Предложение как единица синтаксиса
Цели: закрепить изученное о тексте как единице синтаксиса, расширить знания обучающихся о строении, грамматическом значении и особом свойстве предложения - смысле, соотнесённости с фрагментами окружающей действительности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- определять границы предложения;
- выделять грамматическую основу предложения;
- определять цель высказывания;
- определять коммуникативную функцию, которую выполняет предложение.
Методические приёмы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, творческая работа (письменный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра).
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, толковый словарь русского языка, компьютер, экран, диапроектор, наглядные пособия.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Беседа
Вопросы:
- что такое текст?
(Текст - высказывание, представляющее собой предложения, связанные по смыслу и расположенные в определённой последовательности)
- что отражено в любом тексте?
(Конкретный фрагмент окружающей действительности)
- каковы основные признаки текста?
(Смысловая целостность и связность)
- из скольких предложений может состоять текст?
(Из любого количества предложений, даже из одного)
Работа с текстом (текст на экране)
Как полно и мило существует человек в своей семье! 2. Жаль, что это постигается, лишь когда ты оторван от семьи какой-то злой силой. 3. Все напасти и невзгоды настигают человека за пределами семейного круга, но что поделать, родные лица не могут заменить мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора… (Ю.Нагибин)
Вопросы к тексту:
- о чём размышляет писатель?
(Писатель размышляет об основополагающей роли семьи в жизни человека)
- какова основная мысль текста; выражена она в отдельном предложении (найти его) или формулируется читателем на основе прочитанного текста?
(Основная мысль заключена в предложениях 1, 2. Её можно сформулировать: «О том, как «полно и мило» существуешь в своей семье, понимаешь лишь тогда, когда оторван от семьи обстоятельствами».)
Задания к тексту:
учитывая контекст, подберите синонимы к словам: мило, постигается, напасти, невзгоды, жаль
(спокойно, понимается, несчастье, трудности, горестно);
учитывая контекст, подберите антонимы к словам: злой, родные, тепло
(доброй, чужие, неуютно);
найдите в тексте словоформы слов: человек, семья, постигают;
(человека, семьи, постигается);
найдите в тексте однокоренные слова
(семья – семейного);
выпишите образные слова и словосочетания
(злой силой, выходить на холодный ветер простора и др.)
с каким фрагментом окружающей действительности соотнесён текст?
(Положение человека вне семьи)
Работа над темой урока
Беседа.
Вопросы:
- из каких предложений - простых или сложных – состоит текст?
(Из простых и сложных)
- на каком основании предложения делятся на простые и сложные?
(Количество грамматических основ)
- что такое грамматическая основа предложения?
(ГО – это взаимосвязанные главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. ГО может быть двусоставной, когда наличествуют оба главных члена, и односоставной, когда наличествует один из главных членов: либо подлежащее, либо сказуемое)
Работа с текстом (текст на экране).
Переписать, подчёркивая в предложениях ГО, расставить пропущенные знаки препинания. Проверка «по цепочке».
1.Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. 2. Ибо каждый человек носитель прошлого и носитель национального характера. 3. Человек часть общества и часть его истории. 4. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губит часть своей личности. 5. Отрывая себя от национальных семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание. ( Д.Лихачёв)
Беседа
Вопрос:
- какими бывают предложения по цели высказывания?
(Повествовательное - «рассказать», вопросительное - «спросить», побудительное - «попросить, призвать, потребовать, приказать»)
Работа с текстом (тот же текст на экране).
- определить цель высказывания предложений 4,5;
- переделать предложение 4 так, чтобы оно стало вопросительным
(Не сохраняя в самом себе память прошлого, губит ли он часть своей личности?)
- переделать предложение 5 так, чтобы оно стало побудительным
(Не отрывайте себя от национальных, семейных и личных корней, не обрекайте себя на преждевременное увядание!)
- изменился ли смысл предложения после «переделки», изменилось ли соотношение с окружающим миром?
(Да. Предложение 4 превратилось в элемент беседы автора с читателем: когда предложение повествовательное, - содержание утверждается, когда оно вопросительное, - содержание ставится под сомнение; автор предлагает читателю самому ответить на вопрос.
Предложение 5 превратилось в призыв; содержание более эмоционально.)
Работа с материалом для наблюдения
Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь…
(А.Пушкин)
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум - была пора отлёта.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались жёлтые поля.
(Н.Рубцов)
Несказанное, синее, нежное …
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
(С.Есенин)
Вопрос:
- чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?
(Предложения по-своему соотносятся с фрагментами действительности)
Выполнение упражнений учебника
Учитель выбирает упражнения, придерживаясь следующих условий:
- определить, какой отрывок есть текст;
- обозначить границы предложений знаками завершения;
- разбить текст на абзацы;
- расставить знаки препинания внутри предложений;
Вопросы:
- как вы можете определить, где граница предложения?
(Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью);
- как связаны между собой члены предложения?
(По смыслу и грамматически)
Работа с текстом (текст на экране)
Прочитать отрывок из стихотворения В.Шефнера «Слова», обращая внимание на интонационную и смысловую законченность каждого предложения.
Пояснить ПИСЬМЕННО, что объединяет разные предложения в связный текст (какие смысловые отношения; лексические и грамматические средства языка)
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Чтение теоретического материала в учебнике
Предложение – одна из основных единиц синтаксиса.
Предложение выполняет коммуникативную функцию.
Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности.
Сравните, например, предложения: Наступил вечер. – Был вечер. - Вечер. – Вечереет. Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром.
Предложение имеет грамматическую основу.
Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения. Включенные в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.
Творческая работа (по упражнению в учебнике)
Прочитать отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой».
Какой смысл имеет предложение «Родина во мне затоскует» в этом тексте? (Ответ в письменной форме)
Зачитать своё рассуждение.
Рефлексия
Заполнить таблицу
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру об одном из выделенных слов в стихотворении В.Шефнера.
Почему поэт написал каждое слово с большой буквы? Хотели бы вы использовать подобное написание слов в своём этюде?
-