СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Формирование универсального учебного действия (целеполагание) на уроках математики по УМК «Школа 2100»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учебного занятия по математике

Учитель: Леухина Наталия Станиславовна, МБОУ ВМР «Майская средняя общеобразовательная школа»

Предмет и УМК: математика 1 класс, УМК «Школа 2100»

Тема учебного занятия: Число восемь.  Цифра 8.

Место урока в теме:  35 урок из 79 уроков раздела

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цель и ожидаемый результат: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

Задачи урока:

1. Познакомить с составом числа восемь, количественным и качественным его значением.

2. Учить восстанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа при помощи числового отрезка.

3. Развивать навыки написания цифры 8.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Формирование универсального учебного действия (целеполагание) на уроках математики по УМК «Школа 2100»»

АОУ ВОДПО «Вологодский институт развития образования»









Тема: «Формирование универсального учебного действия (целеполагание) на уроках математики по УМК «Школа 2100»











Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ ВМР «Майская средняя общеобразовательная школа»

Леухина Наталия Станиславовна

УМК «Школа 2100»










Вологда

2013

Содержание



Введение……………………………………………………………………………….2


I. Теоретические основы формирования универсального учебного действия: целеполагания………………………………………………………………………....5


§1. Сущность целеполагания и классификация уровней в работе над ним……...5

§2. Приёмы формирования УУД (целеполагания)………………………………….6

§3. Алгоритм процесса целеполагания……………………………………………....7

§4. Возможности УМК «Школа 2100» для формирования целеполагания………7

Вывод……………………………………………..…………………………………...9


II. Практическая часть…………………………………………………………….....10


Список литературных источников…………………………………………………19

























Введение


Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению подхода образования, что находит отражение в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Хотелось бы более подробно остановиться на целеполагании – универсальном действии, которое становится базой для учебной деятельности.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.


Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.


Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.


Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Более подробно я остановлюсь на формировании регулятивных УУД на уроках математики, т.к. тема моей практической работы звучит именно так «Формирование регулятивных УУД у учащихся начальной школы на уроках математики, обучающихся по УМК «Школа 2100».




















I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий.


§1. Сущность целеполагания и классификация уровней в работе над ним


Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть.

Кроме того, часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у обучающихся, т.е. происходит рассогласование желаемого и действительного в обучении. Чтобы это предотвратить, необходимо включать обучающихся в процесс целеполагания с самого начала изучения курса.

Значительно труднее формируются умения целеполагания. Во многом это связано с тем, что традиционно цели и задачи учения определяет учитель и предлагает их учащимся в готовом виде. Такой подход приучает школьника к жесткой внешней регламентации его познавательной деятельности и противоречит социальному требованию подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение всей жизни самообразованию.

Это противоречие невозможно разрешить, не вооружив учителя умением

осуществлять целеполагание, а затем и современной методикой формирования такого общеучебного умения у учащихся.

В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Цель – это предвосхищение в сознании познающего человека результата, на достижение которого направлены его действия. Постановка цели является начальным этапом деятельности.

Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях:

1 уровень. Преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала и т.д.

2 уровень. Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.

3 уровень. Наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.

Для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Продвижение учащихся в процессах целеполагания от формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого самовыражения.



§2. Приёмы формирования УУД (целеполагания)


Передо мной, учителем, встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания. 

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?». Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели ребенка. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  1. Тема-вопрос

  2. Работа над понятием

  3. Ситуация яркого пятна

  4. Исключение

  5. Домысливание

  6. Проблемная ситуация

  7. Группировка.

  2. Аудиальные:

  1. Подводящий диалог

  2. Собери слово

  3. Исключение

  4. Проблема предыдущего урока.



§3. Алгоритм процесса целеполагания


Алгоритм процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:

- формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;

- конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;

-определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;

- планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).

Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:

- реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);

-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).

§4. Возможности УМК «Школа 2100» для формирования целеполагания



Рассмотрим способы формирования УУД в образовательной системе «Школа 2100»:

    1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках математики. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей, на уроках математики:

  1. Формулировка темы в виде вопроса. Тема урока формулируется в виде вопроса. В ходе обсуждения учителя с детьми строится план действий на уроке.

