Тема: Атмосфера и ее строение.
Учитель географии МБОУ ДР ДСШ№1 Курепина В.А
Цель: создать условия для дальнейшего формирования представлений о воздушной оболочке Земли при помощи информационно – коммуникативных технологий.
Задачи:
Дать понятие « атмосфера»
Рассказать о значении и изучении атмосферы.
Сформировать представление о газовом составе воздуха
Сформировать представление о строении атмосферы и особенностях каждого слоя ( тропосферы, стратосферы, верхних слоях атмосферы).
Развивать память, воображение детей, учить их устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация.Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Ход урока.
Ориентировочно-мотивационный этап ( постановка учебной задачи)
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь?
Как в географии называют воздушную оболочку Земли? ( атмосфера).
Сегодня мы поговорим о атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? (Рассказ)
Что бы вам хотелось узнать?(вывешиваю на доску состав , строение, изучение)
Операционально – исполнительский.
Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар)(слайд 1)
Задание 1. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит? Вы узнаете прочитав пункт и выполнив два задания.
Выясните, из каких газов он состоит, для этого соедините карточки так, чтобы процентный состав соответствовал газовому ( даю конверты )
Задание 2. Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Почему?
Приведите не менее трех доказательств. Для этого используйте текст учебника стр.106, 107 пункт 4 «Значение атмосферы». 3. Изучение новой темы по группам,
Объяснение учителем плана работы.
Посмотрите внимательно, у вас на столах лежит задание группе:
Задание группе 1:
1. Прочитать пункт «Значение атмосферы».
2. Заполнить схему, подписав фломастерами или ручкой.
3. Озвучить перед всем классом.
Задание группе 2:
1. Прочитать пункт 2«Состав атмосферы».
2. Заполнить схему, подписав фломастерами или ручкой.
3. Озвучить перед всем классом.
Задание группе 3:
1. Прочитать пункт «О тропосфере».
2. Заполнить схему, подписав фломастерами или ручкой.
3. Озвучить перед всем классом.
Задание группе 4:
1. Прочитать пункт «О стратосфере».
2. Заполнить схему, подписав фломастерами или ручкой.
3. Озвучить перед всем классом.
Через 5 минут члены групп меняются местами и продолжат заполнять опорный конспект еще в течении 5 минут затем обсуждение результатов работы
Дополняется рассказом учителя и показом слайдов(слайд 3) 4. Первичное закрепление.
1. По опорным конспектам на доске рассказать, что узнали об атмосфере.
2. В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня и греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. - Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто бы близко, а все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз».
? Вопросы.
- Почему замерз глупый Тролль? О каком слое атмосферы идет речь? Что происходит с температурой с высотой и почему?
Дополнительный материал:
Если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань, нужен дождь, то они просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик! Пуще!»
И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождик, чем дольше кричит, тем дольше идет.
Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа озер под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закричит - тут же с неба проливается вода.
Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель.
? Вопросы.
Задание 4. Решение задач (используем термометр)
На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -300С, а у поверхности +120С?( 30+12=42, 42:6=7 км.)
Какова высота горы, если у подножия температура +260С, а на вершине равна
-100С? ( 26+10= 36, 36: 6=6км.
Какова температура на Памире, если в июле у подножия она составляет +360С? Высота Памира 6 километров.(6*6=36( на столько измениться Т), 36-36=0 0С)
Решение задач, проговаривание.
закрепление
1 вариант 1. Самый нижний слой: А – тропосфера; Б- стратосфера 2. Азота в воздухе атмосферы содержится: А – 78%; Б – 21% 3. Воздух тропосферы нагревается от: А – солнечных лучей; Б – земной поверхности. 4. Самый верхний слой атмосферы: А – мезосфера; Б – термосфера; В – экзосфера 5. В каком слое образуются облака: А – тропосфера; Б – стратосфера; В - мезосфера | 2 вариант 1. Воздух тропосферы с высотой: А – уменьшается; Б – увеличивается 2. Оболочка, находящаяся на высоте от 18 до 50 км: А – тропосфера; Б – стратосфера 3. Кислорода в атмосфере находится: А - 78%; Б – 21% 4. Максимальная толщина тропосферы над: А– экватором; Б – полюсами; В – умерен. Широты 5. В каком слое дуют ветры: А – тропосфера; Б – стратосфера; В - мезосфера |
Рефлексивно- оценочный
1. Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия).
Вспомните какие задачи были поставлены . Посмотрите на доску и еще раз в группе проговорите то, о чем мы сегодня на уроке говорили.
Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия).
Тест
Подведение общего результата.
Домашнее задание (слайд)
П. 12
Решить задачу
На высоте 8 километров температура равна -180С. Какова в это время температура у поверхности?