СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстоцентрический подход на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстоцентрический подход в обучении  интересен как учителю, так и учащимся. Данная технология позволяет задействовать все способы обучения с целью повышения качества знаний и развития творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Текстоцентрический подход на уроках русского языка.»

  Автор: Лукьяненко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы КГУ «Рудная средняя школа».

Автор: Лукьяненко Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы КГУ «Рудная средняя школа».

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД Сколько цветов на лугу,  И каждый красив по-своему…  В этом подвиг цветка!  Басё.

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Сколько цветов на лугу, И каждый красив по-своему… В этом подвиг цветка! Басё.

Теория + практика = поиск. Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

Теория + практика = поиск.

Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

  СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА     В ЦЕНТРЕ УРОКА СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ КАК ОСНОВНОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ   ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА

В ЦЕНТРЕ УРОКА

СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ КАК ОСНОВНОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО ИЗУЧЕНИЯ

ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ТЕКСТ -ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕЧИ УЧАЩЕГОСЯ -УКРУПНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ   -ИНСТРУМЕНТ  ОВЛАДЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ  УМЕНИЯ   -ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ  К ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЕ НАРОДА - СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ  АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА -НАГЛЯДНОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

ТЕКСТ

-ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕЧИ УЧАЩЕГОСЯ -УКРУПНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

  -ИНСТРУМЕНТ ОВЛАДЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ УМЕНИЯ

-ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА

- СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА

-НАГЛЯДНОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Структура урока при использовании текстоцентрической технологии: 1.Создание условий для восприятия текста. 2. Знакомство с содержанием текста. 3. Лингвистический анализ текста, повторение материала на основе изученных грамматических правил. 4. Изучение нового материала. Выполнение практических работ на основе текста. 5.Выполнение системы заданий, направленных на воспроизведение текста. Письмо по памяти.

Структура урока при использовании текстоцентрической технологии:

1.Создание условий для восприятия текста.

2. Знакомство с содержанием текста.

3. Лингвистический анализ текста, повторение материала на основе изученных грамматических правил.

4. Изучение нового материала. Выполнение практических работ на основе текста.

5.Выполнение системы заданий, направленных на воспроизведение текста. Письмо по памяти.

Калейдоскоп заданий  к текстам.

Калейдоскоп заданий к текстам.

Методы и приемы работы с лингвистическим текстом. 7. Деление текста на части и озаглавливание их. 8. Устный пересказ текста по плану. 9.Сжатое изложение текста. 10.Составление таблицы на основе текста. 11.Составление опорных схем, алгоритмов, конспектов, контролирующих программ. 12.Прием самопостановки вопросов к тексту. 1.Беседа. 2.Осмысление заголовка, новых терминов. 3. Разъяснение шрифтовых выделений. 4.Выделение ранее изученного и нового. 5.Сопоставление ответа товарища с текстом. 6.Составление плана «из вопросов» и «из примеров».

Методы и приемы работы с лингвистическим текстом.

7. Деление текста на части и озаглавливание их.

8. Устный пересказ текста по плану.

9.Сжатое изложение текста.

10.Составление таблицы на основе текста.

11.Составление опорных схем, алгоритмов, конспектов, контролирующих программ.

12.Прием самопостановки вопросов к тексту.

1.Беседа.

2.Осмысление заголовка, новых терминов.

3. Разъяснение шрифтовых выделений.

4.Выделение ранее изученного и нового.

5.Сопоставление ответа товарища с текстом.

6.Составление плана «из вопросов» и «из примеров».

Методы и приемы работы с художественным текстом. 9.Составление схем предложений, однородных членов. 10. Лексический анализ слова. 11. Обозначение орфограмм и пунктограмм. 12. Устное изложение, устное сочинение, монолог. 13. Диалог. 1.Аудирование. 2.Чтение молча. 3. Выразительное чтение вслух. 4.Беседа. 5. Тренинг воссоздающего воображения. 6.Тренинг ассоциативного мышления. 7.Выборочное списывание. 8.Комментированный диктант.

Методы и приемы работы с художественным текстом.

9.Составление схем предложений, однородных членов.

10. Лексический анализ слова.

11. Обозначение орфограмм и пунктограмм.

12. Устное изложение, устное сочинение, монолог.

13. Диалог.

1.Аудирование.

2.Чтение молча.

3. Выразительное чтение вслух.

4.Беседа.

5. Тренинг воссоздающего воображения. 6.Тренинг ассоциативного мышления.

7.Выборочное списывание.

8.Комментированный диктант.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ. 8 класс. Тема: Виды односоставных предложений. Закрепление изученного материала. Текст. Задания. --Прочитайте текст. Определите к какому стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. -Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, к какому типу относится каждое односоставное предложение.  8 класс. Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Закрепление изученного материала. Текст. Задания. -Прочитайте текст. Определите к какому стилю он относится. -Выделите в тексте основную мысль. -Объясните постановку тире в предложениях. -Разберите по составу выделенное слово.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ.

8 класс. Тема: Виды односоставных предложений. Закрепление изученного материала.