  2. Выявление неполноты знаний учащихся. В начале урока нас этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую

неполноту знаний учащихся.

3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников. Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим.

Эти приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя.


















Выводы

Сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Можно сделать вывод, что, овладев ре­гулятивными УУД на уроках математики, учащиеся переносят их и на другие предме­ты: на уроках русского языка легко опреде­ляют цель задания, при написании изложе­ния — составляют точный план, при работе с деформированным текстом — контроли­руют и оценивают свою деятельность, не затрудняясь, корректируют и исправляют ошибки в заданиях типа «Найди и исправь ошибки»

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.



II. Практическая часть (Схема проекта урока )


Проект учебного занятия по математике

Учитель: Леухина Наталия Станиславовна, МБОУ ВМР «Майская средняя общеобразовательная школа»

Предмет и УМК: математика 1 класс, УМК «Школа 2100»

Тема учебного занятия: Число восемь. Цифра 8.

Место урока в теме: 35 урок из 79 уроков раздела

Тип урока: открытие новых знаний


Цель и ожидаемый результат: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

Задачи урока:

1. Познакомить с составом числа восемь, количественным и качественным его значением.

2. Учить восстанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа при помощи числового отрезка.

3. Развивать навыки написания цифры 8.


Представление о результатах:

  • Образовательные (предметные):

  • Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).

  • Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

  • Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).


  • Развивающие (метапредметные):

  • Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.

  • Создать возможность поставить учащимися цель и тему урока, используя ранее полученные знания.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.


  • Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Подвести под понятие цифры и числа 8.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Развивать умение работать с разными видами информации.

  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

  • Работать над использованием знаково-символичных средств.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.


  • Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.


  • Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.


Оборудование к уроку: проектор, доска, числовой веер,


Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

Создание условий для учебного сотрудничества учителя и учащихся

2. Мотивация к учебной деятельности

- Прочитайте стихотворение.

(слайд 1)

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.


- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.


- Пожелайте друг другу удачи!




Повторяют движения за учителем.










желают друг другу удачи

Формирование мотивации уч.деят. для положительного настроя на урок

3.Актуализация знаний учащихся

На доске рыбки с числами.

1 2 4 3 5 7 6 8 9 10

-Что изображено на рыбках?


-Сколько рыбок на доске?

-Давайте их хором сосчитаем. Теперь в обратном порядке..


-Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили? Почему?




-Расскажите всё о числе 7.







- Где мы можем увидеть этих рыбок? - Сегодня мы с вами отправимся тоже в глубины моря. Героиня мультфильма русалочка Ариэль приглашает нас в гости на морское дно, и чуть попозже вас познакомит с очень необычным жителем подводного царства.

(слайд 2)

Там где сказочные герои, там всегда шум и веселье. Но иногда этот шум может разбудить злых акул. Поэтому поиграем очень тихо, в «Молчанку»

(слайд 3, на слайде записаны выражения)

-Я буду показывать на выражение, а вы с помощью цифрового веера показываете значение выражения.

1+4

2+4

3+4

-Что показывают эти выражения? Что общего у всех этих выражений?



-Покажите на веере только значения выражений.

-Как они изменяются?

-Почему так получается, догадались?



- числа


- 10



Числа 5 и 7, 4 и 3 стоят не на своем месте. Их необходимо поменять местами.


Число 7 стоит за числом 6.Число7 стоит между числами 6 и 8. Число 7 больше числа 6 на 1.

7 –это 1 и 6, 2 и 5 3 и 4



- в море


















Дети на веерах показывают полученный результат.


-это суммы, у них одинаковые вторые слагаемые


-5,6,7

-увеличиваются на один

-одно слагаемое увеличивается на 1.




Умение счета в прямом и обратном порядке















Способность проявления познавательной инициативы в оказании помощи героям









Умение работать с различными видами информации (проектор), использ-е знаково-симв. средств.

Умение анализировать и обобщать

4.Целеполагание. Тема урока.

- Внимательно еще раз посмотрите на числовые выражения. Какое выражение должно быть следующим в этом ряду?

-Под какой рисунок мы поставим это числовое выражение?

(слайд 4: четыре дельфина и одна морская звезда; четыре угря и два краба; четыре акулы и три рыбки гуппи; четыре медузы и четыре осьминога)

Разбор рисунка.

