СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Предложение как единица синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Предложение как единица синтаксиса"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Предложение как единица синтаксиса"»

8 класс Предложение как единица синтаксиса

Цели: закрепить изученное о тексте как единице синтаксиса, расширить знания обучающихся о строении, грамматическом значении и особом свойстве предложения - смысле, соотнесённости с фрагментами окружающей действительности.

Планируемые результаты. Обучающиеся научатся:

- определять границы предложения;

- выделять грамматическую основу предложения;

- определять цель высказывания;

- определять коммуникативную функцию, которую выполняет предложение.

Методические приёмы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение тренировочных упражнений. Словарная работа, творческая работа (письменный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра).

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, толковый словарь русского языка, компьютер, экран, диапроектор, наглядные пособия.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Упр. 43, 46

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа по вопросам:

- что такое текст? (Текст - высказывание, представляющее собой предложения, связанные по смыслу и расположенные в определённой последовательности)

- что отражено в любом тексте? (Конкретный фрагмент окружающей действительности)

- каковы основные признаки текста? (Смысловая целостность и связность)

- из скольких предложений может состоять текст? (Из любого количества предложений, даже из одного)

2. Работа с текстом (текст на экране)

1. Как полно и мило существует человек в своей семье! 2. Жаль, что это постигается, лишь когда ты оторван от семьи какой-то злой силой. 3. Все напасти и невзгоды постигают человека за пределами семейного круга, но что поделать, родные лица не могут заменить мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора… (Ю.Нагибин)

Вопросы:

  1. о чём размышляет писатель? ( Писатель размышляет об основополагающей роли семьи в жизни человека)

  2. какова основная мысль текста; выражена она в отдельном предложении (найти его) или формулируется читателем на основе прочитанного текста? (Основная мысль заключена в предложениях 1,2. Её можно сформулировать: «О том, как «полно и мило» существуешь в своей семье, понимаешь лишь тогда, когда оторван от семьи обстоятельствами»)



Задания к тексту:

  1. учитывая контекст, подберите синонимы к словам мило, постигается, напасти, невзгоды, жаль; (спокойно, понимается, несчастье, трудности, горестно);

  2. подберите антонимы к словам зной, родные, тепло; (недоброй, любимые, уютно);

  3. найдите в тексте словоформы слов человек, семья, постигают; (человека, семьи, постигается);

  4. найдите в тексте однокоренные слова (семья – семейного);

  5. выпишите образные слова и словосочетания (злой силой, выходить на холодный ветер простора и др.)

  6. с каким фрагментом окружающей действительности соотнесён текст? (Положение человека вне семьи)



  1. Работа над темой урока.

  1. Беседа по вопросам:

- из каких предложений - простых или сложных – состоит текст? (Из простых и сложных)

- на каком основании предложения делятсяя на простые и сложные? (Количество грамматических основ)

- что такое грамматическая основа предложения?

Комментарий учителя. Признаки выделения ГО следующие: в ГО обязательно входит глагол в каком-либо наклонении; один из членов ГО занимает независимую позицию - не зависит по своим формам от других членов предложения; вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

  1. Работа с текстом (текст на экране).

Переписать, подчёркивая в предложениях ГО, расставить пропущенные знаки препинания. Проверка «по цепочке».

  1. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. 2. Ибо каждый человек носитель прошлого и носитель национального характера. 3. Человек часть общества и часть его истории. 4. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губит часть своей личности. 5. Отрывая себя от национальных семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание. ( Д.Лихачёв)





  1. Беседа по вопросам:

- какими бывают предложения по цели высказывания? ( Повествовательное - «рассказать», вопросительное - «спросить», побудительное - «попросить, призвать, потребовать, приказать»)

4. Работа с текстом (тот же текст на экране).

- определить цель высказывания предложений 4,5;

- переделать предложение 4 так, чтобы оно стало вопросительным ( Не сохраняя в самом себе память прошлого, губит ли он часть своей личности?)

- переделать предложение 5 так, чтобы оно стало побудительным (Не отрывайте себя от национальных, семейных и личных корней, не обрекайте себя на преждевременное увядание!)

- изменился ли смысл предложения, изменилось ли соотношение с окружающим миром? (Да. Предложение 4 превратилось в элемент беседы автора с читателем: когда предложение повествовательное, - содержание утверждается, когда оно вопросительное - содержание ставится под сомнение, автор предлагает читателю самому ответить на вопрос. Предложение 5 превращается в призыв, содержание более эмоционально.)

5. Работа с учебником. Материал для наблюдения на стр. 26

Зима Зима!..Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь… ((А.Пушкин))



Размытый путь Размытый путь. Кривые тополя.

Кривые тополя Я слушал шум - была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за воротв,

Где простирались жёлтые поля. (Н.Рубцов)



Несказанное, синее, нежное Несказанное, синее, нежное

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

Вопрос:

- чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений? (Предложения по-своему соотносятся с фрагментами действительности)

6. Выполнение упражнений.

1) упр. 50 (определение, какой отрывок есть текст; обозначение границ предложений знаками завершения; абзацирование текста; постановка знаков препинания внутри предложения);

- почему вы можете определить, где граница предложения? (предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью);

- как связаны между собой члены предложения? (по смыслу и грамматически)

7. Работа с текстом (текст на экране)

Прочитать отрывок из стихотворения В.Шефнера «Слова», обращая внимание на интонационную и смысловую законченность каждого предложения. Пояснить ПИСЬМЕННО, что объединяет разные предложения в связный текст (какие смысловые отношения; лексические и грамматические средства языка)

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

8. Чтение теоретического материала в учебнике на стр. 27

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности. Сравните, например, предложения Наступил вечер. – Был вечер. - Вечер. – Вечереет. Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения. Включенные в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.

9. Творческая работа по упр. 52

Прочитать отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Какой смысл имеет предложение Родина во мне затоскует в этом тексте? (Ответ в письменной форме)

Зачитать своё рассуждение.



  1. Рефлексия

Заполнить таблицу



Я узнал о…

Я умею









VI. Домашнее задание

  1. Написать сочинение-миниатюру об одном из выделенных слов в стихотворении В.Шефнера.

  2. Почему поэт написал каждое слово с большой буквы? Хотели бы вы использовать подобное написание слов в своём этюде?

-
















Скачать

© 2017 16607 786

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!