2. Открытие нового знания. 1).Слово учителя о причинах появления рассказа Г.Черкашина. Цель: Развить умение слушать и анализировать полученную информацию. Объяснительно – иллюстративный метод. Делается акцент на гармоничное развитие каналов восприятия, переработки и воспроизведения информации с учётом индивидуальных различий детей. 2).Просмотр фоторепортажа о блокадном Ленинграде. Цель: Расширить представления обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., блокаде Ленинграда. 3). Презентация ученика об авторе книги Г.А. Черкашине. Используется индивидуальная форма работы. Использование ИКТ. 4).Эвристическая беседа с классом о прочитанной книге. Вопрос 2 формулируется в виде проблемы, побуждающей к размышлению. Проблемный и частично – поисковый методы. Используется фронтально – дискуссионная форма проведения урока. Цель: 1.Организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения Г. Черкашина «Кукла». 2.Развивать умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение. 3.Развивать мышление и грамотную речь обучающихся. 4.Развивать эмоциональную сферу обучающихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять «живые картины». (Метод формирования чувств).
5). Просмотр иллюстраций к книге. Чтение фрагментов интервью А. Г. Траугота.
| 1.Слово учителя: 27 января 2014 года наша страна отмечала 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. 900 дней блокады стали жестоким испытанием для жителей города и страшным уроком истории для всего человечества. Вот что писала об этих ужасных днях в своих воспоминаниях Варвара Васильевна Орлова, мать саратовской писательницы Ольги Орловой: «Настало суровое время. В магазинах всё исчезло. Продукты доставлялись только самолётами, а их враг сбивал, так что паёк не всегда и достанется, а на следующий день талон уже пропадает. ...С ноября люди стали умирать от истощения тысячами. Падали прямо у станка, по пути на работу, в очереди за хлебом. На рынках шёл обмен. Люди меняли свой паёк, например, сахар или крупу, на хлеб, на рыбу. За плитку шоколада получали кусок жмыха. Если размочить, он разбухает, масса увеличивается - и ешь, заглушает голод. А из столярного клея получался хороший холодец, особенно с уксусом или с горчицей. ...Народ стал брать горчицу, вымачивать 3 суток и печь лепёшки... на вид они, как пшеничные, хочется есть и есть. Но Боже сохрани – это верная смерть...». 2. Сейчас мы увидим фоторепортаж «Реальная блокада» из блокадного Ленинграда. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944года. ( Материал взят из «Библионики» №1, январь 2014г). (1) В преддверии 70-летия со дня полного снятия блокады Ленинграда вышла книга Геннадия Александровича Черкашина «Кукла». (Показывается книга с иллюстрациями Трауготов).2 3. Презентацию об авторе книги подготовил ученик вашего класса Матросов Н. Просмотр презентации (2). 4.Вопросы для обсуждения: 1.Понравилась ли вам «Кукла»? О чём эта книга? ( О блокадном Ленинграде, о возвращении домой, о людях хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии...). 2.На сайте отзывов о книге я обнаружила следующее высказывание читательницы: « Прочитала «Куклу», и мне совсем не понравилось... Ждала многого. Ждала боли. Ждала печали. Ждала надежды, конечно, ждала сказки. Мне почему-то казалось, что это должна быть сказка. Не обязательно со счастливым концом, но вот про девочку и спички – это же тоже сказка, и душу умывает. А «Кукла» - нет». Вы согласны с её мнением? 3.В этом отзыве читательница задаёт вопросы, на которые я предлагаю ответить вам: -«Почему нельзя в детской книжке вернуть ей куклу? Кому она, кстати, нужней? Девочке или маме?» (Эта кукла связывает их со светлым прошлым, дедушкой и бабушкой, погибшими в блокаду.). 4.«Почему в книжке нет имени у девочки?» (Подобная ситуация могла произойти с любой девочкой из Ленинграда, это собирательный образ). 5.