СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Краткие сведения о М. М. Пришвине. «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные: помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу писателя; раскрыть особенности жанра произведения;

Развивающие: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности;

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать взаимопонимание.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Краткие сведения о М. М. Пришвине. «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.»

Тема: Краткие сведения о М. М. Пришвине. «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

Цели:

Образовательные: помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу писателя; раскрыть особенности жанра произведения;

Развивающие: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности;

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать взаимопонимание.

Сегодня мы будем говорить о творчестве человека, который как никто из русских писателей проник в самые сокровенные тайны природы. Это Михаил Михайлович Пришвин. Вами уже прочитано его произведение «Кладовая солнца», поэтому мы будем говорить о писателе и о жанровых особенностях его произведения «Кладовая солнца».

Ход урока.

(Слайдовая презентация).

Слайд 2. М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) в 1873 г. в Орловской губернии, неподалеку от Ельца.

Слайд 3. Читать Пришвин научился рано. Книги стали его друзьями. Каждая новая книга была загадкой, тайной, которую он спешил разгадать. В раннем детстве он любил читать сказки А. Пушкина.

Слайд 4. Михаил Пришвин учился в Елецкой мужской гимназии.

В 1889г. едет в Тюмень, где Михаил учился в реальном училище, поступил в Рижский политехнический институт.

В 1900г. Михаил Пришвин едет в Германию, откуда возвращается 4 года спустя с дипломом агронома.

Слайд 5.С 1905г. Михаил Пришвин становится писателем-путешественником.

Скажите, каким вы представляете М. Пришвина? (Он был человеком, который боролся со злом, добрый, внимательный к тому, что его окружает, любознательный)

Произведение «Кладовая солнца» была написана в 1945г. для конкурса на лучшую книгу для детей и получила первую премию. Как вы думаете, почему это произведение было признано лучшим? («Кладовая солнца» для детей, поэтому в произведении есть элементы сказочного и для взрослых. Автор обращается и «к тому ребенку, который живет в каждом из нас»).

Какие жанровые особенности вы заметили?

Что такое сказка? Что такое быль?

Можно ли утверждать, что в сказке-были событии являются вымышленными?

Где и когда происходят действия в произведении?

Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными.

Слайд 17. Сравните ваши записи с таблицей на слайде.

Сказка

Быль

  1. Активное участие в судьбе детей принимают животные:

ворон, змея, сорока, волк;

собака «Травка».

1.События имеют реальную основу.

  1. Есть зачин.

2.Подробное описание жизни детей и их самих.

  1. Природные образы: ель, сосна, елочки-старушки, лежачий камень.


  1. На камне надпись. Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.


  1. Добро побеждает зло.




А теперь на основе записей постарайтесь ответить на вопрос: какие проблемы поднимает М. Пришвин через сказку, а какие через реальность? (Через сказку тема добра и зла. Через реальность – проблема отношений между людьми, проблема отношений между человеком и природы, проблема жизни и смерти.).

Итак, главные герои – природа и люди. Сказочное и реальное переплетается. Отсюда жанр – быль-сказка. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

На следующем уроке мы вновь встретимся с героями необычного произведения «Кладовая солнца».

Слайд 18. Домашнее задание: художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и …» и до слов « … на все Блудово болото, зарычали, завыли, застонали» (стр. 184, 185); нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне, подобрать из текста цитаты для подписи под рисунком ( стр. 182, 183).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!