Учителем русского языка я работаю с 2004 года. В процессе общения я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.
Исследование коммуникативных компетенций учащихся по методике Сотовой Ирины Алексеевны показало, что 3 учащихся из 8, имели первый (низкий) уровень коммуникативной компетенции; 4 учеников - второй (средний); 1 ученица - третий (продвинутый); четвертым (высоким) уровнем не владел никто. (слайд 1-2)
Возникла необходимость совершенствования работы по формированию коммуникативных компетенций.
Тема моего опыта «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через работу с художественными текстами на основе системно-деятельностного подхода»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через работу с художественными текстами на основе системно-деятельностного подхода (слайд 3)
Работа над опытом велась в течение 3 лет: (слайд 4)
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по русскому языку в 9-11 классах общеобразовательной щколы, внеурочную деятельность учащихся, представляет собой единую систему «урок – внеклассная работа».(слайд 5)
УЧЕНЫЕ (слайд 6-7) Теоретическая база опыта «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через работу с художественными текстами на основе системно-деятельностного подхода» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков: Лидии Прокофьевны Федоренко, Алевтины Дмитриевны Дейкиной, Татьяны Михайловны Пахновой, Таисы Алексеевны Ладыженской, Маргариты Михайловны Разумовской, Льва Семеновича Выготского, Петра Яковлевича Гальперина.
Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
(слайд 9)Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для формирования коммуникативных компетенций учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка посредством работы с художественными текстами с опорой на деятельностный подход.
(слайд 10) Задачи:
1) внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи учащихся;
2) подобрать тематический текстовый материал, разработать способы
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечь во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявить одаренных в лингвистическом
отношении детей.
Различные методы, применяемые на практике содействуют формированию коммуникативной компетенции учащихся. (слайд 12)
Методы:
1) словесные – беседа, сообщение, монолог;
2) наглядные – презентация, схема;
3) практические – упражнения, заполнение таблицы, графический диктант, создание лирической зарисовки, частичный анализ текста;
4) исследовательские, частично-поисковые;
6) методы самостоятельной работы;
7) методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение;
8) методы самоконтроля и взаимоконтроля.
( слайд 13) Для формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом яприменяюразличные формы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Чаще всего я использую прием «Зигзаг»:
Первая стадия – смысловая. Класс делится на рабочие группы, каждому выдается текст одинакового содержания, но с разным заданием. Учащийся, выполняя задание, фиксирует свои наблюдения в опорном конспекте, кластере, таблице
Вторая стадия – размышление. Ученик переходит в новую группу, экспертов, которая формируется так, чтобы в каждой оказались специалисты одной темы. В процессе обмена результатами добавляется, корректируется индивидуальная работа, составляется общая презентационная схема.
Третья стадия – презентация результатов. Ученики возвращаются в свои группы и презентуют каждый свою часть темы.
прием «Мозаика», прием «Латания дыр»,
формула «ПОПС»:
В подготовке обучающихся к выполнению части С ЕГЭ использую приём «ПОПС-формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.
Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Использование данных видов и форм работы с художественными текстами на основе деятельностного подхода способствовало повышению уровня сформированности коммуникативных компетенций.
По сравнению с первоначальным диагностированием снизилось количество учащихся с низким и средним уровнем сформированности коммуникативных компетенций, а с продвинутым и высоким – увеличилось: (слайд 16)
Год | Кол-во учеников | Низкий | Средний | Продвинутый | Высокий |
2010 | 8 | 37,5 | 50 | 12,5 | 0 |
2013 | 5 | 0 | 40 | 40 | 20 |
Результатом формирования коммуникативных компетенций является повышение качества сдачи ЕГЭ: выполнение задания В8 и части С (слайд 20)
В результате использования работы с художественными текстами на основе деятельностного подхода повышается интерес к созданию своих творческих работ для различных конкурсов.(слайд 17-19): лауреат 1 степени 7 открытого молодежного конкурса разговорного жанра; 2 призера муниципального этапа конкурса «Сказки красивого сердца» в разных возрастных группах; 2 место в районном конкурсе сочинений в номинации «Грайворон – город будущего»; 3 место в районном конкурсе сочинений ко Дню Учителя; 1 место в районном конкурсе сочинений учащихся на тему «Молодежь и выборы»; 2 призовых места в конкурсе детского творчества «Старт в будущее».
Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Я попыталась рассказать именно о таких (выдержавших проверку практикой) приёмах. На своих уроках я часто использую прием «Мозаика». Суть его заключается в том, чтобы из отдельных частей собрать единый продукт деятельности, в моем конкретном случае, - сочинение. Работа предстоит в группах. 1 группа пишет вступление по шаблону, вторая – основную часть и 3 группа – заключение. Работать вы будете вместе, но в самом начале работы нужно определить, кто будет презентовать продукт деятельности.
Позиция
Я считаю, что применение приема «Мозаика» актуально (не актуально)
Объяснения
Потому что ___________________________________________________
Пример
Могу доказать это на примере_______________________________________
Следствие
Исходя из сказанного, делаю вывод, что______________________________
Позиция
Я считаю, что применение приема «Мозаика» актуально (не актуально)
Объяснения
Потому что ___________________________________________________
Пример
Могу доказать это на примере_______________________________________
Следствие
Исходя из сказанного, делаю вывод, что______________________________