Текст.

Задания.

--Прочитайте текст. Определите к какому стилю он относится. Аргументируйте свой ответ.

-Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, к какому типу относится каждое односоставное предложение.

8 класс. Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Закрепление изученного материала.

Текст.

Задания.

-Прочитайте текст. Определите к какому стилю он относится.

-Выделите в тексте основную мысль.

-Объясните постановку тире в предложениях.

-Разберите по составу выделенное слово.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ . 8 класс. Тема: Водные слова и их роль в языке. Восприятие учащимися учебного материала. Задания. -Определите тему текста. -Какова его основная мысль? -Сколько частей можно выделить в тексте? -Составьте на материале данного текста несколько предложений с вводными словами, которые указывают на последовательность мыслей, показывают на отношение говорящего к высказанной мысли.  8 класс. Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Закрепление изученного материала. Задания. -К какому типу речи вы отнесете этот текст.? Аргументируйте свой ответ. -Перепишите, расставляя знаки препинания. -Какой вид связи использован в третьем абзаце? -Подберите синонимы к выделенным словам.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ .

8 класс. Тема: Водные слова и их роль в языке.

Восприятие учащимися учебного материала.

Задания.

-Определите тему текста.

-Какова его основная мысль?

-Сколько частей можно выделить в тексте?

-Составьте на материале данного текста несколько предложений с вводными словами, которые указывают на последовательность мыслей, показывают на отношение говорящего к высказанной мысли.

8 класс. Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Закрепление изученного материала.

Задания.

-К какому типу речи вы отнесете этот текст.? Аргументируйте свой ответ.

-Перепишите, расставляя знаки препинания.

-Какой вид связи использован в третьем абзаце?

-Подберите синонимы к выделенным словам.

 «Линия времени»  Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки.  Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует уверенность в своих силах. Это я хочу узнать Это я узнаю скоро Это я узнал недавно Это я знаю уже давно

«Линия времени» Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки. Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует уверенность в своих силах.

Это я хочу узнать

Это я узнаю скоро

Это я узнал недавно

Это я знаю уже давно

Прием «Инсерт» Маркировочные знаки: «!» — Я это знал. «+» — Новое для меня. «–» — Вызывает у меня сомнение.  «?» — Вопрос.

Прием «Инсерт»

Маркировочные знаки:

  • «!» — Я это знал.
  • «+» — Новое для меня.
  • «–» — Вызывает у меня сомнение.
  • «?» — Вопрос.
Игра «Придумай кличку»  Применяется в рамках тем «Состав слова. Способы словообразования» на этапе объяснения нового материала, первичного закрепления и др. Способствует активизации мыслительной деятельности. шар, орел, стрела, рыжий, звезда  Шарик, Орлик, Стрелка, Рыжик, Звёздочка

Игра «Придумай кличку» Применяется в рамках тем «Состав слова. Способы словообразования» на этапе объяснения нового материала, первичного закрепления и др. Способствует активизации мыслительной деятельности.

  • шар, орел, стрела, рыжий, звезда
  • Шарик, Орлик, Стрелка, Рыжик, Звёздочка
Словарная работа   Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить слово, записать в словарик. Вставь пропущенные гласные  Прптств – препятствие  Жжжть – жужжать  Расставь буквы в нужном порядке  Сражаться – жрасьаятс   Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.  Дстифалошг – диалог

Словарная работа Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить слово, записать в словарик.

  • Вставь пропущенные гласные
  • Прптств – препятствие

Жжжть – жужжать

  • Расставь буквы в нужном порядке
  • Сражаться – жрасьаятс
  • Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
  • Дстифалошг – диалог

Словарная работа  Учащимся предлагается описать картину. Учитель помогает, подсказывает, предлагает подобрать синонимы. Найденные детьми словарные слова вносятся в словарик. Пр е красный Зам е чательный В о сх и щение В о сторгаться Вп е ч а тление

Словарная работа Учащимся предлагается описать картину. Учитель помогает, подсказывает, предлагает подобрать синонимы. Найденные детьми словарные слова вносятся в словарик.

Пр е красный

Зам е чательный

В о сх и щение

В о сторгаться

Вп е ч а тление

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
  • 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Сравним: Синквейн Средства выразительности Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют

Сравним:

Синквейн

Средства выразительности

Красивые, живые (необычные…)

Украшают, описывают, имитируют

"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).

Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности

Непонятные, разнообразные

Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте

усложняют, путают, озадачивают

"Богатства русского языка неизмеримы…"

Проблема

«Карта успеха»  Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.

«Карта успеха» Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.

Применение ИКТ  может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней образуют разные слова.

Применение ИКТ может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней образуют разные слова.

«Проверь себя»  Прием экономит время и силы учителя. В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое, но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к. В лун н ом безмолвии послыш а лось д а лёкое, но я в ствен н ое булькание воды. Я пош ё л на звук. От главного больш о го оврага отх о дил в стор о ну небольш о й овраж е к-тупич о к.

«Проверь себя» Прием экономит время и силы учителя.

