I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Смотрит на подготовку учеников к уроку, приветствие | Настраиваются на работу, приветствие | Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Учитель объясняет задание: ответить на тестовые вопросы (на слайде) | Ученики по очереди вслух читают вопрос и ищут в течении минуты правильный вариант ответа. Тест содержит вопросы как на изученную тему («Организм»), так и на новую тему («Вид. Популяции») | структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль, коррекция, оценка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока | Задаёт вопрос: - Ребята, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Если ученики затрудняются, то учитель задаёт направляющие вопросы. Выводит на экран слайд с темой урока. Диалог с учениками о видах медведях изображённых на слайде (это разные виды, один род – основоположник систематики К. Линней). Учитель объясняет назначение Листа самоконтроля, который присутствует индивидуально на столе у каждого ученика. | Ученики выводят тему урока, определяют, что речь пойдет о понятии «вид», выводят цель урока, ставят задачи. Зрительно изучают слайд, рассуждают об изображённых медведях, приходят к выводу, что это животные одного рода, но разного вида. Запись темы урока в тетрадь. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; контроль, коррекция, оценка установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: усвоение нового способа действий | Рассказ учителя об учёном, который впервые вывел понятие «вид» (Дж. Рей). Учитель показывает слайд с породами собак. Задаёт вопрос: - Кто изображён на слайде? Задаёт направляющие вопросы. Возвращается к теме урока «Вид», - Что такое общие признаки вида? - Теперь давайте познакомимся с общими признаками вида. Открываем учебник на странице 10-11, выписываем общие признаки вида. -Условия среды в пределах ареала вида неодинаковы. Как распределяются виды в пределах ареала? Открываем учебник на странице 11, отвечаем на 3 вопрос. Учитель направляет учеников. | Ученики слушают учителя, знакомятся с портретом учёного. Записывают основные факты в тетрадь. Отвечают: кто изображён на слайде, отличия и сходства животных. Формулируют отличие двух понятий «вид» и «порода». Ученики отвечают на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания. Ученики работают с учебником, выписывают общие признаки вида, определение понятия «ареал». Диалог по каждому признаку, ученики высказывают своё мнение о сущности признака, приводят примеры. Диалог, отвечают на вопросы, комментируют слайды. | поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль, коррекция, оценка; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Объясняет задание – необходимо подойти к столу, выбрать карточку с заданием, в течении 3-5 минут прочитать задание и ответить на поставленный вопрос. | Работа по карточкам – работа в парах. | поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. контроль, коррекция, оценка; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Учитель напоминает о структуре синквейна. - С какими понятиями познакомились на уроке? - Что интересного для себя узнали из новой темы? | Ученики пользуясь планом составления синквейна, составляют синквейн в тетради. По желанию зачитывают вслух. Примерные ответы: - С понятием «вид», «популяции». - Узнали, что бывают межвидовые гибриды, что древесные лягушки узнают самцов по «песне». Ученики оставляют на середине парты листы самооценки. | структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; |
VI. Д/з. | Учитель комментирует слайд, на котором записано домашнее задание. §2 стр.10-11 устно отвечать на вопросы к параграфу. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность |