Тема: Байкала-лимнологическое чудо природы.
Цель:
- Создать условия для усвоения знаний об особенностях озера Байкал, используя ИКТ.
Задачи:
- Актуализировать знания о распределении воды на планете Земля; Расширение знаний учащихся об озере Байкал как уникальном природном комплексе;
- Способствовать развитию исследовательских компетенций, самостоятельной работы с дополнительными источниками знаний; мыслительных компетенций: умений анализировать, обобщать.
-Способствовать формированию навыков коллективной работы, умению выступать перед аудиторией.
тип урока: урок исследование (экспедиция).
Оборудование: интерактивный комплекс,презентация к уроку «Байкал-чудо природы», карточки –задания, дополнительные тексты, видеофильм «В глубь Байкала».
Главная мысль: Озеро Байкал - лимнологическое чудо природы.
Ход урока:
Организационный момент.
Класс делится на четыре команды, выполняя роль глубоководного аппарата и выполняет по мере «погружения» задания. По ходу выполнения команды заполняют отчеты о работе.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний о Байкале.
- Сегодня исполняется 17 лет с момента включения озера Байкал в Список всемирного природного наследия. Это произошло 5 декабря 1996 года по решению 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида. Заявку на включение Байкала в Список всемирного природного наследия подала Россия. Для того, чтобы попасть в Список всемирного природного наследия, объект-кандидат должен удовлетворять как минимум одному из четырех критериев:
являться выдающимся примером, представляющим основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы в стадии формирования форм рельефа, геоморфологических и физиографических элементов, имеющих важное значение; или
являться выдающимся примером, представляющим экологические и биологические эволюционные процессы, развитие экосистем и наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных; или
представлять собой природный феномен или территорию исключительной эстетической значимости; или
содержать места обитания наиболее представительных и важных для сохранения биологического разнообразия видов, включая те ареалы, где сохраняются виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения, и находящиеся под угрозой исчезновения.
-Итак, сегодня на уроке мы с вами выясним и найдем факты доказывающие, что озеро Байкал - лимнологическое чудо природы и действительно соответствует требованиям являться объектов Всемирного наследия.
3.Новый материал.
- Впервые упоминание о Байкале встречается в китайских летописях 110 г. до н.э. Изучение Байкала занимались многие ученые такие как Яснинский В.Н., Михаил Кожов и д.р. Исследование продолжается и в наше время.
Официальный старт экспедиции «Миры» на Байкале был дан 29 июля 2009 г. Совершили около 160 погружений, в цели которых входило комплексное изучение дна и воды Байкала.
Видеофрагмент. «Вглубь Байкала».
- Были ли в ходе данных исследований выявлены новые факты о Байкале? Нужно ли изучать озеро или оно уже полностью изучено?
- Согласитесь, заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом уникальном озере. И вам предоставляется такая возможность, сегодня вы исследователи глубоководных аппаратов Мир1,2,3,4. Мы будем проводить погружение и все, что увидим, узнаем, запишем в тетрадях. Итак, начнем наше исследование.
-
- Наши аппараты находятся на глубине 150м, по правому борту от нас – скалистые стенки. На такой глубине довольно много времени проводит один из эндемиков Байкала.
УЗ.- Определите этого эндемика пользуясь подсказкой.
Название какого эндемика здесь спряталось?
- Ответ:Омуль.
- Погружаемся дальше глубина 200м. Кто может обитать на такой глубине? Найдите название, в магическом квадрате.
а | ф | о | а | з |
р | ф | с | у | ё |
к | е | ё | с | ь |
щ | х | т | т | ц |
ю | ъ | р | ь | в |
- Молодцы, осётр. Это царь-рыба, живут они в Байкале 50-60 лет, достигают 100-130 кг. Местные жители- эвенки, считали ее священной и промысел на осетра был под запретом, но сейчас запасы его не велики из-за хищнического лова и осетр занесен в Красную книгу.
- Глубина 380 м.
В Байкале 80% обитателей эндемики. И вот один из них.
Бледно-розова, нежна,
Студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка,
Меньше вашей рукавички?
А на солнце она тает,
Рыбьим жиром истекает?
Что за рыбка- иностранка?
Это рыбка-…….(голомянка)
-Правильно,голомянка. Голомянка — прозрачная рыба без чешуи. На 35% состоит из жира. Обитает только в озере Байкал. Это живородящая рыба. Она способна производить до 2000 маленьких рыб.
- Глубина 500м.
Озеро Байкал – это чудо природы во всех отношениях» — говорил Лев Семенович Берг (известный геолог и зоолог)
И, действительно многие его характеристики это подтверждают. Ваше задание, пользуясь дополнительными текстами заполните паспорт Байкала.
