СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Как начиналась галерея.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект по искусству "Как начмналась галерея"  

Просмотр содержимого документа
«Тема: Как начиналась галерея.»

ИСКУССТВО (8 КЛАСС)


Тема: Как начиналась галерея.


Цели: познакомить учащихся с историей создания Третьяковской галереи, доказать, что из частной коллекции она превратилась в подлинный музей общенационального значения; познакомить учащихся с творчеством великих русских художников и жанрами изобразительного искусства; использовать содержание урока для нравственного и эстетического воспитания.

Формирование УУД: личностные – формирование позитивного отношения к сокровищам русской культуры, стремления к из сохранению; познавательные – приобретение новых знаний о великих соотечественниках – музыкантах, художниках, писателях, меценатах; регулятивные – развитие умений планировать работу над восприятием и оценкой портретной живописи, анализировать средства художественной выразительности, коммуникативные – расширять возможности коммуникации при работе индивидуально, в группе, расширять эмоциональный речевой словарь; предметные – уметь находить и использовать при изучении данной темы информацию из энциклопедий, словарей.


Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Объяснение нового материала.

1. Вводная беседа. Сегодня у нас необычный урок, урок-экскурсия, урок- путешествие в одно из самых прекрасных мест нашей страны «Третьяковскую картинную галерею». Мы познакомимся с историей её создания, увидим кто стоял у её истоков, как она превратилась из частной, т.е. личной коллекции в общенациональный музей с мировой славой. Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце.    В 1853 году появилось "Описание  картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. Но, не имея тогда достаточно средств, он предпочел покупать картины своих еще мало известных современников. Одной из первых в 1856 году была приобретена картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853). Несколько позднее появилась у молодого коллекционера картина Н.Г. Шильдера "Искушение" (1850-е). П. М. Третьяков называл  годом основания своего собрания – 1856.

В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин современных русских художников. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были  примечательные  строки: "Капитал  же сто пятьдесят  тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музею или общественной картинной галереи". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность.

       Павел Михайлович приобретал работы не только современников. Чутье коллекционера безошибочно подсказывало ему, что в галерее должна быть представлена во всей полноте картина русской живописи. Во время первого путешествия по Италии он знакомится с архитектором А.С. Каминским, который позднее стал мужем сестры Павла Михайловича – Софьи.  Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести у наследников археолога М. Ланчи его портрет. Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа К.П. Брюллова "Портрет археолога М.Ланчи" (1851). Собиратель и позднее стремился приобретать полотна "великого Карла". 

       Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимости он поддерживал их материально. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера.  Так было с картиной В.Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861).  Позднее он приобретет многие работы Перова "Тройка", «Странник», «Рыбалов».

       Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайны его приобретения: "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" Н.Г Шильдера, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого, в которых художники раскрывали актуальную тему – бесправие женщины.

     В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, приходилась двоюродной сестрой хлебосольному  хозяину  подмосковного Абрамцева  Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой,ставшей моделью для работы В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887).

       На I-й выставке ТПХВ, где было всего 47 работ, половину занимали пейзажи. 

Третьякова пленила переданная художником А.К. Саврасовым в картине "Грачи прилетели" (1871) скромная прелесть русской природы. 

 На 2-й передвижной выставке была представлена картина И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленная еще у него в мастерской. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".

       Замысел Павла Михайловича собрать галерею портретов людей, выдающихся в искусстве и науке, воплотился в заказах таких портретов многим художникам.  В 1872 году к нему поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. В1879 году Третьяков, всегда категорически отказывавшийся позировать художникам, заболел. Болезнь была не опасная – то ли ревматизм, то ли подагра, но выходить из дома он не мог.

 Тогда-то и возникла мысль о создании его портрета (И.Н. Крамской. "Портрет П.М. Третьякова", 1876). Второй портрет Павла Михайловича написал И.Е. Репин ("Портрет П.М. Третьякова", 1883).

       Для произведений, которых к 1872 году насчитывалась более полутора сотен, уже не хватало места в гостиной дома в Толмачах. Тогда-то и стал вопрос о постройке специального помещения – галереи. Проект ее был заказан мужу сестры Софьи – А.С. Каминскому. Галерея должна была примыкать к южной стене дома и располагаться в сторону. 


…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В кабинете все забито битком. Против окон — «Княжна Тараканова», над большим диваном — «Привал арестантов», над угловым, по одной стене — «Охотники». В широком простенке — «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:

— Тесно, до чего тесно!

— Перестань покупать, — лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спокойно, весело посоветовал:

— Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, посмотрел на зятя.

— Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, — сказал он, помолчав, — А за проект возьмешься?..

…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже принадлежало галерее.

— Откладывать нечего, Саша. Пора начинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…


Галерею решили сделать двухэтажной. Строительство велось весь 1873 год. Наконец, в марте 1874 года началась развеска картин. На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стене против окон – пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева. На втором этаже, где располагался высокий просторный зал, поместили работы современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, К.Д. Флавицкого и другие.

       Самым крупным приобретением Третьякова была серия работ В.В. Верещагина. 

В дальнейшем у В.В. Верещагина приобретает еще несколько картин Балканской серии.

      Павел Михайлович имел безошибочное "чутье" в выборе картин.

      Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Рубинштейна и М.П. Мусоргского – сменились для Третьякова радостью, (слайд 17) когда на 9-й передвижной выставке появилась картина В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881). Мощный талант 33-летнего художника привлекал Третьякова.

       В 1882 году галерея снова расширилась, как и в первый раз за счет территории сада, окружавшего дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу.

       В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции: (слайд 18) "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) кисти В.Л. Боровиковского, "Портрет Н.В. Кукольника" (1836) работы К.П. Брюллова, картины И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883) и "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

       Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Она дала три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существавшую до тех пор экспозицию. Зал  Сурикова. За залом Сурикова – зал И.Е. Репина.

     Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших и один маленький залы, а внизу три небольших. В новых залах экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления.

       Рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности. При этом значительным достижением следует считать организацию монографических залов. Они были предоставлены картинам особенно любимых мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство; живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков; русская графика XVIII - начала XX века; русская скульптура XVIII - начала XX века; коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

2.Ответы на вопросы:

1. Какие русские художники писали в жанре портрета? (Рокотов, Левицкий, Кипренский, Боровиковский, Брюллов, Перов, Врубель)

2. О чем могут нам рассказать портреты Ильи Ефимовича Репина? (о том, что художник творчески был связан с деятелями отечественной науки, культуры, искусства – учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меценатами)

3. Опиши некоторые портреты И.Е.Репина с точки зрения душевного состояния портретируемых. (Портрет композитора и химика А.П.Бородина – мечтательное созерцание; портрет композитора, пианиста, дирижера, основателя Петербургской консерватории А.Рубинштейна – активное действие; портрет писателя Л.Н.Толстого – спокойное размышление; портрет коллекционера, мецената, создателя собрания Государственной Третьяковской галереи П.Третьякова – глубокое раздумье)

4. Назови особенность портретов И.Е.Репина. (На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые составляют суть их профессиональной деятельности)

5. Было ли такое изображение традицией того времени? (да, эта традиция имела место в портретах XVIII века)

III. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ темы: Портреты наших великих соотечественников.

Ответы на вопросы: 1. Перечисли русских художников, которые писали в жанре портрета. (Рокотов, Кипренский, Левицкий, Брюллов, Боровиковский, Репин, Врубель)


2. Какова роль портрета в России в XVIII веке? (бесспорное достижение русской национальной школы; портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами и привычками)


3. Кто является автором картины «Портрет А.Струйской»? (Федор Степанович Рокотов)


4. Назови несколько выражений из эмоционального словаря, который образовался благодаря «портретным гармониям» Фёдора Степановича Брюллова. (полумерцание, полугорение красок, зыбкость, воздушность, загадочность, таинственность, вибрация света и цвета, поэтическая хрупкость чувств, затаенность душевных проявлений)


5. В чем особенности портретов Ф.С.Рокотова? (художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства)


6. Опиши картину «Портрет Александры Петровны Струйской» художника Ф.С.Рокотова. (портрет - яркий пример поэтизации образа средствами живописи; воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона; с помощью света художник мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое; не зря этот портрет называют «русской Джокондой»)


7. Кто является автором картины «Портрет М.Струйской»? (Владимир Лукич Боровиковский)


8. Кто посвятил стихи этому портрету через сто лет? (Яков Петрович Полонский)


9. Какие известные романсы могут звучать фоном к этим женским портретам? (Глинка-Пушкин «Я помню чудное мгновенье»; Шереметьев-Пушкин «Я вас любил»; Даргомыжский-Пушкин «Я вас любил»; Малашкин-Тютчев «Я встретил вас»; Листов «Я помню вальса звук прелестный» и т.д.)


IV. Итог урока

Домашнее задание: стр. 38-39; сообщение «Шедевры Третьяковской галереи»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!