СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон». « Хамелеонство» в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

обучающие: продолжать знакомить учащихся с  творчеством А.П.Чехова; дать понятие юмористического и  сатирического рассказа; повторить литературоведческие  термины: юмор, сатира, художественная деталь; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;

Просмотр содержимого документа
«Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон». « Хамелеонство» в рассказе.»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон». « Хамелеонство» в рассказе.

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ

Задачи урока:

обучающие: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; дать понятие юмористического и сатирического рассказа; повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, художественная деталь; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;

развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать навык выразительного чтения; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать логическое мышление, связную речь, умение делать выводы;

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова и познакомимся с рассказом Чехова «Хамелеон», увидим картину нравов, созданную писателем в рассказе, объясним смысл названия.

. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

3. Проверка домашнего задания

Работа по таблице и вопросам «Жизнь и творчество А. П. Чехова».

1)Что вы узнали о жизни Антона Павловича Чехова из статьи учебника и из прошлого урока?

(Чехов родился в г.Таганроге. Отец Чехова, будучи свободным человеком, завел в Таганроге собственное торговое дело. Но дела шли неважно, он едва сводил концы с концами. А.П.Чехову часто приходилось помогать отцу, стоя за прилавком).

2)Расскажите о детях семьи Чеховых.

(Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали литераторами, Николай – художником, Иван – учителем, Мария была художницей).

3)Каковы причины талантливости детей Чеховых?

( Дети считали, что талантом они обязаны отцу, а душой – матери. Детям дали домашнее образование: их учили иностранным языкам, музыке).

4)Почему А.П.Чехову пришлось рано стать самостоятельным и даже помогать семье?

(Отец А.П.Чехова признал себя банкротом и бежал в Москву со всей семьей. А.П.Чехов остался в Таганроге, заканчивал гимназию. Средства к жизни он зарабатывал репетиторством, даже высылал деньги семье в Москву).

5)Как сложилась жизнь А.П.Чехова далее?

(После окончания таганрогской гимназии Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета, окончив который, занялся медицинской практикой.

Далее поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Чехов занимался не только литературной деятельностью: он работал врачом, работал участковым врачом во время эпидемии холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей).

-Мы увидели, что с детства пришлось Чехову трудиться, трудился он всю свою жизнь. Но еще Чехов постоянно работал над собой, над своей душой, над своим характером. Самовоспитанием Чехов занимался всю жизнь.

6)Когда началась литературная деятельность Чехова?

(Писать Чехов начал еще в гимназии. В Москве Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах: «Осколки», «Стрекоза», «Будильник» и других в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов).

7)Какие псевдонимы были у Чехова?

(Антоша Чехонте и другие).

8)Какие произведения Чехова вы читали?

«Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Белолобый»).


  1. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

1).Словарная работа

Вы должны были по толковому словарю найти значения таких слов, как:

Конфисковать - здесь: отобрать, отнять.

Обыватель - это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами

Косноязычный - человек с плохо развитой речью. 

2).Аналитическая беседа по содержанию.

-Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

-Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

- О каком событии повествует рассказ? (Событие, о котором рассказывает Чехов, бытовое, обыденное - человека укусила собака.)

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

(Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

-Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”(кроссворд).

(Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные).

-Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

- Какие должности они занимают?

Очумелов – полицейский надзиратель

Елдырин - городовой

Хрюкин – золотых дел мастер

Словарная работа.

Полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

Городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.

-С чего начинается рассказ?

(Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!)

-И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

-Кто оказался виновником скандала?

(Чиновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса).

-А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

(«…шагает к сборищу»)

-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

-Давайте обратимся к названию рассказа. Слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Кто такой хамелеон?

Хамелеон – 1) разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки,

2) (переносное значение). Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

-Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

(Хамелеоном мы обычно называем человека, готового моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные).

- Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину генералу. Превращения Очумелова послужи­ли основой для названия рассказа.)

-Из персонажей рассказа только ли Очумелов принад­лежит к разряду хамелеонов?

- В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина. Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем ак­тивной жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отноше­ние. Затем смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

Исследовательская работа с текстом. Заполнение таблиц.

- Назовите реплики, в которых проявляются особенности внутреннего мира героев. Какова интонация и стиль речи героев?

1 вариант. Очумелов.

2 вариант. Хрюкин.

- Какие по составу предложения преобладают в речи героев? Какова их интонация и стиль?

Герои говорят коротко и отрывисто. Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.

-Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

- Почему незначительный эпизод превратился в грандиозное событие?

Внутренний мир героев настолько ограничен, что самое ничтожное событие превращается для них в глобальную проблему.

- Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон его обсуждения. Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода, состоящей из ряда «превращений».

- Какие «превращения» происходят с Очумеловым?

- Заполните правую часть таблицы примерами из текста, позволяющими представить цепочку «превращений».


«Превращения» Очумелова

Примеры

Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка

«Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать...»

Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина

«Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь - известный народ! Знаю вас, чертей… Не рассуждать!»

Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке

«Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что...»

«Нужно проучить. Пора!»

Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника»

«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал...»

Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка

«Она бродячая!.. Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все»

Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом

«Собачонка ничего себе...»

«Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина)


- Какие «превращения» происходят с Хрюкиным?

- Заполните правую часть таблицы примерами из текста, позволяющими представить цепочку «превращений».

«Превращения» Хрюкина

«Превращения» Хрюкина

Примеры

Хрюкин ощущает свою безнаказан­ность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться

«Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужа­са», «а она, не будь дура, и тяпни»

Хрюкин чувствует себя обиженным

«Ужо я сорву с тебя, шельма»

Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права

«Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну»

Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым

«Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит... У него в законе сказано... Нынче все равны»


-Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала” (зачитать реплики).

-Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина?

-Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван)

-Первоначально звучит категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина.

- Каким же будет тон Очумелова при этом решении? (повелительный, гневный, грозный, начальственный).

  • А почему затем собака берется под защиту, и виновным оказывается Хрюкин?

(Потому что, как сказал кто-то из толпы, собака генеральская).

  • Какой стала речь полицейского надзирателя? (тише, в ней заметны лесть,

чинопочитание, угодливая, льстивая).

  • Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он

требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Так как городовой говорит, что собака не генеральская.

Выразительное чтение отрывка учащимися.

  • Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию./уч-ся читает/

  • Еще одна перемена: «Собака – нежная тварь…А ты, болван, опусти руку!»

Причина этой перемены: городовой говорит, что, может быть, собака и генеральская.

Выразительное чтение отрывка учащимися.

  • Все решает повар генерала Прохор. Повар: «Собака не генеральская…»

Очумелов: «Собака бродячая…Истребить – и все тут!»

  • Повар: «но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»

-Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

-Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций - первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

Работа по таблице:

не генеральская

генеральская

1. «А собаку истребить надо. Немедля!»


3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно

проучить!»

5. «Она бродячая! Истребить, вот и все».

2. «Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял палец гвоздиком.»

4. «Собака – нежная тварь…А ты,

болван, опусти руку!»

6. «Собачонка ничего себе…Шустрая

такая…»


-Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

(Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина – тоже представитель власти.)

Вывод:

Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед человеком (генералом), который выше его по социальному положению.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Работа над художественными деталями.

- Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

-Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

Деталь художественнаявыразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?

-Что несут служители закона?

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

-Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

2) Узелок.

-Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

-Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нарушает закон.

3) Окровавленный палец Хрюкина - это деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как некий призыв к справедливости.

4) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

-Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление юмора Чехова.

-Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова.

-Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

-Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

-Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

-Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

( Хрюкин побежден. Его палец опущен. А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

-Чехов утверждает, что хамелеонство – явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.


5. Итог урока:

-Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? Какой это смех?

(Смех сатирический, вызывает чувство гнева, негодования, презрения).

- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?

1) правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения;

2) он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми;

3) Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека?

1. Верь не силе, а правде.

2. Дело знай, а правду помни.

3. Как хочу, так и ворочу.

4. Наглому дай волю, захочет и боле.

- Ребята, что же такое хамелеонство?

(Низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество).


-Давайте подведем итоги урока, проверив свои знания, полученные на уроке, тестом.

Тестирование:(тесты раздаются ученикам).

  1. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос

2) Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов;

б) Хрюкин;

в) Елдырин.

3)В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) новая шинель;

б) корзина с конфискованным крыжовником.

4) Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть.

5)Автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

6)Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

7) Произведение:

а) основано на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

8)Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

9)Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.

10) В рассказе «Хамелеон» в качестве средства юмористической характеристики используются:

а) «говорящие» фамилии;

б) элементы биографии;

в) оценочные высказывания.


Ответы:1)-б; 2)-а; 3)-б; 4)-а; 5)-б; 6)-в; 7)-в; 8)-а; 9)-б; 10)-а;


6.Домашнее задание: прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».


  • Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.

  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.

  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.

  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.



IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

– Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

I группа

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

II группа

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Ассоциативные ряды:

Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

III группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

IV группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

V группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

VI группа

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

VII группа

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)

Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!