Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения |
– Выполните сравнение величин, поставьте знаки: , 18 кг 25 г … 18250 г 4 ч 5 мин … 240 мин 18 т 25 кг ... 18025 кг 4 ч 50 мин ... 450 мин 18 ц 25 кг ... 1825 кг 4 ч 3 мин ... 240 мин 18 ц 25 кг ... 18250 кг 4 мин 3 с ... 270 с 18 ц 250г ... 1825 г 4 мин 30 с ... 270 с | Решение: 18 кг 25 г 240 мин 18 т 25 кг = 18025 кг 4 ч 50 мин 18 ц 25 кг = 1825 кг 4 ч 3 мин 240 мин 18 ц 25 кг 18 ц 250 г 1825 г 4 мин 30 с = 270 с |
– Из следующих математических записей выберите уравнения: а) х · 7 = 63 г) а + 15 = 40 б) у + 3 · 8 д) у – 20 60 в) 25 · (653 – 299) е) 15 + 16 · 2 – Устно вычислите корни данных уравнений. | Решение: а) х · 7 = 63 х = 9 | г) а + 15 = 40 а = 25 | |
| |
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 97). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Как выполнил задание каждый из учеников? – Кто выполнил задание правильно? Проверьте, используя циркуль. – Какую ошибку допустила Катя? Какую ошибку допустил Саша? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Маша выполнила задание правильно. – Катя допустила ошибку: радиусы окружностей должны быть больше половины отрезка. Саша допустил ошибку: радиусы окружностей должны быть равны. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату |
Задание 2 | – Как с помощью циркуля и линейки разделить отрезок на две равные по длине части? Составьте план действий |  | | Алгоритм деления отрезка на 2 равные части: – Из концов отрезка А и В при помощи циркуля проведите две дуги окружности радиуса R. Радиус окружности сделайте несколько большим половины отрезка АВ. Доведите дуги до взаимного пересечения. Таким образом вы получите точки C и D, равноудаленные от отрезка АВ. Проведите через точки С и D прямую линию, пересекающую отрезок АВ. Точка пересечения этой линии и отрезка будет искомой точкой О, в которой отрезок АВ разделяется на две равные части |
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Работа по учебнику (с. 98–100). Задание 6. | – Не выполняя указанных вычислений, определите, больше или меньше числа 100 результаты действий. | Решение: 2475 – 876 больше 1000 903 · 20 больше 1000 603 + 495 больше 1000 427 : 70 меньше 1000 |
Задание 7. | – Ответьте на вопросы. – Во сколько раз 1 кг больше 100 г? – Во сколько раз 1 ц меньше 1 т? – Во сколько раз 1 ц больше 10 кг? | Ответы: – В 10 раз 1 кг больше 100 г. 1 кг = 1000 г, 1000 г : 100 г = 10 (раз). – В 10 раз 1 ц меньше 1 т. 1 т = 10 ц; 10 ц : 1 ц = 10 (раз). – В 10 раз 1 ц больше 10 кг. 1 ц = 100 кг; 100 кг : 10 кг = 10 (раз). |
Задание 8. | – Какое свойство умножения выражает каждое равенство? – Сформулируйте каждое свойство. | Объясняют каждое равенство: 1) 324 · 17 = 17 · 324. џ От перестановки множителей значение произведения не изменяется. 2) (12 · 8) · 30 = 12 · (8 · 30). џ Сочетательный закон умножения относительно сложения. 3) (165 + 38) · 70 = 165 · 70 + 38 · 70. Чтобы умножить сумму на число, надо каждое слагаемое умножить на это число, полученные результаты сложить. Это распределительное свойство умножения относительно сложения. |
Задание 9. | – Составьте задачу и решите её двумя способами. | Запись: Всего – 3600 пар Детская обувь – ? пар, три четверти Женская – ? пар Решение: I способ 1) 3600 : 4 · 3 = 27000 (пар) – детской обуви. 2) 3600 – 2700 = 900 (пар) – женской обуви. II способ 1) Какую часть составляет женская обувь? (Одну четвертую часть.) 2) 3600 : 4 · 1 = 900 (пар) – женской обуви. |
Задание 10. | – Сколько рублей стоит книга? | Решение: 36 + 36 : 3 · 2 = 36 + 24 = 60 (р.) – стоит книга. |
Задание 11. | – Ответьте на вопросы, используя данные таблицы. – На сколько граммов литр нефти тяжелее литра керосина? – Чему равна масса 2 л ртути? | – На 40 граммов литр нефти легче литра керосина. 840 – 800 = 40 (г). – 27 кг 200 граммов весят 2 л ртути. 13 кг 600 г · 2 = 27 кг 200 г. |
| – Что легче: 2 л бензина или 1 л ртути? – Во сколько раз масса 80 л морской воды больше массы 1 л керосина? | – Легче 1 л ртути. 690 г · 2 = 1380 г = 13 кг 800 г; 13 кг 800 г 13 кг 600 г. – В 125 раз масса 80 л морской воды больше массы 1 л керосина. 1 кг 250 г · 80 = 100000 г, 100000 г : 800 г = 125 (раз). |
Задание 12 | – Составьте выражения и найдите их значения | Решение: 1) 3407 + 19007856 = 19011263 2) 1010203 – 998877 = 11326 3) 196 · 408 = 79968 4) 123140 : 524 = 235 |