Тема: «Экономика и экология: поиски равновесия»
Тип урока: Урок – практикум, с применением кейс - технологии
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы, развитие умений работать в группах.
Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам, воспитание гражданственности.
План урока
1.Орг.момент
2.Постановка проблемы, мозговой штурм
3.Работа в группах
4.Защита проектов
5.Подведение итогов
Новые термины и понятия:
Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.
Экологическая ответственность – учет экологических проблем в экономической деятельности.
Экономика – это наука, изучающая законы ведения хозяйства.
Экология - это наука, изучающая среду обитания живых существ.
Промышленность – это важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.
Оборудование урока – ИКТ, материалы СМИ по проблемам экологии и экономики, кейсы с материалом для групп.
Ход урока
Орг.момент
Вступительное слово учителя.
Д/з на выбор П.22, вопросы в конце параграфа или написать Эссе «Экономика и экология в моём городе».
Постановка проблемы, мозговой штурм
Вступительное слово учителя.
Предлагаю вашему вниманию таблицу.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте проанализируем таблицу (сл.1)
Экология | Экономика |
"ойкос” - дом, "логос” - учение. Это наука, изучающая среду обитания живых существ. | "ойкос” - дом, "номос” - закон Это наука, изучающая законы ведения хозяйства |
Цель: изучение связей живых существ между собой и их отношения с окружающей средой. | Цель: выживание человека, семьи, общества. |
Факторы природы: биотические, абиотические. | Факторы производства: земля (природные ресурсы, вода, воздух, сырье), капитал (здания, станки, машины), труд (работа людей) |
Существует независимо от человека | Производство создает блага и услуги. |
Изучив таблицу скажите о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке(определяют тему урока)
Исходя из тем, скажите: какая цель будет у нашего урока?
Известно, что экономика является важным механизмом современного общества, однако все чаще возникает вопрос: как найти разумную середину между экономикой и экологией?
Попробуем сейчас в этом разобраться.
2.Работа в группах
Сегодня мы будем работать группами. Перед вами на столе лежат папки с документами, материалами.
I группа - «Европа и Россия» - промышленность как угроза экологии. И продуктом вашей деятельности будет презентация.
II группа - «Азия» - экологические катастрофы. Продукт – плакат. Экологические катастрофы в Азии
III группа - «Америка» - экология и бизнес. Бизнес проект – план по созданию экологического предприятия. Предлагаемые темы: Вторичная переработка(выпуск туалетной бумаги, салфеток и т.д), Выпуск экологических упаковок.
IV группа - «Green peas» – наши гости, они займутся составлением листовки на экологическую тему.
«Европа и Россия» - промышленность как угроза экологии.
Рассматривают развитие промышленности в России и странах Европы, которые демонстрируют высокие темпы экономического роста. Быстрые темпы с одной стороны способствуют росту промышленного потенциала государств, с другой стороны ухудшению экологической обстановки. Работают с раздаточным материалом. В ходе своего рассказа учащиеся предоставляют презентацию.
«Азия» - экологические катастрофы
Работают с раздаточным материалом, анализируют информацию, находят взаимосвязь между эконмической деятельностью стран Азиатского региона и экологическими катастрофами. Работают над созданием плаката «Взаимосвязь между экономической деятельностью человека и экологическими катастрофами»
«Америка» - экология и бизнес.
Работают над созданием экологического бизнес проекта из предложенных по выбору тем:
1.Вторичная переработка бумаги (Выпуск туалетной бумаги, салфеток)
2.Выпуск экологических упаковок
3. Экологическое топливо из мусора и отходов: производство топливных брикетов
Учащиеся защищают свой проект, представляют презентацию по своей теме
«Green peas»
Гости, работа с буклетами и листовками. Продукт – листовка или буклет на экологическую тему.
4.Защита проектов
На защиту работ отводится не более 5 минут на каждую группу.
Оценивание учениками работы других групп: на столе у вас лежат карточки разных цветов, каждый из вас должен поднять карточку и оценить работу учащихся из другой группы:
Зеленый цвет - это отлично
Желтый цвет - это хорошо
Красный цвет - это удовлетворительно
5.Подведение итогов
Как вы думаете, отвели ли на вопрос, поставленный нами в начале урока - как найти разумную середину между экономической деятельностью и экологией?
Оцените свою работу на уроке смайликами
Благодарю за урок
Самоанализ урока:
Уважаемые коллеги, я бы хотел представить самоанализ урока. В данном классе преподаю 2й год это, собственно, равно моему стажу. В классе 23 человека. Успеваемость по предмету средняя. Исходя из этого, я поделил класс на группы, где были и сильные, и слабые учащиеся.
Урок №23 по теме: «Экономика и экология: поиски равновесия» входит в раздел экономика.
Тип урока: Урок – практикум, с применением кейс – технологии. Эта технология позволяет добывать знания самостоятельно, синтезировать материал, что способствует развитию устной речи и аналитических способностей.
Характеристика урока:
Цели:
Сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
Развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы, развитие умений работать в группах.
Воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам, воспитание гражданственности.
Главной задачей урока я считаю повышение интереса к предмету и развитие самостоятельности в получении знаний. Для этого подготовлены кейсы с материалами, из которых дети выбирали нужную информацию. На выходе должен был получиться готовый продукт деятельности групп. Проверка освоенности материала была запланирована в виде советов – напутствий современникам: «Как достигнуть равновесия между экономикой и экологией?» Развивалось умение оценивать работу товарищей.
Структура урока предусматривает следующие взаимосвязанные этапы:
1.Орг.момент
2.Постановка проблемы, мозговой штурм
3.Работа в группах
4.Защита проектов
5.Подведение итогов
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, сотрудничества, мозговой штурм
Содержание материала урока также соответствует поставленным целям
Для проведения урока выбрана кейс технология, потому она что позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельного поиска и обработки информации, работы в группах и публичного выступления.
Домашнее задание дано дифференцированное, с учетом способностей детей: одни могут изучить параграф и ответить на вопросы; другие написать эссе(ведь это одно из видов заданий, которое встречается в ЕГЭ и ОГЭ по данному предмету).
Выбранный тип и форма проведения оправдали мои планы. Урок удался