Тема: «Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
Цели и задачи урока:
Обучающие:
рассмотреть понятия текстового редактора и текстового процессора;
ввести и закрепить понятия редактирования и форматирования;
продолжить формирование навыков работы с текстовым процессором Word;
рассмотреть возможность форматирования документов с использованием шаблонов.
Развивающие (развитие основных компетенций):
создание условий для развития мыслительной деятельности учащихся;
развитие познавательной активности учащихся;
расширение кругозора и степени внимания;
развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
Базовые понятия и термины: процессор, редактор, документ
Вид урока: урок – лекция с элементами самостоятельной работы
Форма урока: синтетический
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: русский язык, математика
Место урока в изучаемой теме: вводный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, беседа
б) наглядный: демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.
4. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью)
5. Визуальный: логических цепочек.
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Ход урока:
Организационный момент
Подготовка рабочего места
Добрый день ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Оксана Анатольевна. А вас? Кто отсутствует? Спасибо.
В течение урока вы будете получать ладошки-баллы за правильные ответы и выполненные задания. В конце урока я выставлю средний балл.
Релаксация
У вас на столах лежат смайлы. Выберите тот смайл, который соответствует вашему настроению.
Актуализация опорных знаний обучающихся
Фронтальный опрос
В чем преимущества хранения текстов в файлах по сравнению с бумажным способом хранения?
Что такое гипертекст? Какие возможности представляет гипертекст пользователю?
Сколько места в памяти компьютера занимает код одного символа?
Объявление темы, целей и плана урока.
В наше время одна из самых распространённых задач, выполняемых на компьютере, - это обработка текстов с помощью программ.
Ребята, кто сможет назвать тему нашего урока? Правильно. Молодцы.
Тема урока: Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Цели и задачи:
Мотивация. Подготовка учащихся к изучению нового материала
Вопросы к беседе
Скажите, часто ли вам приходится работать с текстовой информацией?
В чем заключается эта работа?
А часто ли вам приходится создавать текстовые документы? Какие?
Действительно, не только вы, но и множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью создания и изменения текстовых документов.
Постановка проблемы
Восприятие и усвоение обучающимися нового материала
Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы. Они позволяют создавать, редактировать, сохранять и распечатывать документы.
Вывод: Текстовый редактор — это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ.
Блокнот – это простейший текстовый редактор, позволяющий вводить текст, редактировать его, сохранять и просматривать файлы формата *.TXT и некоторых других.
Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.
Существует множество разнообразных текстовых редакторов – от простейших учебных до мощных издательских систем, с помощью которых делают книги, газеты, журналы.
Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать.
В форматированном тексте важно все: и размеры букв, и их образ, и то, где заканчивается одна строка и начинается другая. То есть форматированный текст неразрывно связан с параметрами листа бумаги, на котором напечатан.
Основное отличие текстового процессора от текстового редактора состоит в наличии специальной панели инструментов, которая называется Панель форматирования. На этой панели в виде кнопок расположены команды, позволяющие красиво оформить текст (различными шрифтами, начертаниями, цветами и т.д.).
Вывод: Текстовый процессор - это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).
В последнее время все большую популярность среди широкого круга пользователей завоевывает текстовый процессор Word для Windows. Прежде всего, из-за высококачественных издательских свойств этого продукта фирмы «Microsoft». С помощью Word можно создавать красиво оформленные, хорошего качества документы, разрабатывать фирменные бланки, визитки, создавать элементы фирменного стиля, рекламные документы. Возможность вставлять таблицы, рисунки, графики, формулы в тексты. Дополнительные модули Word позволяют выполнять такие операции, как проверка орфографии и грамматики, формирование оглавлений и указателей, слияние с базой данных.
Рассмотрим окно текстового процессора Word. Вы видите, что основные структурные элементы данного окна те же, что и структурные элементы окон рассматриваемых нами ранее других редакторов.
Word – это многофункциональная программа обработки текстов, настольная издательская система. .
