СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и варианты сочинений по нему. ЕГЭ 11 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст и варианты сочинений по нему.ЕГЭ. 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Текст и варианты сочинений по нему. ЕГЭ 11 класс.»

1

Текст

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

(3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью. (4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. (5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? (6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.

(9)10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (10)3ахватчики были уверены в своей быстрой победе. (11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости. (14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений.

(15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(20)К Москве подошла только половина французской армии. (21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (24)… Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (26)Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (27)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.

(По Е. Лаптеву)

Приложение №2


Сочинение №1


Кого можно назвать великим человеком? На мой взгляд, это человек, достигший невероятных целей, выделяющийся особыми качествами, талантом, достоинствами. Какова же судьба великих людей? Много ли радости и горя принесла им их знаменитость? Именно проблему судеб великих людей поднимает Е.А Лаптев, автор прочитанного мною текста.

На что же, прежде всего, обращает наше внимание автор? Е.Лаптев, рассуждая о судьбах великих людей, заставляет нас задуматься над их гениальностью, грандиозными открытиями, умением находить из очень сложных ситуаций, ведь некоторые из них отвечали за судьбу всей страны, вспомнить об их невзгодах, несчастьях, одиночестве. Не понимая их политику, люди жестоко упрекали их, хотя те служили им верой и правдой. Справедливо ли это? Такова их благодарность? Одним из таких великих людей является Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Автор знакомит нас с одной из трагических страниц из жизни полководца. Во время войны 1812 года Барклай-де-Толли, чтобы спасти армию, боевых товарищей, дать возможность людям набраться сил для разгрома французов, принимает решение отступать. Люди не поняли его, обвинили в трусости. Вот она несправедливость!

Как же сам автор относится к данной проблеме? Лаптев испытывает боль за таких великих людей, которых не понимали и глупо осуждали. Автор с презрением относится к этим людям, ведь все действия великих людей были направлены на помощь тем, кто нуждался в ней. Они старались делать лучшее для них, чтобы страна не погибала, а процветала, чтобы люди не видели горя, а жили спокойно и мирно.

В этом трудно с ним не согласиться. Действительно, судьбы многих великих людей трагичны из-за непонимания их простыми людьми.

Похожие примеры часто можно встретить в русской и зарубежной литературе. Достаточно вспомнить роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на страницах которого писатель разносторонне показывает полководца М.И.Кутузова, великого стратега, которым многие восхищались, гордились. Армия и родина всегда были для него превыше всего. Он уважает простых солдат, ласков с ними, умеет их приободрить, разделить с ними тяжесть потерь. Кутузов умет распределять их по командным постам, воодушевлять бойцов во время сражения. С душевной болью Кутузов отдаёт приказ об отступлении, понимая, что это необходимо. Его тактика определялась двумя задачами: уничтожить врага и сохранить армию. Эти задачи он выполнял в условиях интриг карьеристов и придворной знати, не боясь царской немилости. Всё, что он делал, было для народа, которому Кутузов был предан.

Другим примером является исторический роман Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый», в котором автор раскрывает историческое значение петровской эпохи и роль самого Петра в истории России. Пётр Первый искренне стремился к преобразованию великого государства. Всю жизнь свою он посвятил родному государству, взяв на себя задачу – в одиночку перекроить Россию по европейскому образцу. Проявив твёрдый характер, он упорно добивался своего. Одни называли его «великим», но были и такие, кто осуждал его за жестокосердие.

Да, быть великим непросто. Они всегда на виду у всех. Каждый промах или неудача может вызвать осуждение, недоверие, ведь хорошее забывается быстро, да и враги найдутся всегда.












Приложение №3


Сочинение №2


Среди множества проблем современности по-прежнему актуальной остаётся проблема роли великих людей в истории. Именно над этим вопросом, который не может не беспокоить современного человека, рассуждает Е.А.Лаптев, автор прочитанного мною текста. Данная проблема существует уже давно, однако актуальна она и в наши дни, что говорит о её вечном характере.

На что же обращает наше внимание автор? Е.А.Лаптев размышляет о роли великих людей в истории. В качестве доказательства приводит пример из жизни, рассказывая о случае из жизни великого русского полководца Михаила Богдановича Барклая-де Толли. Несмотря на упрёки в трусости, он принимает на себя решение отступать, чтобы спасти армию. Он понимал, что эта война даст хороший урок тем, кто стоит у власти. «Главное на войне – не погибнуть с честью, а победить», - говорил Барклай-де-Толли. Так может рассуждать только настоящий патриот России.