«Как ведёт себя мама девочки в городе Мышкине на Волге? Почему девочке кажется, что она про неё забыла?» (Мама не может уделять внимание только своей дочери, потому что рядом находятся дети, у которых нет родителей). 6.«Вообще все герои «Куклы», кроме куклы Маши, - неживые, схематичные... Только Маша живая, с ней можно разговаривать». Так ли это? (И девочка, и её мама легко представляются читателю, они переживают и чувствуют как реальные люди, а не просто книжные герои). 7.- А вот ещё один отзыв: «Эту книгу надо читать! Тонкая, светлая, пронзительная, без «псевдоназидательности» и морализаторства. Графика Трауготов замечательно гармонирует с текстом». Иллюстрации к «Кукле» сделали очень талантливые художники-графики – Георгий, Александр, Валерий Трауготы. Блокадный Ленинград, нарисованный Трауготами, не страшен. Он – нереальная, заколдованная местность, из детской памяти, из памяти души. Это родной, любимый и борющийся за свою жизнь город. 5. -А сейчас, ребята, мы увидим с вами иллюстрации к книге и послушаем фрагменты из интервью художника А. Г. Траугота. Просмотр иллюстраций к книге. Учитель может читает и комментирует фрагменты из интервью А.Траугота: — Александр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о «Кукле»? — Что сказать о «Кукле» Черкашина — это одна из любимых книг у нас с братом. Когда мы ее читали, мы вспоминали войну, нашу семью: дедушку, бабушку... Дедушка был известный инженер, у него было много книг, а потом голод, который и дедушка, и бабушка не пережили. Дедушке было 65 лет, и вот это превращение такого благополучного профессора в дистрофика осталось навсегда в памяти. Я помню, как мы пилили наши стулья, столы, чтобы топить буржуйку.  — Сколько вам было лет на начало войны? — Мне было 10 лет. — Вы всю блокаду были в Ленинграде? — Да, всю блокаду. Моя мама была начальником группы самозащиты, я тоже иногда поднимался на дежурство на крыше. Там было все хорошо организовано: щипцы, ящик с песком. Надо было тушить зажигательные бомбы. Наш дом не попал под обстрел, но осколки зенитных снарядов осыпали дом. Еще на крышах валялись немецкие листовки, они были с самым примитивным содержанием. Но поднимать их было опасно, по радио передавали списки расстрелянных за хранение листовок. И в этой книге, в этом рассказе Черкашина, еще есть тема, которую трудно даже описать. Она о том, что были люди, которые во время голода, бедствий, расцвели. Это были далеко не лучшие люди, и этот контраст в книге передан. Я не знаю, чувствуется ли это в наших рисунках, но мы очень хотели его выразить. Мы видели этих людей, этих женщин, которые вдруг среди голода имели цветущий вид, рядились в непомерное количество золота и мехов.  — А как же дух единения и взаимопомощи? Неужели его не было? — Нет, дух, настрой был замечательный, у нас квартира была огромная, когда-то она принадлежала нашей семье. А теперь, как говорил мой дедушка, в ней было население уездного города... Первыми умирали те, которые переставали мыться, переставали вставать с постели, не зависимо от возраста.  В иллюстрациях к «Кукле» мы с братом хотели донести, что тепло, человеческое тепло — это единственное, что грело. Мама говорила: «Греет собственное сердце». | 1.Слушают и анализируют информацию. Репродуктивная деятельность. 2.Участвуют в работе по изучению нового материала в соответствии с их познавательными возможностями в зоне ближайшего развития. 1.Просматривют фоторепортаж и издание книги с иллюстрациями Трауготов. Работа с образами. 2.Ученик выступает с презентацией, класс слушает и анализирует полученную информацию. 1.Дети делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы учителя. 2.Ребята высказывают свою точку зрения, опираясь на текст книги. Частично – самостоятельная и творческая формы работы. 3.Развивают умение проявлять терпимость к другим мнениям и позициям. 4.Учатся делать заключительные выводы. 1.Просматривают иллюстрации к книге, делятся своими впечатлениями. 2. Слушают учителя, анализируют полученную информацию. |