Паспорт Бакала:
Имя: Байкал
Время рождения: 20 – 25 млн лет назад
Место «прописки»: Между Иркутской областью и Республикой Бурятия
Географическое положение: Центр Азии, в Южной части восточной Сибири
Длина: 636 км
Глубина: 1637 м – самая глубокая, 34 м – малая глубина
Ширина: от 25 до 79 км
Площадь: 31000 км2
Объем водной массы: 23000 м2
Количество островов: 2 больших и 22 небольших островка
Количество притоков: 336 рек и речушек
- Итак, глубина более 1000м.
Мы, знаем, что Байкал это самое глубокое озеро планеты. А какова его максимальная глубина?
- В литературе можно встретить данные 1642м, 1647м-эти измерения были проведены с неточностями в несколько метров. В 1991г директор Байкальского музея Владимир Фиалков опустился на ГОА «Пайсис» на глубину1637 в районе о.Ольхон, это глубина считается максимальной и сейчас, это подтверждает и исследования «МИРов».
- Задание где отмечена максимальная глубина Байкала? Найти и показать на карте?.
Работа с картой.
- Итак, мы с вами обозначили основные характеристики Байкала. Основные этапы урока выполнены, я предлагаю вспомнить, повторить, что мы сегодня изучили.
- Давайте, вспомним, Байкал – объект всемирного наследия. Благодаря каким особенностям он является таковым. . В начале урока мы сказали «Озеро Байкал - лимнологическое чудо природы». Приведите в пример факты, это подтверждающие.
-учащиеся зачитывают характеристики из своих отчетов.
Мы убедились,что Байкал удовлетворял всем четырем. Из тысяч природных объектов, содержащихся в Списке, чуть больше десятка удовлетворяют четырем критериям.
В принятом Комитетом ЮНЕСКО решении отмечалось:
«Озеро Байкал - классический случай участка Всемирного наследия, удовлетворяющий всем четырем природным критериям. Непосредственно сам Байкал является главным объектом номинации. Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки и охраны. Озеро окружают горно-таежные ландшафты и особо охраняемые природные территории, главным образом сохранившиеся в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность. Озеро Байкал - лимнологическое чудо и территория, обладающая следующими превосходными качествами:
Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась в Мезозойском периоде. Озеро Байкал является самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы все еще продолжают свое действие, о чем свидетельствуют выходы термических потоков с глубин озера.
Эволюция водных организмов, происходившая в течение всего этого длительного периода, привела к образованию уникальной эндемичной флоры и фауны. Озеро Байкал является «Галапагосскими островами России» и представляет исключительную ценность для изучения эволюции.
Живописный ландшафт вокруг байкальской котловины с горными массивами, бореальными лесами, тундрой, озерами, островами и степями обеспечивает исключительно живописное окружение озера Байкал. Байкал – крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов), что дополнительно характеризует его как уникальное явление.
Озеро Байкал - одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нем обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны). В лесах, окружающих озеро, находится 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы, и представлен полный состав типичных бореальных видов».
При включении Байкала в Список всемирного природного наследия руководству России были даны специальные рекомендации:
принять Федеральный закон об озере Байкал;
перепрофилировать Байкальский ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения;
снизить сброс загрязняющих веществ в реку Селенгу;
увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков;
продолжить поддержку научных исследований и мониторинга на озере Байкал.
V.Итоги урока.
- Что нового мы сегодня узнали?
- Назовите факты указывающие на уникальность озера.
Учитель:
Оценки за урок. Вернемся к нашим сигнальным карточкам, если вам понравился урок покажите красную карточку, если вы что-то не поняли и у вас возникли вопросы – белую.
а | ф | о | а | з |
р | ф | с | у | ё |
к | е | ё | с | ь |
щ | х | т | т | ц |
ю | ъ | р | ь | в |
Паспорт Бакала:
Имя:
Время рождения:
Географическое положение
Длина:
Глубина:
Ширина:
Площадь: 31000 км2
Количество притоков:
Байкал расположен в центре Азии, на юге Восточной Сибири, между Иркутской областью
и Республикой Бурятия.
Учёных давно интересует возраст озера.
Считается, что Байкалу 20–25 миллионов лет.
Это очень древнее озеро.
Байкал – самое глубокое озеро в мире (1637 м). Большая глубина озера объясняется его происхождением.
Воды Байкала – это 80% запасов пресной
воды нашей страны и 20% – планеты.
Байкал – одно из самых больших озёр в
мире.
Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.