Что показывает число 4 слева?

-А что показывает число 4 справа?

-Чему равна сумма?

-В начале урока я говорила , что русалочка вас познакомит с еще одним жителем морских глубин. Хотите познакомиться? Отгадайте загадку:

Известен он во многих странах:

Живет в морях и океанах,

Ему не нужен тесный пруд,

Его второе имя-Спрут.

Он может камня вид принять-

Умеет быстро цвет менять.

У него есть много ног….

Головоногий……


Демонстрирует рисунок осьминога.

(слайд 5)


- Ребята, почему осьминога назвали осьминогом?


-А как вы думаете, конечности осьминога это ноги или руки?

Осьминог имеет мешковидное туловище, голову и
восемь конечностей.
Две из них вместо ног, а остальные шесть вместо рук. Кроме того, у осьминога три сердца, а кровь голубого цвета!!!


Ребята, а мы сможем записать значение суммы 4+4 и количество конечностей у осьминога? И почему?


Сформулируйте тему нашего урока?



-Чему мы должны научиться?

(цель и тема на доске)



- 4+4










1 слагаемое

2 слагаемое

8













-осьминог





У него 8 шупалец, 8 конечностей. 8 ног












Мы не можем записать, т.к. эта цифра не изучалась


- Число 8

«Число и цифра 8»


- Познакомиться с числом и цифрой 8.

Умение анализировать, сравнивать.

































Подвести под понятие числа и цифры














Помочь выделить и сформировать познавательную цель.

Постановка темы и цели учащимися

5.Физкультминутка

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. ( кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. ( потирание ладошек) 
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: ( ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите: 
Раз, два, три, четыре, пять-( ходьба с хлопками в ладоши)
Надо рыбкам уплывать. ( кисти рук в замок внутрь и наружу) 

Учащиеся повторяют движения

Следование установки на здоровый образ жизни

6. Открытие новых знаний

Первичное восприятие.

- Где нам встречалось число 8?

(Уч. с 12, зад.1)


- Посмотрите на поезд. Из скольки вагонов состоит поезд? Какой по счету последний вагон? Сколько точек надо нарисовать на последней карточке?


Стихотворение про цифру 8.

(слайд 6)


- Найдите среди знаков цифру 8. Сколько раз встретилась цифра 8?

(Слайд 7)



- Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 8.


- На что похожа цифра 8?

(слайд 8)


-Из скольких элементов состоит эта цифра?


-Чем отличаются овалы друг от друга?



-Откуда начинается письмо данной цифры?

(слайд 9)



-Проведите пальчиком по цифре по направлению стрелок. Теперь в воздухе напишите.


(Учитель комментирует:

Начинаем писать с верхнего овала. Начинаем писать, как 2. Чуть правее середины клетки. Идем вверх, закругляем, касаемся верхней стороны клетки, ведем в право, касаемся правой стороны клетки, идем с права налево, закругляем, касаемся нижней стороны клетки, закругляем, идем к начальной точке.)


-Что еще нужно вспомнить до начала письма?

- Работа в тетради.









-Какую цель поставили на уроке?

Вспоминают, где им встречалось число 8.





- 8






Осуществляют поиск в ряду цифр, букв и символов цифры 8. Отвечают на поставленный вопрос

-Рассматривают образец цифры 8.



-На матрешку, на очки, на снеговика …


-Из двух овалов, из двух колец….


-Верхний овал немного меньше нижнего.



Выполняют модель цифры 8.








Начинают её писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки.









Правила правильной посадки и правильного наклона тетради и правильно держать ручки.


Повторение строк и движений за учителем

Умение ориентироваться в учебнике.

Соотношение количества предметов с цифрой.





Умение распознавать цифру 8 в знаковой среде






Сравнение, практическое применение



Написание цифры 8, формирование умения работать по образцу




















Развитие умения контролировать свою деят. по ходу выполнения задания.








7. Физминутка

Слайд 10

физминутка для глаз

смотрят на экран проектора и повторяют

Установка на ЗОЖ

8.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

-А теперь русалочка Ариэль и ее морской житель предлагают вам отправиться в морскую школу. Маленькие рыбки работают над выражением, помогите им.