  • В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое, но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к.
  • В лун н ом безмолвии послыш а лось д а лёкое, но я в ствен н ое булькание воды. Я пош ё л на звук. От главного больш о го оврага отх о дил в стор о ну небольш о й овраж е к-тупич о к.
ИЗ ОПЫТА   РАБОТЫ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Русский язык. 11 класс. Урок. Речевое общение. Слушание. Параграф 25. -Проблемный вопрос в виде видеоролика (отрывка из сказки «Приключения Буратино» - «Пять на два не делится» -Чтение текста. (Упражнение 248. Проблемная ситуация. Стр. 177. Брулева Ф.Г.и др. Русский язык: Учебник для 11 класса естест.матем. направления общеобразоват.шк. – 2-е изд.перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2011. -248с.)

Русский язык. 11 класс. Урок. Речевое общение. Слушание. Параграф 25.

-Проблемный вопрос в виде видеоролика (отрывка из сказки «Приключения Буратино» - «Пять на два не делится»

-Чтение текста.

(Упражнение 248. Проблемная ситуация. Стр. 177. Брулева Ф.Г.и др. Русский язык: Учебник для 11 класса естест.матем. направления общеобразоват.шк. – 2-е изд.перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2011. -248с.)

Пять на два не делится.  Лиса Алиса .

Пять на два не делится. Лиса Алиса .

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ОЗВУЧИВАНИЕ.

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ОЗВУЧИВАНИЕ.

Один человек оставил в наследство трем сыновьям семнадцать верблюдов. Половина верблюдов должна была отойти старшему сыну, треть- среднему, а д..вятая часть – младшему. Братья принялись делить насле..ство, но не смогли дог..вориться, ведь 17 не делит(?)ся ни на два, ни на три, ни на д..вять. Сыновья обратились за ответом к мудрой старух… Обдумав положение она сказала Поглядим что выйд..т если вы воз(?)мете моего верблюда.

Один человек оставил в наследство трем сыновьям семнадцать верблюдов. Половина верблюдов должна была отойти старшему сыну, треть- среднему, а д..вятая часть – младшему. Братья принялись делить насле..ство, но не смогли дог..вориться, ведь 17 не делит(?)ся ни на два, ни на три, ни на д..вять. Сыновья обратились за ответом к мудрой старух… Обдумав положение она сказала Поглядим что выйд..т если вы воз(?)мете моего верблюда.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ МАТЕМАТИКА

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ

МАТЕМАТИКА

СОСТАВЬТЕ И РЕШИТЕ ЗАДАЧУ как ее решила старуха. 17+1=18. 18: 2=9 18:3=6 18:9=2 Остаток – 1 верблюд.

СОСТАВЬТЕ И РЕШИТЕ ЗАДАЧУ как ее решила старуха.

17+1=18.

18: 2=9

18:3=6

18:9=2

Остаток – 1 верблюд.

Дочитываем текст Таким образом у сыновей оказалось 18 верблюдов. Старший сын забрал свою половину, то есть девять. Средний сын взял треть, то есть шесть. А младший получил девятую часть – двух верблюдов. Один верблюд оказался лишним.  Они вернули его мудрой старухе.

Дочитываем текст

Таким образом у сыновей оказалось 18 верблюдов. Старший сын забрал свою половину, то есть девять. Средний сын взял треть, то есть шесть. А младший получил девятую часть – двух верблюдов. Один верблюд оказался лишним. Они вернули его мудрой старухе.

ключевые слова : наследство – три сына – 17 верблюдов – принялись делить наследство – не могли договориться – обратились за советом – мудрая старуха – возьмите верблюда – один верблюд лишний – вернули .

ключевые слова : наследство – три сына – 17 верблюдов – принялись делить наследство – не могли договориться – обратились за советом – мудрая старуха – возьмите верблюда – один верблюд лишний – вернули .

наследство - не могли договориться – обратились к мудрой старухе

наследство - не могли договориться – обратились к мудрой старухе

ОБРАЗЫ Богатство, обида, совет, мудрость, мир.

ОБРАЗЫ

Богатство, обида, совет, мудрость, мир.

Никто не в обиде, все довольны, воля отца выполнена, все остались жить в мире и согласии

Никто не в обиде, все довольны, воля отца выполнена, все остались жить в мире и согласии

ЭССЕ «Делится ли пять на два ?! СВОЕ ВИДЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭССЕ «Делится ли пять на два ?!

СВОЕ ВИДЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Изложение. 11 класс. Текст « Первый снег».

Изложение. 11 класс.

Текст

« Первый снег».

ПОГРУЖЕНИЕ

ПОГРУЖЕНИЕ

Создать ассоциативный ряд, связанный с названием текста.

Создать ассоциативный ряд, связанный с названием текста.

Чистота, красота, первозданность, музыка, волшебство, сказка, Снегурочка, Снежная королева и другие

Чистота, красота, первозданность, музыка, волшебство, сказка, Снегурочка, Снежная королева и другие

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!     Е. Н. Ильин

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!

Е. Н. Ильин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!