Тема урока: Понятие о тексте (2 класс)

Первый урок по теме: «Текст». во 2 классе

 

Триединая цель урока.

 

Образовательный компонент.

  1. Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  2. Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).
  3. Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.

4.   Развитие орфографической зоркости учащихся.

Развивающий компонент.

1.  Развитие речи.

  • Обогащение словарного запаса школьников
  •  Понимание выразительных средств языка.

2.   Развитие лингвистического мышления

          3.   Развитие творческих способностей.

          4.   Развитие познавательного интереса.

Воспитывающий компонент.

  1. Воспитание нравственных качеств:
    • товарищества;
    • деликатности;
    • дисциплинированности;
    • ответственности;
    • способности сопереживать;
    • самоуважения.

            2.   Воспитание чувства прекрасного.

       3.   Воспитание любви к русскому языку.

       4.   Формирование  самооценки своей деятельности

 

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, дифференцированные задания-карточки, цветовой тест, демонстрационный плакат «Что такое текст?»,  мобильный класс с ноутбуками iBOOK с операционной системой  MAC OS X, тест для самооценки.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ

УРОКА

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

1.Организацион-  

   ный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чистописание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Подготовка к активному усвоению знаний.

Углубление и систематизация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Реалаксация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Начинаем урок русского языка.   

    Мы как всегда рады видеть друг друга.

  • Вы готовы к совместной творческой работе? Садитесь.

    

Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и  зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет –  вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.

Спасибо. Положите на край стола.

 

Урок начнём с чистописания.

 Для этого приготовим руки для письма.

 

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут , как зайчики.

 

Руки для письма готовы.

 

Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её не растопит уже!   (буква Ж)

 

  • С чем сравнил автор букву Ж?
  • Почему вы так думаете?

Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.

 

  • Дайте характеристику этой букве.

 

 

 

 

 Готовим рабочее место.

 

      Тетрадь с наклоном положу,

       Ручку правильно держу.

       Сяду прямо, не согнусь,

       За работу я возьмусь.

 

Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец  сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.

 

III lll Жж  жи Ж ж

 

  • Объясните орфограммы, которые встретились в слове - СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).
  • Как проверить безударную гласную?
  • Подберите проверочные слова.

 

На 2 строке запишем  группу проверочных слов и проверяемое слово. Обращаю внимание на соединения букв. Обозначьте орфограмму.

 

Снег, снежный – снежинка.

 

  • Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)
  • В какое время года можно увидеть снежинки?

 

   Сейчас месяц ноябрь, но зима в нашем городе уже наступила и порадовала нас первым снегом.

  

    И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд  со словарными словами.

  Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.

 

   Отгадки вы записываете к себе в тетрадь, с красной строки, с заглавной буквы. Ставите ударение и подчёркиваете безударную гласную.

 

 

 

  1. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

     Одним проходу не даёт,

     Других он подгоняет.    (ВЕТЕР)

 

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.  (ИНЕЙ)

 

  1. Пушистая вата плывёт куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

                                                 (ОБЛАКО)

 

  1. Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора,

И мышами поживиться

Любит шустрая …..   (ЛИСИЦА)

 

  1. Дышит, растёт,

А ходить не может.     (РАСТЕНИЕ)

 

  • Пожалуйста. (ТЕКСТ)

 

Да, сегодня главный вопрос нашего урока:

«ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?»

  • Как вы думаете какие задачи нам сегодня предстоит решить?

Задача нашего урока познакомиться с

основные признаки текста и

попробовать применить теоретические знания

на практике.

Давайте все вместе вспомним основные признаки текста.

  • Предложения связаны по смыслу и стоят в строгой последовательности.
  • Тема текста.
  • Главная мысль текста.
  • Заглавие.
  • Части теска (водная часть, основная, концовка)

 

 

.

 

.

 

 

 

 

 

1. Работа по учебнику стр. 55 – 56

2. выполнение упраж. 102, 103.

 

Чтобы правильно закончить текст

надо определить его тему.

 

  • О чем говорится в тексте?
  • Какова же тема текста?
  • Почему текст так озаглавлен?
  • Есть ли у вас друзья среди животных?

(ответы детей)

 

 

  • Вы наверное устали?

ФИЗМИНУТКА.

 

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз

И вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот, поворот,

А потом наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Ручки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

 

 

Письма записаны на голубых листочках.

Возьмите их и положите перед собой.

 

  • Прочитайте их про себя.
  • Вы читали тексты или отдельные предложения? Обоснуйте свой ответ.
  • Как исправить ошибку?

 

Ваша задача: восстановить логическую цепочку, обозначив цифрами с помощью простого карандаша порядок предложений в тексте, а так же выполнять предложенные задания. Возьмите карандаши и приступайте к выполнению заданий.

 

Для защиты результатов своей работы из группы А я приглашаю …..

Задача всех остальных – внимательно слушать, чтобы объективно  оценить его работу.

 

Группа А.

Какое задание вам было предложено.

 

СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ.

 

Задание.

 

Обозначь цифрами порядок предложений в тексте.

Попробуй догадаться, о ком идёт речь в этом тексте. Допиши недостающие слова.

Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

Озаглавь свой текст.

 

  1. Текст состоит из предложений.
  2. Все предложения связаны по смыслу.
  3. К тексту нельзя придумать заглавие.
  4. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится.
  5. Части теста должны располагаться в такой последовательности: вводная часть, основная часть, концовка.
  6. Самое важное о чём говорит нам текст – называется главной мыслью.
  7. В тексте предложения не имеют определённой последовательности.
  8. Каждая часть текста записывается с красной строки.
  9. Заглавие к тексту должно быть точным, коротким и понятным.

 

 Чему мы учились сегодня на уроке?

  • Достигли ли мы поставленных перед собой целей?
  • Что помогло нам в их достижении?

Посмотрите на все задания, выполненные вами сегодня на уроке.

  • Каковы ваши результаты?

 

        Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.  Я вами довольна. И работу всего класса мне хочется оценить одним словом:.

МОЛОДЦЫ!

 

А теперь выберите и покажите карточку с тем цветным изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настроению теперь.

 

Я вижу, что все удовлетворены своей работой.

Спасибо, вам мои любимые детишки!

Урок окончен.

 

   

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Понятие о тексте (2 класс)»


Место в системе уроков: первый урок по теме: «Текст».


Триединая цель урока.


Образовательный компонент.

  1. Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  2. Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).

  3. Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.

4. Развитие орфографической зоркости учащихся.

Развивающий компонент.

1. Развитие речи.

  • Обогащение словарного запаса школьников

  • Понимание выразительных средств языка.

2. Развитие лингвистического мышления

3. Развитие творческих способностей.

4. Развитие познавательного интереса.

Воспитывающий компонент.

  1. Воспитание нравственных качеств:

    • товарищества;

    • деликатности;

    • дисциплинированности;

    • ответственности;

    • способности сопереживать;

    • самоуважения.

2. Воспитание чувства прекрасного.

3. Воспитание любви к русскому языку.

4. Формирование самооценки своей деятельности


Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, дифференцированные задания-карточки, цветовой тест, демонстрационный плакат «Что такое текст?», мобильный класс с ноутбуками iBOOK с операционной системой MAC OS X, тест для самооценки.














ЭТАПЫ

УРОКА


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ


1.Организацион-

ный момент














2. Чистописание.































































3. Словарная работа.








































4. Постановка учебной задачи




















6. Подготовка к активному усвоению знаний.

Углубление и систематизация материала.









































8. Реалаксация.






























































































Начинаем урок русского языка.

Мы как всегда рады видеть друг друга.

  • Вы готовы к совместной творческой работе? Садитесь.

Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.

Спасибо. Положите на край стола.


Урок начнём с чистописания.

Для этого приготовим руки для письма.


Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут , как зайчики.


Руки для письма готовы.


Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её не растопит уже! (буква Ж)


  • С чем сравнил автор букву Ж?

  • Почему вы так думаете?

Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.


  • Дайте характеристику этой букве.





Готовим рабочее место.


Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.


III lll Жж жи Ж ж


  • Объясните орфограммы, которые встретились в слове - СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).

  • Как проверить безударную гласную?

  • Подберите проверочные слова.


На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обращаю внимание на соединения букв. Обозначьте орфограмму.


Снег, снежный – снежинка.


  • Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)

  • В какое время года можно увидеть снежинки?


Сейчас месяц ноябрь, но зима в нашем городе уже наступила и порадовала нас первым снегом.

И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами.

Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.


Отгадки вы записываете к себе в тетрадь, с красной строки, с заглавной буквы. Ставите ударение и подчёркиваете безударную гласную.




  1. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (ВЕТЕР)


  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)


  1. Пушистая вата плывёт куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(ОБЛАКО)


  1. Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора,

И мышами поживиться

Любит шустрая ….. (ЛИСИЦА)


  1. Дышит, растёт,

А ходить не может. (РАСТЕНИЕ)


  • Пожалуйста. (ТЕКСТ)


Да, сегодня главный вопрос нашего урока:

«ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?»

  • Как вы думаете какие задачи нам сегодня предстоит решить?

Задача нашего урока познакомиться с

основные признаки текста и

попробовать применить теоретические знания

на практике.

Давайте все вместе вспомним основные признаки текста.

  • Предложения связаны по смыслу и стоят в строгой последовательности.

  • Тема текста.

  • Главная мысль текста.

  • Заглавие.

  • Части теска (водная часть, основная, концовка)


.


.






1. Работа по учебнику стр. 55 – 56

2. выполнение упраж. 102, 103.


Чтобы правильно закончить текст

надо определить его тему.


  • О чем говорится в тексте?

  • Какова же тема текста?

  • Почему текст так озаглавлен?

  • Есть ли у вас друзья среди животных?

(ответы детей)



  • Вы наверное устали?

ФИЗМИНУТКА.


Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз

И вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот, поворот,

А потом наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Ручки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.



Письма записаны на голубых листочках.

Возьмите их и положите перед собой.


  • Прочитайте их про себя.

  • Вы читали тексты или отдельные предложения? Обоснуйте свой ответ.

  • Как исправить ошибку?


Ваша задача: восстановить логическую цепочку, обозначив цифрами с помощью простого карандаша порядок предложений в тексте, а так же выполнять предложенные задания. Возьмите карандаши и приступайте к выполнению заданий.


Для защиты результатов своей работы из группы А я приглашаю …..

Задача всех остальных – внимательно слушать, чтобы объективно оценить его работу.


Группа А.

Какое задание вам было предложено.


СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ.


Задание.


Обозначь цифрами порядок предложений в тексте.

Попробуй догадаться, о ком идёт речь в этом тексте. Допиши недостающие слова.

Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

Озаглавь свой текст.


  1. Текст состоит из предложений.

  2. Все предложения связаны по смыслу.

  3. К тексту нельзя придумать заглавие.

  4. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится.

  5. Части теста должны располагаться в такой последовательности: вводная часть, основная часть, концовка.

  6. Самое важное о чём говорит нам текст – называется главной мыслью.

  7. В тексте предложения не имеют определённой последовательности.

  8. Каждая часть текста записывается с красной строки.

  9. Заглавие к тексту должно быть точным, коротким и понятным.



Чему мы учились сегодня на уроке?

  • Достигли ли мы поставленных перед собой целей?

  • Что помогло нам в их достижении?

Посмотрите на все задания, выполненные вами сегодня на уроке.

  • Каковы ваши результаты?


Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я вами довольна. И работу всего класса мне хочется оценить одним словом:.

МОЛОДЦЫ!


А теперь выберите и покажите карточку с тем цветным изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настроению теперь.


Я вижу, что все удовлетворены своей работой.

Спасибо, вам мои любимые детишки!

Урок окончен.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас