СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.

2. Повторить грамматические характеристики предложения.

Просмотр содержимого документа
«Предложение как единица синтаксиса»

Двадцать седьмое сентября.  Классная работа. Проверка домашнего задания.

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Проверка домашнего задания.

Сформулируем тему урока:   1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест. Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

Сформулируем тему урока:

  •   1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
  • Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.
Проверь себя? 1) Жить - Родине служить. 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь. 3) Не числом борются, а умением. 4) А Васька слушает да ест.  О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  Какую цель поставим для себя?
  • Проверь себя?
  • 1) Жить - Родине служить.
  • 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
  • 3) Не числом борются, а умением.
  • 4) А Васька слушает да ест.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?

Предложение как единица синтаксиса. Цели урока: 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте. 2. Повторить грамматические характеристики предложения.

Предложение как единица синтаксиса.

Цели урока:

1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.

2. Повторить грамматические характеристики предложения.

Актуализация знаний Что изучает синтаксис? Что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? Чем может быть осложнено предложение?

Актуализация знаний

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
  • Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  • Чем может быть осложнено предложение?
Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями. Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию. Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения. Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?   Зима   Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь ... (А. Пушкин)
  • Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
  • Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
  • Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения.
  • Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь ...

(А. Пушкин)

Слово  зима  выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа. Предложение  Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию. Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.  Контекст, -а,  мужской род  (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте.   прилагательное  контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое. Например: лук, коса.
  • Слово  зима  выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
  • Предложение  Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
  • Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. 
  • Контекст, -а,  мужской род  (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте.  прилагательное  контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
  • Например: лук, коса.
Аналогично проанализируем словосочетание  размытый путь  и предложение Размытый путь . Размытый путь. Кривые тополя. Словосочетание  размытый путь  номинативно,  путь  - главное слово.  Путь  (к а к о й?)  размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё. В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя). Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути. Размытый путь. Кривые тополя. Я слушал шум -была пора отлёта. И вот я встал и вышел за ворота, Где простирались жёлтые поля. (Н. Рубцов)

Аналогично проанализируем словосочетание  размытый путь  и предложение Размытый путь .

Размытый путь.

Кривые тополя.

  • Словосочетание  размытый путь  номинативно,  путь  - главное слово.  Путь  (к а к о й?)  размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
  • В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
  • Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум -была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н. Рубцов)

Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?   На здоровье! Что ж поделаешь! Закрой, пожалуйста, дверь!

Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?

  • На здоровье!
  • Что ж поделаешь!
  • Закрой, пожалуйста, дверь!
Предложение - одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности. Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет. Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу . Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.

Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.

  • Предложение выполняет коммуникативную функцию.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу .
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:  имеет определённую структуру;   отличается смысловой и интонационной законченностью;   выполняет коммуникационную задачу.

Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

  • имеет определённую структуру;

  • отличается смысловой и интонационной законченностью;

  • выполняет коммуникационную задачу.
 Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием . Ученье – свет. Астрахань – центр рыбной промышленности.   сущ. – сущ.
  • Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием .

Ученье – свет.

Астрахань – центр рыбной промышленности.

сущ.сущ.

 Предложение  выражает  законченную мысль. безоблачное небо  – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет. Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску? - Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.
  • Предложение выражает законченную мысль.

безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.

Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.

Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.

 Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.  содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик. содержится вопрос: Когда отправляется поезд? содержится  побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
  • содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
  • содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
  • содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
 Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения. Интонационными средствами являются:  пауза;  логическое ударение; мелодика (повышение или понижение голоса)
  • Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Интонационными средствами являются:

  • пауза;
  • логическое ударение;
  • мелодика (повышение или понижение голоса)
Пошли домой . – если хотите сообщить  о совершившемся действии. Пошли домой? – если задаётся вопрос. Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.

Пошли домой . – если хотите сообщить

о совершившемся действии.

Пошли домой? – если задаётся вопрос.

Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.

Выполним задания: Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор. Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.

Выполним задания:

  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.
  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.
Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности . Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка? Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего  я . Затоскует во мне  - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.
  • Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности . Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
  • Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего  я .
  • Затоскует во мне  - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.
Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения . Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд». Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?

Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения .

Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».

Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?

Подведение итогов урока: Вернемся к цели урока:  Цели урока: 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте. 2. Повторить грамматические характеристики предложения. Предложение - одна из основных единиц синтаксиса. Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности. Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу . Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

Подведение итогов урока:

  • Вернемся к цели урока: Цели урока:
  • 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
  • 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
  • Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу .
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
Домашнее задание:

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!