Роль внеурочной деятельности в воспитательной работе
в условиях реализации ФГОС НОО
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает внеурочную деятельность, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное направление
Духовно-нравственное направление
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное направление
Социальное направление
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой . Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,общественно- полезные практики.
Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
1.Спортивно-оздоровительное обеспечивается курсами «Здоровейка», «Я-пешеход».
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Здесь используются такие форы как
|
Спортивно-оздоровительные праздники/ ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ/ |
Подвижные игры на перемене |
Уроки здоровья |
Походы, выезды на природу . Смотр строя и песни |
2. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Это Курс «Умники и умницы», «Я-исследователь»
Проектная деятельность, мини-проекты |
Экскурсии в музей. Родители и обучающиеся моего 3А класса с удовольствием принимают участие в городской интеллектуальной игре «Активити-бум». Проходит она в субботу или воскресенье. Я тоже стараюсь быть активным участником игры. |
3. Духовно-нравственное направление -Курс «Земля наш дом», «Краеведение» включают широкий спектр видов деятельности.
|
Классные часы на духовно-нравственные темы |
Экскурсии по городу и области . Я не перестаю удивляться учителям начальных классов. Кажется уже открыты все места для экскурсий, а нет. То едут в музей в Фатеже- новый музей ,то на водяную мельницу- открыли. Выставки работ учащихся |
4.Общекультурное - это курс «В мире книг»
|
Посещение библиотеки, литературный музей, театра, цирка, картинной галереи и многое другое |
5.В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.
Курс «Я и моя семья» |
Акции милосердия |
Дни открытых дверей (мероприятия для детей и родителей) |
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Решая эти задачи мы получаем воспитательные результаты, которые распределяются по трем уровням /на экране/
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».