СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. "Текст и его основные признаки" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка "Текст и его основные признаки"

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. "Текст и его основные признаки" (9 класс)»

Урок 4

Тема: ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (§ 3, с. 15)

Цели урока:

  1. повторить сведения о тексте и его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы тек­ста, о видах связи и средствах связи предложений в тексте;

  2. развивать коммуникативные и аналитические навыки учащихся; форми­ровать умение определять способы развертывания темы, вид связи и сред­ства связи предложений в тексте

  3. создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.

Эпиграф: Не для школы, а для жизни учимся.

Сенека


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Создание мотивации

— Римский философ, историк Сенека в I в. н. э. писал: «Не для школы, а для жизни учимся». Согласны ли вы с этим высказыванием? Знания, полученные на уроках русского языка, будут ли актуальны «для жизни».


III. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос или фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Простое
осложненное предложение».

— Чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями.) Какие знаки ставятся при обращениях? При вводных конструкциях? На какие группы делятся обособленные члены предложения? (Обособленные определения, в том числе приложения, и обособленные об­стоятельства.) В каких случаях ставится (не ставится) запятая в предложениях с конструкция­ми с как? (См. таблицу урока 3.)


2. Проверка упражнения 18.

1. Причина была мелка, как порох (сравн. оборот). 2. Хан был телом сильный, как
бык, и
храбрый, как лев, а душою слабый, как вода (сравн. обороты). 3. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало (сравн. оборот). 4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное, зеркало (сравн. оборот). 5. Павлику, как старшему по должности, выпала честь ехать с самим Нечичко (= по причине; обособл. приложение). 6. Осman выносил терзания и пытки, как исполин (сравн. оборот). 7. Шевченко впитывал содержание, книг, как земля впитывает внезапный ливень (СПП). 8. Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (СПП). 9. И слова были как искры, падавшие на сухое дерево (в составе сказуемого). 8. Я читал, что алоэ применяют как лекарство (= в качестве).


IV. Актуализация знаний по теме «Текст и его основные признаки»

1. Введение в тему.

— Мы продолжаем повторение изученного ранее. Тема сегодняшнего урока: «Текст и его основ­ные признаки». Чем текст отличается от предложения? (Текст — это несколько предложений, частей, объединенных по смыслу и грамматически одной темой и основной мыслью.) Какие основные признаки текста вы знаете? (Тематическое единство, развернутость, последователь­ность, связность, цельность, завершенность.)


2. Заполнение таблицы «Основные признаки текста».

— Начертите в тетрадях таблицу, состоящую из двух столбцов и семи строк. Первый столбец озаглавьте «Признаки текста». (Примечание: можно раздать распечатанную таблицу.) Давай­те, вспомнив материал, который вы повторили дома, заполним часть таблицы, перечислив шесть основных признаков текста.

Учащиеся самостоятельно заполняют левый столбец.

Признаки текста


1) тематическое единство


2) развернутость


3) последовательность


4) связность (смысловая и структурная)


5) цельность


6) завершенность


— Сейчас самостоятельно устно охарактеризуйте каждый признак текста.


3. Работа с учебником.

3.1. Упражнение 21. Прочитать. Самостоятельная работа: выписать краткую характеристи­ку каждого признака текста. Заполнение правого столбца таблицы кратким конспектом.

Таблица после заполнения может выглядеть так:

Признаки текста


1) тематическое единство

единство темы и основной мысли

2) развернутость

наличие подтем, микротем

3) последовательность

соблюдение композиции, элементы структуры трех типов речи

4) связность (смысловая и структурная)

интонация; виды структурной связи: цепная, параллельная; средства связи

5) цельность

единство композиционных и языковых средств

6) завершенность

исчерпанность раскрытия темы


3.2. Упражнение 22 (I часть — устно, II часть — письменно).

  1. часть. Тема: взаимоотношения человека и природы; основная мысль: природа ожидает от человека миролюбия.

  2. часть. Тема: свойства мудрого человека; основная мысль: человек должен быть честен, спра­ведлив, терпелив. Орфограммы: советует (окончание глагола I спряжения), никогда (приставка ни- в наречиях пишется без ударения), терпеливо (глагольный суффикс -е-), переносить (пристав­ка пере-), слабости (суффикс -ость).

  1. Чтение правила на с. 16.

  2. С опорой на правило записать в тетради:

Типы речи (способы развития основной мысли): повествование, рассуждение, описание. Виды структурной связи предложений: цепная и параллельная. Средства связи предложений: лексиче­ский повтор, синонимические замены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.

3.5. С опорой на правило составить схему:

Форма текста

внутренняя: содержание тема внешняя:

авторский замысел композиция языковые средства

Физминутка


3.6. Упражнение 23 (устно).

Подтемы и ключевые предложения по абзацам:

1-й абзац — словари и справочники — книги-всезнайки, 2-е предложение;

2-й абзац — в справочниках содержатся знания многих поколений, 3-е предложение;

3-й абзац — словари, объясняющие значение слов, 1-е предложение;

4-й аб­зац — словарь В. И. Даля, 1-е предложение;

5-й абзац — словарь под редакцией Д. Н. Ушакова, 1-е предложение; 5-й абзац — словарь С. И. Ожего-ва, 1-е предложение;

6-й абзац — энциклопе­дии, 1-е предложение;

7-й абзац — книга источник знаний, 2-е предложение.

Языковые средства связи предложений в двух последних абзацах: лексические повторы (слова­ри, мудрые), синонимическая замена (словари, мудрые книги), местоимения (в них, с этими).


3.7. Упражнение 25.

Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

Предложения с обособленными приложениями: Бог Меркурий, покровитель торговли и практических наук, а также путешественников и обманщиков, задумал вступить в брак. Аполлон, бог света и разума, обращает внимание жениха ни прекрасную деву Филологию, которая мо­жет дать Меркурию истинное счастье. (Распространенные приложения обособляются, так как находятся после определяемого существительного.)

Дополнительное задание:

  1. определить тему и основную мысль текста;

  2. назвать подтемы и микротемы;

  3. указать вид связи и средства связи предложений во втором абзаце. Ответ:


  1. тема: об учебнике Марциана Капеллы; основная мысль: гуманитарная наука филология со­четается с практическими познаниями;

  2. 1-я подтема: сватовство Меркурия (микротемы: неудачное сватовство, совет Аполлона, до­стоинства девы Филологии); 2-я подтема: изложение начальных глав учебника Капеллы (микроте­мы: это не пересказ мифа, семь основных дисциплин, философия как «наука наук»); 3-я подтема: учебник Капеллы в Западной Европе;

  3. вид связи предложений во втором абзаце: цепная связь; средства связи предложений во втором абзаце: 1-е и 2-е предложения связаны однокоренными словами (пересказ, рассказа; из­ложение, излагается); 2-е и 3-е предложения связаны лексическим повтором (семь свободных ис­кусств).


V. Рефлексия. Подведение итогов

— Как вы считаете, можно ли связать высказывание римского философа, историка Сенеки, которое мы использовали в качестве эпиграфа, с темой нашего урока?

— Почему сведения о тексте и его основных признаках нужно знать «не для школы, а для жизни»?

— Помогает ли дружба с му­дрой девой Филологией в нашей повседневной жизни? Почему?


VI. Домашнее задание

§ 3. Упражнение 28. Повторить синонимию.

Составить текст «Почему я дружу с мудрой девой Филологией?»*



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс