СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизация  знаний.

Место урока в системе уроков:2 урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения

Цель: формирование умения определять эмоциональное  состояние героя через анализ текста.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»»

Апчугова Ю.В. № 210 – 973 - 828


Тема: «Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»

Тип урока: систематизация знаний.

Место урока в системе уроков:2 урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

Задачи:

1.Обучать умению давать характеристику героям.

2. Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;

3. Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

4. Создать условия для формирования УУД:

личностных:

-формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,

–способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба;

-формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);

познавательных:

- формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;



коммуникативных:

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;

- выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

регулятивных:

-формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; принимать алгоритм выполнения учебной задачи; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.



Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;

аудиозапись произведения Н.Н.Носова;

цифровая камера

учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова 2 класс,  Самара:   Издательский дом «Федоров», 2012;

карточки с заданиями;

портрет Н.Носова;

выставка книг Н.Носова;

карточки самооценки учащихся.



Ход урока

Звучит музыка

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

А начнем мы наш урок с обычного вдоха, но вдохнем мы в себя не только глоток кислорода, но и красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.

Ребята,  пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами

  1. Актуализация опорных знаний

Не всегда люди делятся своими знаниями, впечатлениями только с помощью слов. Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится произведение, прочитанное нами на предыдущем уроке.

-Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

Приступая к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группах.

  • Работай дружно по плану.

  • Умей выслушать другого.

  • Уважай мнение других.

  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения

- Я предлагаю внимательно рассмотреть представленный каждой группе материал и выбрать только то, что необходимо для создания модели обложки (или предложить свой вариант). Приступаем к работе. (самостоятельная работа)

- Ну, а теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Анализ работ:всё ли учли при моделировании обложки, правильно ли указали автора, тот ли жанр выбрали, подходит ли иллюстрация, название произведения?)

-Замечательно. Постарались вы на славу.Ребята, посмотрите, ваши обложки не уступают обложкам, которые сделали профессиональные художники оформители.

Вы не только справились с заданием, но и помогли вылечить книги, которые с течением времени утратили былую красоту. Теперь они с библиотечных стеллажей будут смотреть на вас, и радовать глаз читателей.



-Пока вы трудились, я тоже создавала свою обложку. Посмотрите и оцените мою работу. Что-то не так? (Название указано не верно)

- Почему произведение так названо? (Кашу варил Мишка)



Внимание! Внимание!

Все мы в ожидании.

Нам сейчас дадут совет,

Как сварить вкусную кашу на обед!

-Кто первый поделится опытом приготовления каш? А в этой группе есть повара профессионалы? Выслушаем ещё один рецепт.

  1. Проверка домашнего задания

(Заслушиваются рецепты приготовления домашних каш)

На столе лежат продукты:

Масло, сахар, даже фрукты,

Соль, вода, конечно, манка,

Молоко налито в банке.

Достаем кастрюлю с полки.

Трудимся мы словно пчелки.

Мешаем воду с молоком,

Становится смесь кипятком.

Всыпаем манку тонкой струйкой.

Процесс оценен даже Муркой.

Добавим сахар, соль… Молчок.

Плиту отключим. Слышь- щелчок!

Кастрюлю плотно закрываем.

Конечно, масло добавляем.

Минут 15 кашу ждем.

Тут время быстро пробежало.

А блюдо нас очаровало.

Мы пробу быстро с него сняли.

За обе щёки ВСЁ умяли.

  • Если бы Коля и Миша знали эти рецепты, то история, описанная Н.Носовым, произошла бы?

(Дыхательная гимнастика. Варим кашу)

  1. Сообщение цели урока.



Сегодня снова наш рассказ

С тобою прочитаем.

Характеры друзей

Поближе мы узнаем.

  1. Работа по теме урока.

1.Чтение I части рассказа цепочкой до слов: «Вся вышла».

- Кто герои этого рассказа? (Коля и его друг Мишка)

-Похожи ли характеры у мальчиков?

2. Работа по содержанию текста произведения.

- Давайте разберемся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки. Что можете о нем рассказать? Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т.е. слишком уверенный в себе человек.)

- А были основания для такой уверенности? Умел ли варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)

- Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?

- А почему же он тогда за всё берется? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)

- Подведем итог.

2.(Запись на слайде):

Мишка:

-самоуверенный;

-легкомысленный;

-безответственный;

- не задумывается о последствиях.

- Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)

- Найдите в тексте слова, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке.( «Ну, Мишка, ты специалист».)

- Что обозначает это слово?

3. Словарная работа

- Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области науки и техники.

- Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист? С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией) (Ирония – тонкая скрытая насмешка)

- Произнесите: «Ну, ты и специалист!» - в переносном значении.

- А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)

- Как таких людей называют? (Оптимист -человек, воспринимающий события оптимистически, в позитивном свете)



  1. Физкультминутка.

А теперь давайте отдохнем.

«Каша – малаша».

 

Каша-малаша, ты так хороша,

(Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой)

Если добавить стакан молока.

(Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку)

Масло и сахар мы в кашу кладем

(Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу деткам даем.

(Дети подносят обе ладони ко рту)

Каша-малаша, ты так хороша,

(Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу»)

Если добавить кувшин молока.

(Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладем.

(Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу взрослым даем.

(Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре)

Каша-малаша, ты так хороша,

(Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу»)

Если добавить ведро молока.

(Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладем

(Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу великанам даем.

(Поднять обе руки вверх и показать «великана»)

Повторить упражнение левой рукой.



Продолжение работы по теме.

- Какой характер у другого мальчика? Давайте прочитаем Колины реплики. Каким вы его представляете?

Запись на доске:

Коля:

- осторожный;

- сомневающийся;

- разумный.

- Подтвердите – словами текста.

- Получается, что Коля - положительный герой? Вы согласны с этим?

- Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, - думаю, - раз Мишка знает?» (Он с легкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)

- Похожи ли характеры мальчиков ? (Характеры у них разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)

- А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными?
(Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои – обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)

- Вам нравятся эти друзья?

- Хотите оказаться на их месте? Это легко сделать.

4. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.

Прочитаем оставшуюся часть произведения по ролям.

Сколько действующих лиц понадобится? (4 человека: мама, Коля, Мишка, автор)

- Рассмотрите иллюстрации на слайде. К каждой иллюстрации подберите подходящий эпизод из произведения. Не забывайте, что вы работаете в группах. Распределите роли между собой и приготовьтесь прочитать текст вслух.

Итог урока.

- Что же вы узнали о мальчиках? (Что они друзья, и они разные по характеру.)

-А какой возраст детей?

- Примерно такие, как вы, а значит, они ваши ровесники.

-Кто из героев вам больше понравился?

5. Составление синквейна.

-Составим синквейн на Мишку, про Колю.



Мишка.

Легкомысленный, самоуверенный.

Приехал, варит, жарит.

Но ничего не получилось.

Специалист!



Коля.

Осторожный, разумный.

Сомневается, помогает, предостерегает.

Перекладывает трудности на мишку.

Практичный.



6. Работа с пословицами.

Коля и Миша разные по характеру, но они похожи тем, что умеют дружить. У вас на столах находятся горшочки, но в них спряталась не каша. Загляните в горшочки. Да, там пословицы. Объясните значение пословиц. Какой смысл заложил в них народ или какую мудрость хотел донести до нас народ.

  • Дружба - великая сила.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Без беды друга не узнаешь.

  • Дружба любит дело.

  • Скатерть со стола — и дружба сплыла.

  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

  • Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

  • За дружбу дружбой платят.

  • Две кошки в мешке дружбы не заведут.

  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.

  • Друга на деньги не купишь. Друг - твоё зеркало.

  • Не в службу, а в дружбу.

  • Для дорогого друга - ворота настежь.

  • Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Единственный способ иметь друга - это быть другом.

  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  • Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.



Домашнее задание.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (Слайд с домашним заданием)

Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ понравившегося отрывка близко к тексту.

Найти и подготовить чтение по ролям самых смешных эпизодов.

Найти интересные пословицы о дружбе.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.



САМООЦЕНИВАНИЕ

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цвет, если вы могли бы работать лучше - желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя - синий.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

- Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе!Я довольна вашей работой.

Молодцы. Спасибо за урок!

























































































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА





ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 КЛАСС

тема

«Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»















Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Таскаева Юлия Владимировна.









2013г.