ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж
Конспект
урока по дисциплине МДК.02.01. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
со студентами 36 группы специальности
«Специальное дошкольное образование»
Преподаватель: Гизатуллина А.Т.
2017 г.
Тема: Использование кейс- метода в процессе изучения темы: «Особенности общения агрессивных, замкнутых и гиперактивных детей дошкольного возраста»
Вид урока: изучение нового материала.
Технология обучения: технология уровневой дифференциации.
Цель урока: формировать понятие о сущности общения агрессивных, замкнутых и гиперактивных детей дошкольного возраста, способствовать выработке активной жизненной позиции будущего педагога по отношению к детям с трудностями в общении.
Познавательная: формировать у студентов знания об особенностях общения у детей, испытывающих затруднения в коммуникации. Способствовать успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию студентов. Учить самостоятельно приобретать знания, критически мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели теоретические знания из педагогики, психологии и других областей.
Развивающая: развивать умения находить ответы на поставленные вопросы, сотрудничая в совместной деятельности. Развивать умения использовать знания из разных областей, анализировать их с различных точек зрения, делать выводы и заключения. Стимулировать и поддерживать стремление студентов проявлять и развивать свои способности. Создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности студентов, атмосферу доверия и поддержки. Содействовать раскрытию их творческого потенциала.
Воспитательная: воспитывать профессиональную направленность личности, основы тактичного поведения в межличностном общении: преподаватель-студент, студент-студент; самостоятельность, коммуникабельность, желание помочь.
Формы работы студентов на уроке:
- групповая.
Структура урока:
I. Организационный момент. Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, совместно сформулировать тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Основная часть. Изучение нового материала.
IV. Первичное закрепление знаний .
V. Подведение итогов урока .
VI. Информация о домашнем задании. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, заполнение журнала, сообщение темы, цели, этапов урока.
Заранее распределяю студентов по 3 группам (по 8 человек) в соответствии с уровнем обученности и потенциальных возможностей.
Задача студентов - обсудить в каждой группе возможные способы решения поставленной перед ними задачи, в результате обсуждения выдать решения.
Критерий успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы будете работать сообща, слаженно.
Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы умеете сотрудничать в совместной деятельности, помогая друг другу, ответственно выполняя порученные каждому задания. Если у вас возникнут проблемы, затруднения, постарайтесь решить их у себя в группе или обратиться к преподавателю.
2. Проверка домашнего задания.
3. Основная часть. Изучение нового материала.
-Демонстрация слайдов, на которых изображены дети с различными эмоциональными состояниями (агрессия, гиперактивность, замкнутость).
Предлагаю студентам внимательно посмотреть на изображения и записать в двух словах возникшие ассоциации по ним. Далее из предложенных словосочетаний студенты самостоятельно формулируют тему и цель урока.
- Тема выводится на экран.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, которые переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, другим, миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача родителей и педагогов.
Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.
Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения (характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим )партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.
Дошкольники с трудностями в общении (выступление студентов с сообщениями)
Агрессивные дети , Гиперактивные дети ,Замкнутые дети
Работа студентов в группах. Первичное закрепление знаний .
Знакомство с кейс-методом (слайды).
Сейчас вы будете работать в группах и выполнять задания.
Вам нужно будет составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей (согласно предложенной категории детей в кейсе).
Постарайтесь работать слаженно, сообща, прислушивайтесь к мнению друг друга.
Студенты выполняют задания в группах. Преподаватель по мере необходимости оказывает помощь, направляет, консультирует.
Отчет экспертов каждой группы-не более 3-х минут.
Подведение итогов урока .
- Я думаю, что проделанная работа помогла вам проявить свою индивидуальность, раскрыть свой потенциал, а значит, решить поставленные задачи.
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.
Домашнее задание: Чтобы закрепить пройденный материал, вам нужно составить конспект занятия по формированию коммуникативных навыков (согласно предложенной категории детей в кейсе)
Рефлексия:
1. Интересно ли вам было на уроке?
2. Получили ли вы новую для вас, полезную в будущей профессиональной деятельности информацию?
3. Сбылись ли ваши ожидания от урока?
Благодарю за плодотворную работу.