СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его основные признаки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследования предусматривает работу над понятием текст и выявлению его признаков.

Просмотр содержимого документа
«Текст и его основные признаки.»

ФИО (полностью) в дательном падеже

Назаренко Елене Викторовне

Должность, организация

Учитель русского языка и литературы МАУШИЛИ г. Калининград

Предмет

Русский язык

Название использованного(ых) учебного(ых) пособия(й) издательства «ДРОФА»

Е. И. Никитина «Русский язык. Русская речь. Учебник для 8 класса» Дрофа, 2013;

Р. И. Альбеткова «Русская словесность» Дрофа, 2014; Разумовская М.М., Лекант П. А. «Русский язык. 8 класс» Дрофа, 2013

Класс

8

Тема урока

«Текст и его основные признаки»

Электронный адрес

е[email protected]

Почтовый адрес (ИНДЕКС обязателен!)

236034 г. Калининград, ул. Дзержинского 166 «Б», кв.21.



Назаренко Елена Викторовна

Муниципальное автономное учреждение общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат г. Калининград
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема: «Текст и его основные признаки»
Тип урока:
урок развития речи
Цели:

- образовательная:

Расширить знания учащихся о сложном понятии «текст», выявить его основные признаки, определить их взаимосвязь и необходимость;

- развивающая:

Развивать умение определять признаки текста, находить тексты-оригиналы в созданных псевдотекстах, составлять самостоятельные тексты;

Развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки учащихся.

- воспитательная:

Воспитывать любовь к слову как к духовной ценности, формирующей эстетическое чувство читателя.

Задачи:

Определить, в чём заключается смысл метафоры «тайна текста»;

Раскрыть признаки текста, обращая внимание на то, О ЧЁМ и ЗАЧЕМ писал автор.

Реконструировать тексты, выделяя тему и основную мысль автора.



Ход урока

В начале урока ученики вспоминают всё то, что им известно о тексте, затем формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ в процессе исследовательской деятельности.

Слово учителя:

Вам предлагаются высказывания филологов о тексте. Приведём эти высказывания. Высказывание М. Бахтина: «Текст живёт, только соприкасаясь с другим текстом. Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, приобщающий данный текст к диалогу». Высказывание Ю. Лотмана: «Текст способен выступать в роли механизма смыслопорождения – источника множественного смысла ».

(Ученикам необходимо выделить те ключевые фразы, слова, которые связаны с понятием «текст» и прокомментировать их).

Слово учителя:

Как видно из высказываний филологов, текст открыт к диалогу с читателем.

Вопрос: Каким должен быть текст, чтобы он находился в диалоге с читателем?

(Ученики, привлекая свои знания, вспоминают признаки текста).

Ученикам предлагается рассказ Л. Петрушевской «Пуськи бятые».

(В процессе работы над данным фрагментом ученики должны обоснованно ответить, является ли он текстом. Отвечая на данный вопрос, ученики называют признаки текста)

дСяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
— О ее! О ее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!иалогу

Исследование в малых группах.

Каждой группе предлагается рабочий лист с заданием, которое направлено на выявление определенного признака текста.

Рабочий лист № 1 (тема, идея текста)

Перед вами разные тексты. Что их объединяет? Что их отличает? Как выражается авторская эмоция в текстах? Какие средства художественной выразительности помогают в её выражении?

Текст 1

…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето - осень ядреная»…

Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. (И. Бунин)



Текст 2

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки...

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли...

(К.Г. Паустовский)



Рабочий лист № 2 (микротемы)

Прочитайте текст. Какие микротемы можно в нём выделить? Графически обозначьте их. Какую роль они играют в тексте? Какую цель преследовал автор, создавая своё сочинение?

Фламинго, пожалуй, самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Всё в этой птице — розовый цвет оперения, длинная шея, розовые, непропорционально длинные ноги и красный, с чёрным концом, причудливо изогнутый клюв — производит

впечатление чего-то нереального, фантастического. Благодаря вытянутым ногам, такой же шее и сравнительно коротким крыльям в полёте фламинго напоминают своей формой крест. Фламинго в природе легко узнаются. Их трудно спутать с другими птицами. Держатся фламинго обычно стаями, реже небольшими группами, и поодиночке почти никогда не встречаются. Птицы кормятся на мелководье. Фламинго — птица осторожная.

Заметив издали человека, стая сразу взлетает. Для систематиков эти птицы до сих пор остаются загадкой. Как и у всех гусей, у них при линьке выпадают сразу все маховые перья, клюв с цедильным аппаратом напоминает по своему устройству гусиный, но некоторые другие признаки говорят о близости фламинго к голенастым птицам. Однако сейчас фламинго выделяют в отдельный отряд.



Рабочий лист № 3 (Определите, как связаны предложения в отрывке из трилогии Л.Н. Толстого. С помощью каких средств происходит эта связь? Посмотрите, как построено повествование: найдите главные члены предложения. Почему в большинстве из них нет подлежащего? )

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство. О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на лучшее счастье. Вспомнишь, бывало, о Карле Ивановиче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастья. Дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом.



Рабочий лист № 4 (композиционная завершённость текста)

Прочитайте текст, обращая внимание на его композицию. Что вы можете сказать о композиционной завершенности текста? Каких признаков текста в нём не хватает?

Ровно тысячу лет тому назад был на Руси храбрый и умный князь Владимир. Он ещё не знал тогда истинного Бога и поклонялся идолам. И запала в его сердце мысль, что он поклоняется не настоящим богам. Начал он присматриваться к другим народам – кто из них как молится Богу. И стали к нему тогда приходить посланные от разных народов, и каждый предлагал ему свою веру. Магометане говорили…

Связывание информации. Формулирование обобщения.

Ученики представляют признаки текста, которые выявили в процессе исследования и дают полное определение текста, включая новую информацию. После того, как составлено определение текста, предлагается работа с псевдотекстом. Необходимо найти тексты-оригиналы, определить их стилистическую принадлежность.

Между тем быстро стемнело. Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает — и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. На улицах стало теснее. Дома и заборы сбились в кучу в вечерней темноте. Деревья подошли из глубины дворов к окнам, под огонь горящих ламп. От ризы сыплются звёзды. Была жаркая и душная ночь. От каждого движения бросало в пот. Звёзды горят и светят

над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. Полосы керосинового света, падавшие во двор, струями грязной испарины стекали по стволам деревьев. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.


Домашнее задание

Составить текст по данному началу, озаглавить его, определить тему, основную мысль, средства связи предложений.







Литература


  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. Дрофа, 2014

  2. Антонова Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. М., 20012.

  3. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. Учебник для 8 класса. Дрофа, 2013.

  4. Новые образовательные технологии. Сборник методических материалов. Калининград, 2006.

  5. Новое содержание образования: Проблемно-исследовательский метод при работе с одарёнными детьми. М., 2009.

  6. Разумовская М.М, Лекант П. А. Русский язык. 8 класс. Дрофа, 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!