Ее предназначение:
- набор, редактирование, верстка текста и таблиц;
- управление всеми пунктами меню, опциями и командами с помощью мыши;
- просмотр на дисплее готового к печати документа без затраты бумаги на дополнительную распечатку;
- вставка рисунков и слайдов;
- заготовка бланков, писем и других документов;
- обмен информацией с другими программами;
- проверка орфографии и поиск синонимов.
Интерфейс.
1) Строка «Заголовок»
2) Строка «Меню»
3) Панель инструментов Стандартная
4) Панель форматирования
5) Линейка
6) Рабочая область
7) Панель рисования
8) Строка состояния
VI. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале
Работа с раздаточным материалом (задания лежат на партах)
Учащиеся получают карточки, подписывают карточки и выполняют задание:
Какой процесс был применен к тексту: редактирование (Р) или форматирование (Ф)?
Вариант 1
Задание 1.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс |
1 | информатика | Информатика | Ф |
2 | информатика | форма | Р |
3 | Иванов И. И. | Иванов И.И. | Р |
4 | Процентная ставка составляет 12% | Процентная ставка составляет 12%. | Р |
5 | Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях: обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | Р,Ф |
Вариант 2
Задание 1.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс |
1 | информация | информатика | Р |
2 | Бит - наименьшая единица измерения информации. | Бит - наименьшая единица измерения информации. | Ф |
3 | Петров И.И. | Петров И.И. | Ф |
4 | Задача №5. | Задача № 5. | Р,Ф |
5 | Точки не используются: в колонтитулах; в заголовках; в строках таблиц; в подписях под рисунками, схемами и диаграммами. | Точки не используются: | Ф |
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются карточками в парах), выставление отметки на карточках в графу Задание 1.
Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать. (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»)
Какие носители, возможно, использовать для хранения текстовых документов? (CD, DVD, Flash-карты)
Какое название получили документы, хранящиеся на винчестере, CD, DVD, flash-картах? (файлы)
Я попрошу вас выполнить следующее задание.
Перед вами окно текстового процессора Word. Элементы предложенного списка вам нужно будет расположить в указываемом порядке. Т.е. напротив номера указываемого элемента следует поставить номер с соответствующим названием.
Вариант 1 – красный цвет;
Вариант 2 – зеленый цвет.
Самопроверка, выставление отметки на карточках в графу Задание 2.
VII. Обобщение и систематизация полученных знаний
Практическая работа
Цель:
научиться запускать программу всеми известными способами, в том числе быстрым – создание ярлыка на рабочем столе;
создавать, сохранять и открывать документ;
Управлять интерфейсом текстового процессора Word.
Технология выполнения работы:
Задание 1.
1. Открыть документ Microsoft Word
Команда Пуск/ Программы/ Microsoft Office/ Microsoft Office Word 2003
2. Наберите текст:
Мы учимся работать на компьютере!
3. Перейдите на следующую строку и наберите:
Мы изучаем Microsoft Word.
4. Сохраните документ в личной папке под именем Задание.doc.
Команда: Файл/Сохранить как…/ личная папка/ Задание/Сохранить
5. Закрыть документ.
Задание 2.
1. Откройте личную папку.
Команда: Диск D/Личная папка/ открыть.
2. Создать документ Microsoft Word
Команда Файл/Создать/Microsoft Word
3. Наберите текст:
Засыпь ямку.
Поставь лейку на место.
Вскопать ямку.
Поставь лопату на место.
Возьми лейку и полей саженец.
Возьми лопату и саженец.
Посади саженец в ямку.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Алгоритм.doc.
Команда: Файл/Сохранить как…/ личная папка/Алгоритм/Сохранить.
5. Закройте документ.
Задание лежит у вас на столе возле компьютера.
Итоги урока.
Выставляются оценки отличившимся учащимся. В журнал каждому выставляется отметка, полученная как среднее арифметическое 2-х отметок выставленных на карточке и ладошек, полученных за урок.
Подача и объяснение домашнего задания.
Параграф 14 стр. 83-85, выучить термины и их определения
Творческое задание:
Доклад «Развитие текстовых редакторов»