СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Байкала-лимнологическое чудо природы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- Создать условия для усвоения знаний  об  особенностях озера Байкал, используя ИКТ.

Задачи:

- Актуализировать знания о распределении воды на планете Земля; Расширение знаний учащихся об озере Байкал как уникальном природном комплексе;

- Способствовать развитию исследовательских компетенций, самостоятельной работы с дополнительными источниками знаний; мыслительных компетенций: умений анализировать, обобщать.

-Способствовать формированию навыков коллективной работы, умению выступать перед аудиторией.

тип урока: урок  исследование (экспедиция).

Просмотр содержимого документа
«Тема: Байкала-лимнологическое чудо природы.»



Тема: Байкала-лимнологическое чудо природы.

Цель:

- Создать условия для усвоения знаний об особенностях озера Байкал, используя ИКТ.

Задачи:

- Актуализировать знания о распределении воды на планете Земля; Расширение знаний учащихся об озере Байкал как уникальном природном комплексе;

- Способствовать развитию исследовательских компетенций, самостоятельной работы с дополнительными источниками знаний; мыслительных компетенций: умений анализировать, обобщать.

-Способствовать формированию навыков коллективной работы, умению выступать перед аудиторией.

тип урока: урок исследование (экспедиция).

Оборудование: интерактивный комплекс,презентация к уроку «Байкал-чудо природы», карточки –задания, дополнительные тексты, видеофильм «В глубь Байкала».


Главная мысль: Озеро Байкал - лимнологическое чудо природы.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Класс делится на четыре команды, выполняя роль глубоководного аппарата и выполняет по мере «погружения» задания. По ходу выполнения команды заполняют отчеты о работе.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний о Байкале.

- Сегодня исполняется 17 лет с момента включения озера Байкал в Список всемирного природного наследия. Это произошло 5 декабря 1996 года по решению 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида. Заявку на включение Байкала в Список всемирного природного наследия подала Россия. Для того, чтобы попасть в Список всемирного природного наследия, объект-кандидат должен удовлетворять как минимум одному из четырех критериев:

  • являться выдающимся примером, представляющим основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы в стадии формирования форм рельефа, геоморфологических и физиографических элементов, имеющих важное значение; или

  • являться выдающимся примером, представляющим экологические и биологические эволюционные процессы, развитие экосистем и наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных; или

  • представлять собой природный феномен или территорию исключительной эстетической значимости; или

  • содержать места обитания наиболее представительных и важных для сохранения биологического разнообразия видов, включая те ареалы, где сохраняются виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения, и находящиеся под угрозой исчезновения.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами выясним и найдем факты доказывающие, что озеро Байкал - лимнологическое чудо природы и действительно соответствует требованиям являться объектов Всемирного наследия.

3.Новый материал.

- Впервые упоминание о Байкале встречается в китайских летописях 110 г. до н.э. Изучение Байкала занимались многие ученые такие как Яснинский В.Н., Михаил Кожов и д.р. Исследование продолжается и в наше время.

Официальный старт экспедиции «Миры» на Байкале был дан 29 июля 2009 г. Совершили около 160 погружений, в цели которых входило комплексное изучение дна и воды Байкала.

Видеофрагмент. «Вглубь Байкала».

- Были ли в ходе данных исследований выявлены новые факты о Байкале? Нужно ли изучать озеро или оно уже полностью изучено?

- Согласитесь, заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом уникальном озере. И вам предоставляется такая возможность, сегодня вы исследователи глубоководных аппаратов Мир1,2,3,4. Мы будем проводить погружение и все, что увидим, узнаем, запишем в тетрадях. Итак, начнем наше исследование.

-

- Наши аппараты находятся на глубине 150м, по правому борту от нас – скалистые стенки. На такой глубине довольно много времени проводит один из эндемиков Байкала.

УЗ.- Определите этого эндемика пользуясь подсказкой.

  • «-О, мультфильмы начинаются» - сказала Аня.

Название какого эндемика здесь спряталось?

- Ответ:Омуль.

- Погружаемся дальше глубина 200м. Кто может обитать на такой глубине? Найдите название, в магическом квадрате.





а

ф

о

а

з

р

ф

с

у

ё

к

е

ё

с

ь

щ

х

т

т

ц

ю

ъ

р

ь

в

- Молодцы, осётр. Это царь-рыба, живут они в Байкале 50-60 лет, достигают 100-130 кг. Местные жители- эвенки, считали ее священной и промысел на осетра был под запретом, но сейчас запасы его не велики из-за хищнического лова и осетр занесен в Красную книгу.



- Глубина 380 м.

В Байкале 80% обитателей эндемики. И вот один из них.

Бледно-розова, нежна,

Студена вода  нужна.

Что за рыбка-невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце она тает,

Рыбьим жиром истекает?

Что за рыбка- иностранка?

Это рыбка-…….(голомянка)



-Правильно,голомянка. Голомянка — прозрачная рыба без чешуи.   На 35% состоит из жира. Обитает только в озере Байкал. Это живородящая рыба. Она способна производить до 2000 маленьких рыб.



- Глубина 500м.

Озеро Байкал – это чудо природы во всех отношениях» — говорил Лев Семенович Берг (известный геолог и зоолог)

И, действительно многие его характеристики это подтверждают. Ваше задание, пользуясь дополнительными текстами заполните паспорт Байкала.

Паспорт Бакала:

Имя: Байкал

Время рождения: 20 – 25 млн лет назад

Место «прописки»: Между Иркутской областью и Республикой Бурятия

Географическое положение: Центр Азии, в Южной части восточной Сибири

Длина: 636 км

Глубина: 1637 м – самая глубокая, 34 м – малая глубина

Ширина: от 25 до 79 км

Площадь: 31000 км2

Объем водной массы: 23000 м2

Количество островов: 2 больших и 22 небольших островка

Количество притоков: 336 рек и речушек





- Итак, глубина более 1000м.

Мы, знаем, что Байкал это самое глубокое озеро планеты. А какова его максимальная глубина?

- В литературе можно встретить данные 1642м, 1647м-эти измерения были проведены с неточностями в несколько метров. В 1991г директор Байкальского музея Владимир Фиалков опустился на ГОА «Пайсис» на глубину1637 в районе о.Ольхон, это глубина считается максимальной и сейчас, это подтверждает и исследования «МИРов».

- Задание где отмечена максимальная глубина Байкала? Найти и показать на карте?.

Работа с картой.

- Итак, мы с вами обозначили основные характеристики Байкала. Основные этапы урока выполнены, я предлагаю вспомнить, повторить, что мы сегодня изучили.

- Давайте, вспомним, Байкал – объект всемирного наследия. Благодаря каким особенностям он является таковым. . В начале урока мы сказали «Озеро Байкал - лимнологическое чудо природы». Приведите в пример факты, это подтверждающие.

-учащиеся зачитывают характеристики из своих отчетов.

Мы убедились,что Байкал удовлетворял всем четырем. Из тысяч природных объектов, содержащихся в Списке, чуть больше десятка удовлетворяют четырем критериям.

В принятом Комитетом ЮНЕСКО решении отмечалось:

«Озеро Байкал - классический случай участка Всемирного наследия, удовлетворяющий всем четырем природным критериям. Непосредственно сам Байкал является главным объектом номинации. Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки и охраны. Озеро окружают горно-таежные ландшафты и особо охраняемые природные территории, главным образом сохранившиеся в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность. Озеро Байкал - лимнологическое чудо и территория, обладающая следующими превосходными качествами:

  • Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась в Мезозойском периоде. Озеро Байкал является самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы все еще продолжают свое действие, о чем свидетельствуют выходы термических потоков с глубин озера.

  • Эволюция водных организмов, происходившая в течение всего этого длительного периода, привела к образованию уникальной эндемичной флоры и фауны. Озеро Байкал является «Галапагосскими островами России» и представляет исключительную ценность для изучения эволюции.

  • Живописный ландшафт вокруг байкальской котловины с горными массивами, бореальными лесами, тундрой, озерами, островами и степями обеспечивает исключительно живописное окружение озера Байкал. Байкал – крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов), что дополнительно характеризует его как уникальное явление.

  • Озеро Байкал - одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нем обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны). В лесах, окружающих озеро, находится 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы, и представлен полный состав типичных бореальных видов».

При включении Байкала в Список всемирного природного наследия руководству России были даны специальные рекомендации:

  • принять Федеральный закон об озере Байкал;

  • перепрофилировать Байкальский ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения;

  • снизить сброс загрязняющих веществ в реку Селенгу;

  • увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков;

  • продолжить поддержку научных исследований и мониторинга на озере Байкал.

V.Итоги урока.

- Что нового мы сегодня узнали?

- Назовите факты указывающие на уникальность озера.

Учитель:

Оценки за урок. Вернемся к нашим сигнальным карточкам, если вам понравился урок покажите красную карточку, если вы что-то не поняли и у вас возникли вопросы – белую.







а

ф

о

а

з

р

ф

с

у

ё

к

е

ё

с

ь

щ

х

т

т

ц

ю

ъ

р

ь

в


Паспорт Бакала:

Имя:

Время рождения:

Географическое положение

Длина:

Глубина:

Ширина:

Площадь: 31000 км2

Количество притоков:















Байкал расположен в центре Азии, на юге Восточной Сибири, между Иркутской областью

и Республикой Бурятия.

Учёных давно интересует возраст озера.

Считается, что Байкалу 20–25 миллионов лет.

Это очень древнее озеро.

Байкал – самое глубокое озеро в мире (1637 м). Большая глубина озера объясняется его происхождением.

Воды Байкала – это 80% запасов пресной

воды нашей страны и 20% – планеты.

Байкал – одно из самых больших озёр в

мире.

Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!