Двадцать седьмое сентября. Классная работа.
Проверка домашнего задания.
Сформулируем тему урока:
- 1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
- Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.
- Проверь себя?
- 1) Жить - Родине служить.
- 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
- 3) Не числом борются, а умением.
- 4) А Васька слушает да ест.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?
Предложение как единица синтаксиса.
Цели урока:
1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
2. Повторить грамматические характеристики предложения.
Актуализация знаний
- Что изучает синтаксис?
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Чем может быть осложнено предложение?
- Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
- Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
- Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действительности есть особое свойство предложения.
- Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?
Зима
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь ...
(А. Пушкин)
- Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
- Предложение Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
- Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
- Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
- Контекст, -а, мужской род (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. прилагательное контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
- Например: лук, коса.
Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .
Размытый путь.
Кривые тополя.
- Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
- В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
- Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум -была пора отлёта.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались жёлтые поля.
(Н. Рубцов)
Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?
- На здоровье!
- Что ж поделаешь!
- Закрой, пожалуйста, дверь!
Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
- Предложение выполняет коммуникативную функцию.
- Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности.
- Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
- Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу .
- Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
- В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:
- имеет определённую структуру;
- отличается смысловой и интонационной законченностью;
- выполняет коммуникационную задачу.
- Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием .
Ученье – свет.
Астрахань – центр рыбной промышленности.
сущ. – сущ.
- Предложение выражает законченную мысль.
безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.
Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.
Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?
- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.
- Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
- содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
- содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
- содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
- Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.
Интонационными средствами являются:
- пауза;
- логическое ударение;
- мелодика (повышение или понижение голоса)
Пошли домой . – если хотите сообщить
о совершившемся действии.
Пошли домой? – если задаётся вопрос.
Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.
Выполним задания:
- Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, любить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предложения, выполните их синтаксический разбор.
- Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, любить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предложения, выполните их синтаксический разбор.
- Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности . Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
- Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я .
- Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.
Смысл, содержание предложения - это не только та информация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических конструкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения .
Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 метров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».
Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?
Подведение итогов урока:
- Вернемся к цели урока: Цели урока:
- 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
- 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
- Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
- Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности.
- Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу .
- Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
- В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
- Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
Домашнее задание: