такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени и сил, но результат, когда он становится очевидным, позволяет испытать ситуацию успеха и учителю и ребёнку