(слайд 11, уч. Зад. 5)

-Запишите данное числовое выражение в тетради.

- Зад.6, сравните числа.

На доске появляется запись: 17 22 35

-Что учились делать?


Работа в парах зад.8 в учеб.

-Как правильно работать в паре?

-Правила вспомнили, выполняем теперь задание 8.


-Оцените свою работу в паре на волшебной линеечке.

-Кому было сложно выполнять задание? Почему?







Вычисляют и записывают в тетрадь.

Устно проговаривают неравенства.


-сравнивать числа





-первое слагаемое-1, второе слагаемое-7. Надо найти сумму. Чтобы найти сумму, надо слагаемые сложить: 1+7=8. Сумма чисел 1 и 7 равна 8.

Работа с учебником и тетрадью




Способность проявления самостоятельности в деятельности.

Способность высказывать свое мнение




Способность осуществления взаимодействия ребенка с соседом по парте

9. Рефлексия

- С какой цифрой познакомились сегодня на уроке?

-Какую цель ставили?

--Чему вы учились на этом уроке?


-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?


(У каждого ребенка на столах рисунок осьминожки)


Покажите на ваших листках Ваше настроение.

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.

(слайд 11)

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Способность оценивать свою деятельность на уроке.


Работа над самооценкой.



Самоанализ урока математики

по теме: «Число восемь. Цифра 8».


Данный урок является одним из уроков раздела «Числа от 1 до 10» и является тридцать пятым из 79 уроков.

В ходе подготовки к проведению урока были намечены пути реализации педагогических задач урока:

1. Познакомить с составом числа восемь, количественным и качественным его значением.

2. Учить восстанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа при помощи числового отрезка.

3. Развивать навыки написания цифры 8.


Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей.

Объём учебного материала и сложность информации соотнесены с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса.

На уроке использовалась наглядность на проекторе, модели чисел, карточек для обратной связи.

В уроке имеет место связь ранее изученного материала с новым.

В начале урока создан эмоциональный и деловой настрой, привлечено внимание учащихся и обеспечена необходимая мотивация.

На уроке сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся с разными формами мышления. Путём реализации знаний, создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём совместного с учителем разрешения, а также самостоятельного решения при руководящей роли учителя.

Была применена разнообразная учебная деятельность на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, их сочетание и работа в парах.

Имело место побуждение учащихся к самопроверке, самоанализу и самокоррекции, осуществлялась взаимопроверка с одновременным обучением умению обосновывать свою оценку.

Во время самостоятельной работы использовалось дифференцированное обучение, при котором учитывался объём и сложность заданий.

В целом, урок достиг поставленных целей.









Критерии самоанализа практической части реферата (конспект урока)


Критерий

Балл

Самооценка

1.Диагностичность цели урока

1

0,5

2.её конкретизация в задачах

1

1

3.Описание ожидаемого результата

1

1

4.Чёткость этапов урока

1

0,5

5.их соответствие задачам

1

0,5

6.Реализация на уроке концептуальных особенностей УМК

1

1

7.Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности

1

1

8.Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке

1

1

9.На уроке ведётся работа по формированию УУД, учитель правильно называет группы УУД

1

0,5

10.Регулятивные УУД

1

1

11.Познавательные УУД

1

1

12.Коммуникативные УУД

1

1

13.Личностные УУД

1

1

14.Урок формирует умения работы с информацией

1

1

15.Урок отражает логичное использование современного оборудования, в т.ч. цифрового

1

1

16.Содержание урока опирается на задания рабочей тетради (учебник-тетрадь)

1

1

17.Учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока

1

1

18.В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах

1

1

19.Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьников

1

1

20.На различных этапах урока используются приёмы обучения самоконтролю и самооценке

1

1

21.Итого:

20

18








Список литературных источников


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.

  2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.

  3. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.

  4. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. М., 2010.

  5. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html

  6. http://www.it-n.ru

  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tselepolaganie

  8. Ильина Т.В. Педагогическое целеполагание в образовательном учреждении. / Ярославль, 2005.

  9. Г.О. Аствацатуров «Технология целепологания урока»/ издательство «Учитель», Волгоград, 2008 год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!