СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Просмотр содержимого документа
«Текст как единица синтаксиса»

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. - Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. - Так и текст не может существовать без основной мысли.

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Текст как единица синтаксиса 8 класс

Текст как единица синтаксиса

8 класс

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст».   ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».  Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира:   Хоть муза моя всем сплошь  имать досаждати,  Богат, нищ, весел, скорбен –   буду стихи ткати .

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст». ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань». Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира: Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати .

Другими словами дайте определение понятия «текст». Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически. А может ли текст состоять из одного предложения? Может. Например, объявления : в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д. Как вы считаете, для чего служит текст? Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами. Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст? Коммуникативная. Абсолютно верно.
  • Другими словами дайте определение понятия «текст».
  • Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.
  • А может ли текст состоять из одного предложения?
  • Может. Например, объявления : в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.
  • Как вы считаете, для чего служит текст?
  • Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.
  • Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?
  • Коммуникативная.
  • Абсолютно верно.

Сейчас вы поработаете парами. Задание следующее : выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора. Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

Слушаем ваши ответы.   В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.   Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.  В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.   Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме.
  • Слушаем ваши ответы.
  •  
  • В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.
  •  
  • Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.
  • В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.
  •  
  • Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ  ( смысловая цельность ) КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО  ( логичность и последовательность изложения мыслей, законченность ) ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО   (основная мысль ) СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ  К ТИПУ ТЕКСТ МОЖНО ОЗАГЛАВИТЬ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ

( смысловая цельность )

КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

( логичность и последовательность изложения мыслей, законченность )

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

(основная мысль )

СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

К ТИПУ

ТЕКСТ МОЖНО ОЗАГЛАВИТЬ

Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом? Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план. С чем связано деление текста на абзацы? Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.  Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете? Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций). Существуют два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте.   Цепная и параллельная.
  • Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?
  • Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.
  • С чем связано деление текста на абзацы?
  • Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.
  • Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?
  • Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).
  • Существуют два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте.
  •   Цепная и параллельная.

  • Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.  
  • Для цепного вида связи характерны: замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем; использование синонимичных слов и фраз; лексические и синтаксические повторения; местоименные наречия; союзы и союзные слова. Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:
  • Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
  • В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.
  • Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, союзных слов, местоимений, лексических повторов.
  • Параллельная связь.
  • Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.
  • При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.
  • Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.
  • Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:
  • одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
  • употребление глаголов одной формы в каждой фразе.
  • Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения.
  • Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
  • Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.
 1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский) Для анализа возьмём два текста. Определим средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразим это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

  • Для анализа возьмём два текста.
  • Определим средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразим это схематично.

В первом тексте пять предложений. 1 – 2 - повтор ключевого слова «художник». 2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди» , притяжательное местоимение «его» . 3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек» . 4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она». - Связь – цепная.
  • В первом тексте пять предложений.
  • 1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».
  • 2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди» , притяжательное местоимение «его» .
  • 3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек» .
  • 4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».
  • - Связьцепная.
 2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.  ( Д. Лихачёв)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

( Д. Лихачёв)

Во втором тексте пять предложений. Средства связи предложений: Повтор первого слова. Одинаковая конструкция предложений. Члены предложения выражены одинаковыми формами. Связь – параллельная. А теперь определите тему и основную мысль текстов, с которыми вы работали.
  • Во втором тексте пять предложений.
  • Средства связи предложений:
  • Повтор первого слова.
  • Одинаковая конструкция предложений.
  • Члены предложения выражены одинаковыми формами.
  • Связьпараллельная.
  • А теперь определите тему и основную мысль текстов, с которыми вы работали.
Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, тему текста и его основную мысль и постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений. Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.  (Ю. Степанов)
  • Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, тему текста и его основную мысль и постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.
  • Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.
  • (Ю. Степанов)
Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, тему текста и его основную мысль и постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений. В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил… Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.  (Ю. Казаков)
  • Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, тему текста и его основную мысль и постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.
  • В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
  • Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.
  • (Ю. Казаков)
Беседа по вопросам: 1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что показалось трудным?

Беседа по вопросам:

  • 1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
  • 2. Какую новую информацию вы получили?
  • 3. Что показалось трудным?
Домашнее задание:

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!