Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания рассказа «Бирюк».
Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;
показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей;
закрепить знания литературоведческих понятий: тема, идея, пейзаж, метафора, эпитет, олицетворение, персонаж, кульминация, конфликт, развязка.
Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, иллюстрации к рассказу "Бирюк" К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе.
1) Краткое слово о писателе:
Сообщения учащихся:
Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.
Мальчиком подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.
В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.
В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения. В 1947году и первые рассказы из «Записок охотника».
2) Вопросы по статье учебника (стр.238-239)
-Какова тема всех рассказов сборника «Записки охотника»?
(взаимоотношения помещиков и крестьян, человеческое достоинство русского мужика).
-Как отнеслись к книге правительство и общественность? (с резким осуждением; восторженно)
2. Сообщение темы урока.
-Как вы уже догадались мы сегодня поведём речь об одном рассказе из сборника «Записки охотника». Этот рассказ прочитан вами дома. И мне хочется надеяться, что произведение вас заинтересовало.
- Итак, что бы вы хотели узнать?
Вот эти задачи мы с вами и должны будем решить в ходе работы, то есть:
попробуем разобраться в характере главного героя;
обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении.
3. Слово учителя о рассказе «Бирюк».
Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника».
Рассказ «Бирюк» И.С. писал по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей.
Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”
Прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.
4. Анализ произведения.
-Кто же главный герой? Понравился ли он вам? (Герой понравился, потому что в конце произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину).
-Какова тема произведения? (Тема текста в заглавии «Бирюк»).
-Разберёмся со значением слова «бирюк». (Индивидуальная словарная работа…).
Словарь С.Ожегова:
Бирюк - нелюдимый, угрюмый человек (Орловская губерния). Бирюк – это прозвище человека.
- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне).
-Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
-Откуда его прозвище известно барину – охотнику? (стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»).
- Какой вывод можно сделать? (Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя).
- Как ведут себя при первой встрече Бирюк и охотник? («Кто это?» - Бирюк всегда на страже, он выполняет свой долг, а когда узнаёт об охотнике, то тон его меняется. Они говорят друг с другом с уважением, со сдержанностью, хотя охотник – барин, а лесник – крестьянин).
- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).
– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?
- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).
– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?
Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.242). Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика (героя художественного произведения) – он очевидец происходящего.
Работа над художественным образом главного героя –Бирюка
Обратимся к прочитанному рассказу.
-Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?
Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.
-Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?).
- Нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа.
- Записываем проблемный вопрос и план работы над образом на доске и в тетрадях:
Приёмы создания художественного образа.
Портрет героя
Быт, семейное положение
Речь
Поступки
Портрет.
-Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)
-Что во внешности Бирюка нравится автору? Найдите в тексте.
(«Я посмотрел на него. Редко мне случается видеть такого молодца … до «глядели небольшие карие глаза»). Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы.
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?
-Каково его семейное положение?
Отношение Бирюка к работе
-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе? (стр.242-243 Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится").
Бирюк очень строгий, жестокий, неподкупный, добросовестный работник.
- Почему же герой не помогает таким же, как он, беднякам? Как он сам это объясняет? Найдите в тексте ответ на вопрос.
«- Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.
Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится».
- Только ли «справление должности» для Фомы — охрана леса?
- Как Бирюк ведет себя во время грозы?
Выразительное чтение эпизода от слов «Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек» до слов «— Вот мы и дома, барин, — промолвил он спокойным голосом».
Вывод:
Герой спокоен, уверен во время грозы. Фигура Бирюка «словно выросла из земли». Лес для героя — родное существо, нуждающееся в защите и любви.
- Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы?
Чтение по ролям эпизода от слов «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку...» до слов «—Повалил... — пробормотал Бирюк».
Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг.
- Какой человек может испытывать подобные чувства?
Только человек высоконравственный, наделенный чувством внутренней свободы.
Фома — богатырь, не раб, несмотря на то, что живет нищенской жизнью. Он осознаёт горькую участь крепостных крестьян и, тем не менее, ревностно служит своему делу не за страх, а за совесть.
Лексическая работа.
Добросовестный— честно выполняющий свои обязанности.
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян
-Бирюк - богатырь, великан, спокойный, смелый, мужественный, сильный...
- Таким ли видят героя мужики? Найдите в тексте эпизоды, в которых проявляется их отношение к Бирюку. Дополните ряд слов.
- Чтение фрагмента от слов «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке...» до слов «...да нет — не дается».
Вывод:
Герой — мастер своего дела, беспощадный, неподкупный.
Крестьяне «боятся его как огня», ненавидят («душегубец окаянный», «зверь»), ставят его мастерство, честность не в заслугу, а в вину за то, что Фома мешает воровать лес.
-Почему мужики ненавидят Бирюка? (Он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет – не даётся»).
-Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? ("душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь").
-Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
Отношение Бирюка к мужику-вору
- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).
-Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя.
Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком.
Обращаю внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".
Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? (Мужик пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда»).
Жалеет ли вора Бирюк или нет? (Жестокий, но жалеет).
Кого накажут за срубленное дерево? (Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут»).
- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты.
(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).
- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Он исправно несёт свою службу: "Я тоже человек подневольный; с меня взыщут").
- Почему лесник отпустил мужика? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему. Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино").
- Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? (Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой. Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя).
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (Он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
Быт Бирюка, его семейное положение.
-С кем Бирюк живёт в лесу? (Герой живет в лесу с двумя малыми детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок.).
-Почему он живёт один с двумя малыми детьми? (Его жена с "прохожим мещанином сбежала").
-Как они живут? (Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. Он ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет).
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника?
- Чтение фрагмента от слов «Изба лесника состояла из одной комнаты...» до слов «Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро».
Художественная деталь – средство создания образа.
Дети (голосок, рубашонка, босые ноги – убогая внешность), (глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, поправлять, произнесла, прошептала – действия взрослого)
– Какие чувства испытали вы, читая этот абзац?
– Как рассказчик отнесся к увиденному? (Цитата!)
(Жалко и бесприютно выглядит осиротевшая после ухода жены избёнка, убого существование его семейства. Автор подчеркивает, что Бирюк ничем не отличается от других мужиков — крепостных).
Выводы:
- Какова главная мысль?
(И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права.
-Какова идея произведения? (Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком).
- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Исправно несущий свою службу, угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).
Приём «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении.
С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.
Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.
-А как вы думаете, Тургенев понял своего героя?
(Тургенев был одним из первых русских писателей, который почувствовал душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом всему миру в своих рассказах).
5. Домашнее задание.
Ответить на вопросы: стр.249 (1,3 в.).
Прочитать стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Составить кластер о Бирюке.
Бирюк
Одинокий, несчастный
Работал, наказывал, не щадил
Вынужден был подчиняться барину
Крепостной
Приложение №1
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ . Мальчиком подружился с дворовым человеком …, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую …, любил и умел читать …, в мальчике проснулся поэт.
В________семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.
В _____Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________. Уже в студенческие годы появились его первые …, небольшие …, …. В … году и первые рассказы из «Записок охотника».
Приложение №2
Портрет.
Вывод заносим в таблицу ниже.
Бирюк | Изба |
Лесник//отец Ответственный Красивый Богатырь Сильный Добрый Патриот (Речь) сдержанный Радушный + | Закоптелая Низкая Пустая Грязная Душная – |
Внешние и внутренние качества + положительные | – Условия жизни нищенские (социальное положение) |