СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания рассказа «Бирюк».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать  особенности прозы писателя;

показать мастерство писателя в создании портретной характеристики; • формировать навыки исследовательской работы с текстом;

раскрыть образы главных                      героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей;

Просмотр содержимого документа
«Тема: Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания рассказа «Бирюк».»

Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания рассказа «Бирюк».


Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;

раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей;

закрепить знания литературоведческих понятий: тема, идея, пейзаж, метафора, эпитет, олицетворение, персонаж, кульминация, конфликт, развязка.

Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, иллюстрации к рассказу "Бирюк" К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов.

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе.

1) Краткое слово о писателе:

Сообщения учащихся:

Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Мальчиком подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения. В 1947году и первые рассказы из «Записок охотника».

2) Вопросы по статье учебника (стр.238-239)

-Какова тема всех рассказов сборника «Записки охотника»?

(взаимоотношения помещиков и крестьян, человеческое достоинство русского мужика).

-Как отнеслись к книге правительство и общественность? (с резким осуждением; восторженно)

2. Сообщение темы урока.

-Как вы уже догадались мы сегодня поведём речь об одном рассказе из сборника «Записки охотника». Этот рассказ прочитан вами дома. И мне хочется надеяться, что произведение вас заинтересовало.

- Итак, что бы вы хотели узнать?

Вот эти задачи мы с вами и должны будем решить в ходе работы, то есть:

  • попробуем разобраться в характере главного героя;

  • обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении.

3. Слово учителя о рассказе «Бирюк».

Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника».

Рассказ «Бирюк» И.С. писал по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей.

Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”

Прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

4. Анализ произведения.

-Кто же главный герой? Понравился ли он вам? (Герой понравился, потому что в конце произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину).

-Какова тема произведения? (Тема текста в заглавии «Бирюк»).

-Разберёмся со значением слова «бирюк». (Индивидуальная словарная работа…).

Словарь С.Ожегова:

Бирюк - нелюдимый, угрюмый человек (Орловская губерния). Бирюк – это прозвище человека.

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне).

-Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

-Откуда его прозвище известно барину – охотнику? (стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»). 

- Какой вывод можно сделать? (Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя).

- Как ведут себя при первой встрече Бирюк и охотник? («Кто это?» - Бирюк всегда на страже, он выполняет свой долг, а когда узнаёт об охотнике, то тон его меняется. Они говорят друг с другом с уважением, со сдержанностью, хотя охотник – барин, а лесник – крестьянин).

- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.242). Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика (героя художественного произведения) – он очевидец происходящего.


Работа над художественным образом главного героя –Бирюка

Обратимся к прочитанному рассказу.

-Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?

Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.

-Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?).

- Нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа.

- Записываем проблемный вопрос и план работы над образом на доске и в тетрадях:

Приёмы создания художественного образа.

Портрет героя

Быт, семейное положение

Речь

Поступки

Портрет.

-Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)

-Что во внешности Бирюка нравится автору? Найдите в тексте.

(«Я посмотрел на него. Редко мне случается видеть такого молодца … до «глядели небольшие карие глаза»). Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы.
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

-Каково его семейное положение?

Отношение Бирюка к работе

-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе? (стр.242-243 Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится").

Бирюк очень строгий, жестокий, неподкупный, добросовестный работник.

- Почему же герой не помогает таким же, как он, беднякам? Как он сам это объясняет? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«- Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится».

- Только ли «справление должности» для Фомы — охрана леса?

- Как Бирюк ведет себя во время грозы?

Выразительное чтение эпизода от слов «Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек» до слов «— Вот мы и дома, барин, — промолвил он спокойным голосом».

Вывод:

Герой спокоен, уверен во время грозы. Фигура Бирюка «словно выросла из земли». Лес для героя — родное существо, нуждающееся в защите и любви.

- Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы?

Чтение по ролям эпизода от слов «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку...» до слов «—Повалил... — пробормотал Бирюк».

Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг.

- Какой человек может испытывать подобные чувства?

Только человек высоконравственный, наделенный чувством внутренней свободы.

Фома — богатырь, не раб, несмотря на то, что живет нищенской жизнью. Он осознаёт горькую участь крепостных крестьян и, тем не менее, ревностно служит своему делу не за страх, а за совесть.

Лексическая работа.

Добросовестный— честно выполняющий свои обязанности.


Отношение к Бирюку мужиков – крестьян

-Бирюк - богатырь, великан, спокойный, смелый, мужественный, сильный...

- Таким ли видят героя мужики? Найдите в тексте эпизоды, в которых проявляется их отношение к Бирюку. Дополните ряд слов.

- Чтение фрагмента от слов «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке...» до слов «...да нет — не дается».

Вывод:

Герой — мастер своего дела, беспощадный, неподкупный.

Крестьяне «боятся его как огня», ненавидят («душегубец окаянный», «зверь»), ставят его мастерство, честность не в заслугу, а в вину за то, что Фома мешает воровать лес.

-Почему мужики ненавидят Бирюка? (Он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет – не даётся»).

-Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? ("душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь").

-Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Отношение Бирюка к мужику-вору

- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).

-Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя.

Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком.

Обращаю внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? (Мужик пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда»). 

  • Жалеет ли вора Бирюк или нет? (Жестокий, но жалеет).

  • Кого накажут за срубленное дерево? (Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут»). 

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты.

(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Он исправно несёт свою службу: "Я тоже человек подневольный; с меня взыщут").

- Почему лесник отпустил мужика? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему. Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино").

- Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? (Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой. Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя). 

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (Он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).

Быт Бирюка, его семейное положение.

-С кем Бирюк живёт в лесу? (Герой живет в лесу с двумя малыми детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок.).

-Почему он живёт один с двумя малыми детьми? (Его жена с "прохожим мещанином сбежала").

-Как они живут? (Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. Он ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет).

- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника?

- Чтение фрагмента от слов «Изба лесника состояла из одной комнаты...» до слов «Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро».

Художественная деталь – средство создания образа.

Дети (голосок, рубашонка, босые ноги – убогая внешность), (глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, поправлять, произнесла, прошептала – действия взрослого)

– Какие чувства испытали вы, читая этот абзац?

– Как рассказчик отнесся к увиденному? (Цитата!)

(Жалко и бесприютно выглядит осиротевшая после ухода жены избёнка, убого существование его семейства. Автор подчеркивает, что Бирюк ничем не отличается от других мужиков — крепостных).


Выводы:

- Какова главная мысль?

(И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права.

-Какова идея произведения? (Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком).

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

(Исправно несущий свою службу, угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).

Приём «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении.

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, 
но с другой стороны, 
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.

Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.

-А как вы думаете, Тургенев понял своего героя?

(Тургенев был одним из первых русских писателей, который почувствовал душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом всему миру в своих рассказах).


5. Домашнее задание.
Ответить на вопросы: стр.249 (1,3 в.).

Прочитать стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Составить кластер о Бирюке.

Бирюк

Одинокий, несчастный

Работал, наказывал, не щадил

Вынужден был подчиняться барину

Крепостной




Приложение №1

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ . Мальчиком подружился с дворовым человеком …, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую …, любил и умел читать …, в мальчике проснулся поэт.

В________семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

В _____Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________. Уже в студенческие годы появились его первые …, небольшие …, …. В … году и первые рассказы из «Записок охотника».

Приложение №2

Портрет. 

Вывод заносим в таблицу ниже.

Бирюк

Изба

Лесник//отец
Ответственный 
Красивый 
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный 
+

Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная

Внешние и внутренние качества +
положительные

– Условия жизни нищенские 
(социальное положение)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!