СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс. Закрепление изученного материала о тексте как единице синтаксиса; расширение знаний о строении, грамматическом значении и особом свойстве предложения - смысле, соотнесённости с фрагментами окружающей действительности.

Просмотр содержимого документа
«Предложение как единица синтаксиса»

Предложение как единица синтаксиса

Цели: закрепить изученное о тексте как единице синтаксиса, расширить знания обучающихся о строении, грамматическом значении и особом свойстве предложения - смысле, соотнесённости с фрагментами окружающей действительности.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- определять границы предложения;

- выделять грамматическую основу предложения;

- определять цель высказывания;

- определять коммуникативную функцию, которую выполняет предложение.

Методические приёмы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, творческая работа (письменный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра).

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, толковый словарь русского языка, компьютер, экран, диапроектор, наглядные пособия.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Беседа

Вопросы:

- что такое текст?

(Текст - высказывание, представляющее собой предложения, связанные по смыслу и расположенные в определённой последовательности)

- что отражено в любом тексте?

(Конкретный фрагмент окружающей действительности)

- каковы основные признаки текста?

(Смысловая целостность и связность)

- из скольких предложений может состоять текст?

(Из любого количества предложений, даже из одного)

Работа с текстом (текст на экране)

Как полно и мило существует человек в своей семье! 2. Жаль, что это постигается, лишь когда ты оторван от семьи какой-то злой силой. 3. Все напасти и невзгоды настигают человека за пределами семейного круга, но что поделать, родные лица не могут заменить мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора… (Ю.Нагибин)

Вопросы к тексту:

- о чём размышляет писатель?

(Писатель размышляет об основополагающей роли семьи в жизни человека)

- какова основная мысль текста; выражена она в отдельном предложении (найти его) или формулируется читателем на основе прочитанного текста?

(Основная мысль заключена в предложениях 1, 2. Её можно сформулировать: «О том, как «полно и мило» существуешь в своей семье, понимаешь лишь тогда, когда оторван от семьи обстоятельствами».)


Задания к тексту:

  1. учитывая контекст, подберите синонимы к словам: мило, постигается, напасти, невзгоды, жаль

(спокойно, понимается, несчастье, трудности, горестно);

  1. учитывая контекст, подберите антонимы к словам: злой, родные, тепло

(доброй, чужие, неуютно);

  1. найдите в тексте словоформы слов: человек, семья, постигают;

(человека, семьи, постигается);

  1. найдите в тексте однокоренные слова

(семья – семейного);

  1. выпишите образные слова и словосочетания

(злой силой, выходить на холодный ветер простора и др.)

  1. с каким фрагментом окружающей действительности соотнесён текст?

(Положение человека вне семьи)

Работа над темой урока

Беседа.

Вопросы:

- из каких предложений - простых или сложных – состоит текст?

(Из простых и сложных)

- на каком основании предложения делятся на простые и сложные?

(Количество грамматических основ)

- что такое грамматическая основа предложения?

(ГО – это взаимосвязанные главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. ГО может быть двусоставной, когда наличествуют оба главных члена, и односоставной, когда наличествует один из главных членов: либо подлежащее, либо сказуемое)

Работа с текстом (текст на экране).

Переписать, подчёркивая в предложениях ГО, расставить пропущенные знаки препинания. Проверка «по цепочке».

1.Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. 2. Ибо каждый человек носитель прошлого и носитель национального характера. 3. Человек часть общества и часть его истории. 4. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губит часть своей личности. 5. Отрывая себя от национальных семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание. ( Д.Лихачёв)

Беседа

Вопрос:

- какими бывают предложения по цели высказывания?

(Повествовательное - «рассказать», вопросительное - «спросить», побудительное - «попросить, призвать, потребовать, приказать»)



Работа с текстом (тот же текст на экране).

- определить цель высказывания предложений 4,5;

- переделать предложение 4 так, чтобы оно стало вопросительным

(Не сохраняя в самом себе память прошлого, губит ли он часть своей личности?)

- переделать предложение 5 так, чтобы оно стало побудительным

(Не отрывайте себя от национальных, семейных и личных корней, не обрекайте себя на преждевременное увядание!)

- изменился ли смысл предложения после «переделки», изменилось ли соотношение с окружающим миром?

(Да. Предложение 4 превратилось в элемент беседы автора с читателем: когда предложение повествовательное, - содержание утверждается, когда оно вопросительное, - содержание ставится под сомнение; автор предлагает читателю самому ответить на вопрос.

Предложение 5 превратилось в призыв; содержание более эмоционально.)

Работа с материалом для наблюдения

Зима!..Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…

(А.Пушкин)



Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум - была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н.Рубцов)



Несказанное, синее, нежное …

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

(С.Есенин)

Вопрос:

- чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений? 

(Предложения по-своему соотносятся с фрагментами действительности)

Выполнение упражнений учебника

Учитель выбирает упражнения, придерживаясь следующих условий:

- определить, какой отрывок есть текст;

- обозначить границы предложений знаками завершения;

- разбить текст на абзацы;

- расставить знаки препинания внутри предложений;

Вопросы:

- как вы можете определить, где граница предложения?

(Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью);

как связаны между собой члены предложения?

(По смыслу и грамматически)

Работа с текстом (текст на экране)

Прочитать отрывок из стихотворения В.Шефнера «Слова», обращая внимание на интонационную и смысловую законченность каждого предложения.

Пояснить ПИСЬМЕННО, что объединяет разные предложения в связный текст (какие смысловые отношения; лексические и грамматические средства языка)

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Чтение теоретического материала в учебнике

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса.

Предложение выполняет коммуникативную функцию.

Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности.

Сравните, например, предложения: Наступил вечер. – Был вечер. - Вечер. – Вечереет. Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром.

Предложение имеет грамматическую основу.

Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.

В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения. Включенные в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.

Творческая работа (по упражнению в учебнике)

Прочитать отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой».

Какой смысл имеет предложение «Родина во мне затоскует» в этом тексте? (Ответ в письменной форме)

Зачитать своё рассуждение.



Рефлексия

Заполнить таблицу


Я узнал о…

Я умею










Домашнее задание

  1. Написать сочинение-миниатюру об одном из выделенных слов в стихотворении В.Шефнера.

  2. Почему поэт написал каждое слово с большой буквы? Хотели бы вы использовать подобное написание слов в своём этюде?

-
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!