ВАРИАНТ №27
В жизни всегда есть место подвигу.
(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения. (3) Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль… (5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! (6) И это тоже настоящий подвиг. (7) … Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать в сберегательном банке. (9) Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках. (10) А как же подвиг? (11) И всё же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. (12) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (13) Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
(14) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг. (15) Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. (16) Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. (17) Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же. (18) Жизнь пестра и разнообразна. (19) На одном её полюсе горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (20) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость, мещанство. (21) Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.
А 29. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
1) Человеческая память хранит имена героев и их деяния.
2) Подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых видах деятельности.
3) Перед молодым человеком, вступающим в жизнь, нет выбора.
4) Победа над собой – это тоже подвиг.
А30. Какая характеристика соответствует тексту?
разговорный стиль, рассуждение
художественный стиль, описание и рассуждение
публицистический стиль, рассуждение
художественный стиль, повествование.
А31. Где все слова употреблены в прямом значении?
нашёл в себе мужество (1пр.)
память хранит имена (2пр.)
мужественный человек (13пр.)
богатство ума и сердца (17 пр.)
В1. Выписать слова, образованные неморфологическим способом.
В2 Из предложений №1-6 выписать краткие причастия.
В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со способом связи примыкание.
В4 Среди предложений 15-21 найти предложения с составным именным сказуемым. Указать номер предложений.
В5. Среди предложений 14-21 найти неполные.
В6. Среди предложений 14-21 найти сложные с сочинительной и подчинительной связью.
В7 Среди предложений 1-9 найти предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и частицы, указать номер.
В8. Прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставить на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор текста приглашает молодое поколение порассуждать о том, можем ли мы совершить в современной жизни подвиг и в чём он заключается. Чтобы заинтересовать читателей, вовлечь их в обсуждение жизненно важных нравственных вопросов, Н.Дубинин создаёт при помощи определённых средств выразительности эмоциональность, доверительный тон размышлений. Это и --------- («бороться с собой», «богатство ума и сердца», «победить себя»), и ------------( предложение 10), и --------( предложения 8, 9,12, 13). Все предложения последнего абзаца построены по принципу --------, подчёркивающей те возможности выбора, которые существуют у каждого человека.»
Список терминов:
1 метафоры
2. книжная лексика
3. ряды однородных членов
4. сравнительные обороты
5. риторический вопрос
6. антитеза
7 синтаксический параллелизм
8. разговорная лексика.