СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи" обучающиеся 11 класса смогут активизировать свои знания о синтаксических единицах, повторить определение терминов, связанных с синтаксисим, совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи»

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна

Дата: 16.02.2017г.

Класс: 11

Тема урока: Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Цель: ознакомить обучающихся с особенностями словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, видами и средствами синтаксической связи.

Задачи: активизировать знания обучающихся о синтаксических единицах;

повторить определение терминов, связанных с синтаксисом;

совершенствовать умения делать синтаксический разбор;

развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции

обучающихся;

продолжить формирование прописных навыков.

Оборудование: Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. – М.: Сварогъ, 1994.

Мультимедийная презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся имеют представление о синтаксических единицах, умеют делать синтаксический разбор, составляют связный текст, принимают участие в аналитической беседе.

Ход урока

  1. Организационный этап.


  1. Проверка домашнего задания. Упр.361.

  2. Мотивация учебной деятельности.

☼ Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Запишите название глав 1,2,3: «Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Понтий Пилат», «Седьмое доказательство». Где слово, словосочетание, предложение? Почему вы так думаете? (Слово называет предметы, действия, их признаки. Словосочетание связывает слова подчинительной связью. Предложение сообщает о чём-либо, содержит вопрос или побуждает к действию).

☼ Какими терминами можно заполнить данную схему?


☼ Как вам легче выражать свои мысли и чувства: с помощью слов, словосочетаний или предложений? А как вам легче понять других?



  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

☼ А теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. К концу урока вы будете знать особенности словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, виды и средства синтаксической связи. Сегодня я буду задавать вам много вопросов. Если по ходу урока возникнут вопросы у вас, поднимайте руку и задавайте их мне.

☼ Давайте обратимся к теме урока. Что мы сегодня будем изучать?

(Словосочетание – сочетание слов, связанных подчинительной связью.

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение.

Виды синтаксической связи – сочинительная или подчинительная.

Средства синтаксической связи – словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).

V. Работа над темой.

☼1) Групповая работа. Распределите толкование терминов и объясните, какая единица синтаксиса важнее и почему? Приведите примеры.

Словосочетание

Предложение

Называет предметы, действия, их признаки

Содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение

Не имеет законченной интонации

Характеризуется интонационной законченностью

Состоит из главного и зависимого слова

Имеет грамматическую основу

Не содержит указаний на то, как говорящий оценивает сообщение

Содержит указания на то, как говорящий оценивает сообщение

Слова связываются при помощи подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Слова связываются при помощи сочинительной и подчинительной связи


(Предложение обладает смысловой и интонационной законченностью).

☼ 2) Словарный диктант. Самопроверка.

В течение часа, четверо одноклассников, увеличить вдвое, оживлённые и счастливые, продвигаться впотьмах, кто-то пришёл, оставить на память, несмотря на препятствия.

Почему нельзя сделать синтаксический разбор всех записанных сочетаний?

К каким сочетаниям слов относится задание «Сделайте синтаксический разбор словосочетания»?

(Словосочетаниями не являются:

- главные члены предложения (кто-то пришёл);

- однородные члены предложения (оживлённые и счастливые);

- сочетание предлога с существительным (в течение часа, несмотря на препятствия).


5) Минутка релаксации.


☼6) Самостоятельная работа.

1. Определите виды связи в словосочетаниях, ответ обоснуйте. (четверо одноклассников - согласование: изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова; увеличить вдвое - примыкание: зависимое слово неизменяемое; продвигаться впотьмах - примыкание: зависимое слово неизменяемое; оставить на память – управление: изменение формы главного слова не приводит к изменению формы зависимого слова).

2. Определите виды связи в предложении «Кто-то пришёл» (сочинительная, равноправная связь).

3. Какие средства синтаксической связи можно определить в предложении «Кто-то пришёл»? (словоформы - ед.ч., м.р.; порядок слов – прямой; интонация - невосклицательная).

4. Как нужно изменить предложение, чтобы определить все средства синтаксической связи? (Вставить служебные части речи: «Кто-то пришёл к нам» – предлог связывает сказуемое и дополнение).

☼ 7) Составьте текст по репродукциям произведений Буонинисенья и Рублёва, употребив в предложениях все средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).

15 февраля – Сретенье Господне. Праздник получил свое название в честь того, что в этот день произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и Анной (само слово «сретение» и означает «встреча»).

  1. Домашнее задание.

1.Стр.250, упр.363: произведение и автор.

2. На «5+» - укажите средства связи в 1 предложении.

3. Эссе «Встреча, изменившая жизнь».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Продолжите, пожалуйста, любое предложение. «Рефлексивный экран»

1.Сегодня я узнал (узнала)…

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

4. Я научился (научилась)…

5. Я смогу…

6. Я попробую…

VII. Оцените свою работу на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!