Тема: Краткие сведения о М. М. Пришвине. «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.
Цели:
Образовательные: помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу писателя; раскрыть особенности жанра произведения;
Развивающие: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности;
Воспитательные: воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать взаимопонимание.
Сегодня мы будем говорить о творчестве человека, который как никто из русских писателей проник в самые сокровенные тайны природы. Это Михаил Михайлович Пришвин. Вами уже прочитано его произведение «Кладовая солнца», поэтому мы будем говорить о писателе и о жанровых особенностях его произведения «Кладовая солнца».
Ход урока.
(Слайдовая презентация).
Слайд 2. М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) в 1873 г. в Орловской губернии, неподалеку от Ельца.
Слайд 3. Читать Пришвин научился рано. Книги стали его друзьями. Каждая новая книга была загадкой, тайной, которую он спешил разгадать. В раннем детстве он любил читать сказки А. Пушкина.
Слайд 4. Михаил Пришвин учился в Елецкой мужской гимназии.
В 1889г. едет в Тюмень, где Михаил учился в реальном училище, поступил в Рижский политехнический институт.
В 1900г. Михаил Пришвин едет в Германию, откуда возвращается 4 года спустя с дипломом агронома.
Слайд 5.С 1905г. Михаил Пришвин становится писателем-путешественником.
Скажите, каким вы представляете М. Пришвина? (Он был человеком, который боролся со злом, добрый, внимательный к тому, что его окружает, любознательный)
Произведение «Кладовая солнца» была написана в 1945г. для конкурса на лучшую книгу для детей и получила первую премию. Как вы думаете, почему это произведение было признано лучшим? («Кладовая солнца» для детей, поэтому в произведении есть элементы сказочного и для взрослых. Автор обращается и «к тому ребенку, который живет в каждом из нас»).
Какие жанровые особенности вы заметили?
Что такое сказка? Что такое быль?
Можно ли утверждать, что в сказке-были событии являются вымышленными?
Где и когда происходят действия в произведении?
Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными.
Слайд 17. Сравните ваши записи с таблицей на слайде.
Сказка | Быль |
Активное участие в судьбе детей принимают животные: ворон, змея, сорока, волк; собака «Травка». | 1.События имеют реальную основу. |
Есть зачин. | 2.Подробное описание жизни детей и их самих. |
Природные образы: ель, сосна, елочки-старушки, лежачий камень. | |
На камне надпись. Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути. | |
Добро побеждает зло. | |
А теперь на основе записей постарайтесь ответить на вопрос: какие проблемы поднимает М. Пришвин через сказку, а какие через реальность? (Через сказку тема добра и зла. Через реальность – проблема отношений между людьми, проблема отношений между человеком и природы, проблема жизни и смерти.).
Итак, главные герои – природа и люди. Сказочное и реальное переплетается. Отсюда жанр – быль-сказка. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.
На следующем уроке мы вновь встретимся с героями необычного произведения «Кладовая солнца».
Слайд 18. Домашнее задание: художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и …» и до слов « … на все Блудово болото, зарычали, завыли, застонали» (стр. 184, 185); нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне, подобрать из текста цитаты для подписи под рисунком ( стр. 182, 183).