Как же сам автор относится к данной проблеме?. Е.А.Лаптев испытывает щемящую сердце боль от того, что многие великие люди терпели невзгоды, томились в одиночестве, , были лишены сочувствия и поддержки. Также автор считает, что великие люди оказывают огромное влияние на ход исторического прогресса, они решают судьбы миллионов людей.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, многие великие люди во имя своей страны, во имя её жителей жертвуют собой, часто забывают о собственном благе, о репутации.

Важность и актуальность данной проблемы подтверждают многочисленные примеры из русской и зарубежной литературы. Пожалуй, самым ярким примером является роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии является, конечно, великий полководец М.И.Кутузов. Это мудрый и энергичный полководец. Он чувствует ответственность за свою страну, за жизнь каждого солдата и всего народа в целом. Но вот к нему не всегда были справедливы.

Ярким примером сложности судеб великих людей является жизнь ещё одного великого полководца, но уже другой эпохи, К.Г.Жукова. Герой Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза, великий стратег, получивший в послевоенное время прозвище «Маршал Победы» в последние годы своей жизни был снят со всех постов в армии и отправлен в отставку. Это было несправедливое решение. Заслуги великого полководца на несколько лет словно были забыты. История великих людей повторяется из века в век.

Текст Е.А.Лаптева заставил меня ещё раз вспомнить историю нашего государства и великих людей, делавших эту историю.



















Приложение №4


Сочинение №3

Природа наделила талантом самое разумное существо на планете – человека. И каждый человек сам решает, что делать ему дальше: загубить этот дар или развивать. Тем, кто развивает его, приходится нелегко, но именно они становятся великими людьми. О тяжести их судьбы размышляет В.Лаптев, автор прочитанного мною текста. Он поднимает проблемный вопрос: «Кто такие великие люди и какова их судьба?» Этот вопрос не может не волновать меня.

Писатель помогает читателю разобраться в поднятых вопросах. Великий человек, по его мнению, это тот, кто обладает глубоким умом, трудолюбием, совершает открытия. Но, как и любой другой, великий подвергается поражениям, падениям, неудачам. Лаптев в пример приводит русского полководца М.Д. Барклая-де-Толли. Его называли изменником и предателем, потому что он, зная о несокрушимой мощи французов, отступил. От Барклая отвернулись все, но он нашел в себе силы, чтобы жить, он был упрям и терпелив. Будь ты великим или самым простым человеком, ты должен принимать поражения судьбы, должен падать и вставать, бороться, идти дальше, даже если от тебя отвернулись самые близкие люди, даже если идти придется одному.

Как же сам автор относится к данной проблеме? Он считает, что именно вера в себя и надежда на лучшее дают человеку силы идти до последнего, идти в одиночку.

Я полностью согласна с Лаптевым. Действительно, в трудные минуты тебе никто так не поможет, как ты сам себе. Великие люди, как никто другой, понимают, каково это, лишиться поддержки, быть униженным, каково это – потерпеть неудачи. Но они знают, как преодолеть это все.

В мировой и художественной литературе есть множество произведений, повествующих о судьбе великих людей. Одно из таких – книга Робина Шармы «Монах, который продал свой Феррари». Джулиан Мэнтл – знаменитый и успешный адвокат, безумно любящий свою работу. Но он настолько измотал себя, что жизнь его ухудшилась: распался брак, постоянно был всем недоволен, подвергся духовному и физическому опустошению. Все это закончилось обширным инфарктом. Несмотря на то, что врачи говорили о выздоровлении, на работу он решил не возвращаться. Вместо этого Джулиан погрузился в древнюю культуру, изменил свою жизнь, научился беречь время, открыл для себя мудрые практические знания. В свои 50 лет он стал выглядеть на 30. Джулиан Мэнтл пережил духовный кризис, он нашел в себе силы снова подняться на ноги и стать более успешным.

А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» ставит проблему ума, образованности людей. В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством. Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае, его пугает такое направление ума и занятий молодого человека. Он пытается «вразумить», но, получив удар, Чацкий, страдая, переживая личную драму, отстоял своё право быть собой. Тяга к познанию, к развитию в человеке неистребима.

В завершении хочу сказать, что выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!