Урок 4
Тема: ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (§ 3, с. 15)
Цели урока:
-
повторить сведения о тексте и его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы текста, о видах связи и средствах связи предложений в тексте;
-
развивать коммуникативные и аналитические навыки учащихся; формировать умение определять способы развертывания темы, вид связи и средства связи предложений в тексте
-
создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.
Эпиграф: Не для школы, а для жизни учимся.
Сенека
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
Создание мотивации
— Римский философ, историк Сенека в I в. н. э. писал: «Не для школы, а для жизни учимся». Согласны ли вы с этим высказыванием? Знания, полученные на уроках русского языка, будут ли актуальны «для жизни».
III. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос или фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Простое
осложненное предложение».
— Чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями.) Какие знаки ставятся при обращениях? При вводных конструкциях? На какие группы делятся обособленные члены предложения? (Обособленные определения, в том числе приложения, и обособленные обстоятельства.) В каких случаях ставится (не ставится) запятая в предложениях с конструкциями с как? (См. таблицу урока 3.)
2. Проверка упражнения 18.
1. Причина была мелка, как порох (сравн. оборот). 2. Хан был телом сильный, как
бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода (сравн. обороты). 3. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало (сравн. оборот). 4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное, зеркало (сравн. оборот). 5. Павлику, как старшему по должности, выпала честь ехать с самим Нечичко (= по причине; обособл. приложение). 6. Осman выносил терзания и пытки, как исполин (сравн. оборот). 7. Шевченко впитывал содержание, книг, как земля впитывает внезапный ливень (СПП). 8. Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (СПП). 9. И слова были как искры, падавшие на сухое дерево (в составе сказуемого). 8. Я читал, что алоэ применяют как лекарство (= в качестве).
IV. Актуализация знаний по теме «Текст и его основные признаки»
1. Введение в тему.
— Мы продолжаем повторение изученного ранее. Тема сегодняшнего урока: «Текст и его основные признаки». Чем текст отличается от предложения? (Текст — это несколько предложений, частей, объединенных по смыслу и грамматически одной темой и основной мыслью.) Какие основные признаки текста вы знаете? (Тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность.)
2. Заполнение таблицы «Основные признаки текста».
— Начертите в тетрадях таблицу, состоящую из двух столбцов и семи строк. Первый столбец озаглавьте «Признаки текста». (Примечание: можно раздать распечатанную таблицу.) Давайте, вспомнив материал, который вы повторили дома, заполним часть таблицы, перечислив шесть основных признаков текста.
Учащиеся самостоятельно заполняют левый столбец.
Признаки текста | |
1) тематическое единство | |
2) развернутость | |
3) последовательность | |
4) связность (смысловая и структурная) | |
5) цельность | |
6) завершенность | |
— Сейчас самостоятельно устно охарактеризуйте каждый признак текста.
3. Работа с учебником.
3.1. Упражнение 21. Прочитать. Самостоятельная работа: выписать краткую характеристику каждого признака текста. Заполнение правого столбца таблицы кратким конспектом.
Таблица после заполнения может выглядеть так:
Признаки текста | |
1) тематическое единство | единство темы и основной мысли |
2) развернутость | наличие подтем, микротем |
3) последовательность | соблюдение композиции, элементы структуры трех типов речи |
4) связность (смысловая и структурная) | интонация; виды структурной связи: цепная, параллельная; средства связи |
5) цельность | единство композиционных и языковых средств |
6) завершенность | исчерпанность раскрытия темы |
3.2. Упражнение 22 (I часть — устно, II часть — письменно).
-
часть. Тема: взаимоотношения человека и природы; основная мысль: природа ожидает от человека миролюбия.
-
часть. Тема: свойства мудрого человека; основная мысль: человек должен быть честен, справедлив, терпелив. Орфограммы: советует (окончание глагола I спряжения), никогда (приставка ни- в наречиях пишется без ударения), терпеливо (глагольный суффикс -е-), переносить (приставка пере-), слабости (суффикс -ость).
-
Чтение правила на с. 16.
-
С опорой на правило записать в тетради:
Типы речи (способы развития основной мысли): повествование, рассуждение, описание. Виды структурной связи предложений: цепная и параллельная. Средства связи предложений: лексический повтор, синонимические замены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.
3.5. С опорой на правило составить схему:
Форма текста
внутренняя: содержание тема внешняя:
авторский замысел композиция языковые средства
Физминутка
3.6. Упражнение 23 (устно).
Подтемы и ключевые предложения по абзацам:
1-й абзац — словари и справочники — книги-всезнайки, 2-е предложение;
2-й абзац — в справочниках содержатся знания многих поколений, 3-е предложение;
3-й абзац — словари, объясняющие значение слов, 1-е предложение;
4-й абзац — словарь В. И. Даля, 1-е предложение;
5-й абзац — словарь под редакцией Д. Н. Ушакова, 1-е предложение; 5-й абзац — словарь С. И. Ожего-ва, 1-е предложение;
6-й абзац — энциклопедии, 1-е предложение;
7-й абзац — книга — источник знаний, 2-е предложение.
Языковые средства связи предложений в двух последних абзацах: лексические повторы (словари, мудрые), синонимическая замена (словари, мудрые книги), местоимения (в них, с этими).
3.7. Упражнение 25.
Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
Предложения с обособленными приложениями: Бог Меркурий, покровитель торговли и практических наук, а также путешественников и обманщиков, задумал вступить в брак. Аполлон, бог света и разума, обращает внимание жениха ни прекрасную деву Филологию, которая может дать Меркурию истинное счастье. (Распространенные приложения обособляются, так как находятся после определяемого существительного.)
Дополнительное задание:
-
определить тему и основную мысль текста;
-
назвать подтемы и микротемы;
-
указать вид связи и средства связи предложений во втором абзаце. Ответ:
-
тема: об учебнике Марциана Капеллы; основная мысль: гуманитарная наука филология сочетается с практическими познаниями;
-
1-я подтема: сватовство Меркурия (микротемы: неудачное сватовство, совет Аполлона, достоинства девы Филологии); 2-я подтема: изложение начальных глав учебника Капеллы (микротемы: это не пересказ мифа, семь основных дисциплин, философия как «наука наук»); 3-я подтема: учебник Капеллы в Западной Европе;
-
вид связи предложений во втором абзаце: цепная связь; средства связи предложений во втором абзаце: 1-е и 2-е предложения связаны однокоренными словами (пересказ, рассказа; изложение, излагается); 2-е и 3-е предложения связаны лексическим повтором (семь свободных искусств).
V. Рефлексия. Подведение итогов
— Как вы считаете, можно ли связать высказывание римского философа, историка Сенеки, которое мы использовали в качестве эпиграфа, с темой нашего урока?
— Почему сведения о тексте и его основных признаках нужно знать «не для школы, а для жизни»?
— Помогает ли дружба с мудрой девой Филологией в нашей повседневной жизни? Почему?
VI. Домашнее задание
§ 3. Упражнение 28. Повторить синонимию.
Составить текст «Почему я дружу с мудрой девой Филологией?»*