Тема исследования:
Крылатые выражения Античного мира и их объяснение.
Цели исследования:
1.Изучить крылатые выражения , находящиеся в учебнике по истории и в дополнительной литературе .
2. Выявить понятие «крылатое выражение»и их смысловое значение в античности и в наше время.
Актуальность и выбор темы обусловлены следующими факторами:
Во-первых , это связано с недостаточной изученностью крылатых выражений античности, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии , другие считают крылатые выражения чем-то совершенно иным.
Во- вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой , сочной и выразительной
придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку.
В-третьих, тем, что лексическое значение крылатых выражений античности в ту же эпоху намного отличается от смысловой нагрузки тех же выражений в наше время.
;
Гипотеза: Античные крылатые выражения вошли в нашу речь, обогатив её, сделав наиболее выразительной и насыщенной.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с крылатыми выражениями находящимися в учебнике по истории и в дополнительной литературе.
2.Убедиться в достоверности найденной информации, проанализировать полученные результаты
3.Доказать,что крылатые выражения - это фразы, пришедшие в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий
4.Убедиться в выше поставленной гипотезе.
5.Выявить понятие »крылатое выражение» и сравнить смысловые нагрузки данных выражений в античности и в наше время.
Объект исследования:
Крылатые выражения античности.
Предмет исследования:
Античные сочинения .
Свое исследование мы построили на основе разработанного плана:
I. Введение:
II. Основная часть:
1. Крылатые выражения Античности и их сущность.
2. Крылатые выражения и их значение в современном языке.
III. Заключение.
IV. Библиографический список.
V. Приложения.
I. Введение:
В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древнего мира дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности.
II. Основная часть.
1.Крылатые выражения Античности и их сущность.
Первый пункт моего плана был «Крылатые выражения античности и их сущность».
Я выбрала для исследования 14 крылатых выражений, которые показались мне наиболее яркими.
1.Нить Ариадны- иначе "путеводная нить", возможность, помогающая выйти из затруднительного положения;
2.Яблоко раздора - означает: причина спора, раздора;
3.Ахиллесова пята - служит для обозначения слабого, уязвимого места человека;
4.Троянский конь - коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает;
5.Между Сциллой и Харибдой - означает безвыходное положение, когда верная гибель грозит сразу с двух сторон;
6.Законы Драконта - чересчур нелепые и слишком жестокие условия;
7.Лаконичная речь - краткая и точная речь ( по названию области Лакония);
7.Разрубить гордиев узел - принять быстрое и смелое решение;
8.Гуси Рим спасли - используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение;
8.Горе побежденным - подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий;
9.Пиррова победа – доставшаяся дорогой ценой ; победа, равносильная поражению;
10.Ганнибал у ворот – с легкой руки Цицерона означает вообще: "надвигается смертельная угроза", или: "отечество в великой опасности";
11.Перейти Рубикон- означает: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение;
12.И ты, Брут! - подразумевает удивление перед внезапной изменой друга.
Вывод:
Таким образом, в первом пункте плана я ознакомилась с крылатыми выражениями античности , находящимися в учебнике, убедилась в их достоверности, сравнив результаты данных выражений с другими источниками.
2.Крылатые выражения и их значение в современном языке.
1.«Нить Ариадны» - это выражение сейчас стало идиомой, т. е. устойчивым выражением. Путеводная нить то, что помогает дойти к цели.
2. «Яблоко раздора» - в современном языке превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.
3.«Ахиллесова пята» - сейчас обозначает: всякое слабое, уязвимое место человека.
4. «Троянский конь» - это выражение стало нарицательным, обозначает дар врагу с целью его погубить.
5. «Между Сциллой и Харибдой» - это выражение означает попасть в такое положение, когда и тот и другой выход одинаково опасны.
6. «Законы Драконта - это законы, отличавшиеся крайней жестокостью (отсюда» драконовские законы», драконовские меры).
7. «Лаконичная речь» - краткая и четкая речь.
8. Разрубить гордиев узел» - решительным образом разрешить сложную, запутанную задачу или проблему.
9. «Гуси Рим спасли» - в современном русском языке выражение это, практически не употребляется.
10. «Горе побежденным» - сейчас это выражение означает, когда победители заставляют покоренные народы склониться перед их волей.
11. «Пиррова победа» - это выражение обозначает успех, купленный столь высокой ценой, что, пожалуй, поражение было бы не менее выгодным.
12. «Ганнибал у ворот» - в современном русском языке употребляется крайне редко, для обозначения близкой и очень серьезной опасности.
13. «Перейти Рубикон» - совершить резкий, решительный, необратимый поступок, принять твердое бесповоротное решение.
14. «И ты, Брут» - крылатое выражение, выражающую досаду по поводу предательства или измены друга.
Вывод:
Во втором пункте плана я ознакомилась с современным значением этих же выражений, и, сравнив результаты, поняла, что их смысловая нагрузка не сильно изменилась, распределив данные крылатые выражения античности в три группы: идиомы, сохранившие своё смысловое значение; выражения, немного поменявшие оттенки лексического значения; фразеологические обороты , выходящие из лексики .
III. Заключение .
В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам: В ходе проведения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась, и я получила следующие результаты: крылатое выражение – то выражение, пришедшее в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий, изречения известных лиц, их имена или действия, ставшие нарицательными. Хоть до наших дней их смысловая нагрузка несильно изменилась, но мы и до сих пор используем в нашей речи крылатые выражения в память о случившихся событиях античности.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в лингвистически - историческом направлении, т. к. данные выражения являются совсем малой частью в лексике античности, и их до сих пор можно изучать и исследовать, как и всю историю древнего мира.
IV. Библиографический список
I.Учебники,рефераты.
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира . 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.,Просвещение,2012.
2. Буданова В.П. Древний мир: кн. для чтения по истории.-М.,Астрель,2010.
3.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция/ М.Л.Гаспаров .- М.,1998.
4.Кун.Н.А Легенды и мифы Древней Греции. – М., Азбука-классика, 2009.
5.Я познаю мир: Детская энциклопедия. – М.,ТКО «АСТ», 1996.
II.Интернет-ресурсы
1. http :/ ellada . spb . ru ./ – Древняя Греция
V.Приложение
1.Стихотворение
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Терниста гениев стезя: Их все – от пешки до ферзя – Лишить стремятся кладезя Ума и достижений. Но если б не было интриг – Трагедий малых и больших, Мы не дождались бы от них Крылатых выражений…
Виталий Копусь
2.Тест на тему: «Крылатые выражения».
Знаете ли Вы следующие крылатые выражения :
1.Нить Ариадны - 8. Разрубить Гордиев узел –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
2.Яблоко раздора - 9. Гуси Рим спасли –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
3. Ахиллесова пята – 10. Горе побеждённым –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
4. Троянский конь – 11. Пиррова победа –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
5. Между Сциллой и Харибдой – 12. Ганнибал у ворот -
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
6.Законы Драконта – 13. Перейти Рубикон –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет;
7. Лаконичная речь – 14. И ты, Брут –
А) Да; А) Да;
Б) Нет; Б) Нет?
3.Диаграмма
Категория 1: 70% - учащиеся 6-ых классов, знающие значение крылатых выражений.
Категория 2: 30% - ученики 6-ых классов, которые не знают смысл данных фразеологических оборотов.
ВЫВОД: В процессе проведения опроса и составления диаграммы я убедилась в том, что большинство учащихся 6-ых классов знают значение крылатых выражений.
4.«Крылатое выражение »
Мы обязаны этому выражению Гомеру. Он называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению !