СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:"Крылатые выражения Древнего мира."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на школьный конкурс проектов:"Минута Славы",

Просмотр содержимого документа
«Тема:"Крылатые выражения Древнего мира."»

 Тема исследования:  Крылатые выражения Античного мира и их объяснение.

Тема исследования:

Крылатые выражения Античного мира и их объяснение.

 Цели исследования: 1.Изучить крылатые выражения , находящиеся в учебнике по истории и в дополнительной литературе . 2. Выявить понятие «крылатое выражение»и их смысловое значение в античности и в наше время.

Цели исследования:

1.Изучить крылатые выражения , находящиеся в учебнике по истории и в дополнительной литературе .

2. Выявить понятие «крылатое выражение»и их смысловое значение в античности и в наше время.

Актуальность и выбор темы обусловлены следующими факторами: Во-первых , это связано с недостаточной изученностью крылатых выражений античности, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии , другие считают крылатые выражения чем-то совершенно иным. Во- вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой , сочной и выразительной придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку. В-третьих, тем, что лексическое значение крылатых выражений античности в ту же эпоху намного отличается от смысловой нагрузки тех же выражений в наше время. ;

Актуальность и выбор темы обусловлены следующими факторами:

Во-первых , это связано с недостаточной изученностью крылатых выражений античности, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии , другие считают крылатые выражения чем-то совершенно иным.

Во- вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой , сочной и выразительной

придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку.

В-третьих, тем, что лексическое значение крылатых выражений античности в ту же эпоху намного отличается от смысловой нагрузки тех же выражений в наше время.

;

Гипотеза: Античные крылатые выражения вошли в нашу речь, обогатив её, сделав наиболее выразительной и насыщенной.

Гипотеза: Античные крылатые выражения вошли в нашу речь, обогатив её, сделав наиболее выразительной и насыщенной.

Задачи исследования: 1.Познакомиться с крылатыми выражениями находящимися в учебнике по истории и в дополнительной литературе. 2.Убедиться в достоверности найденной информации, проанализировать полученные результаты 3.Доказать,что крылатые выражения - это фразы, пришедшие в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий 4.Убедиться в выше поставленной гипотезе. 5.Выявить понятие »крылатое выражение» и сравнить смысловые нагрузки данных выражений в античности и в наше время.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с крылатыми выражениями находящимися в учебнике по истории и в дополнительной литературе.

2.Убедиться в достоверности найденной информации, проанализировать полученные результаты

3.Доказать,что крылатые выражения - это фразы, пришедшие в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий

4.Убедиться в выше поставленной гипотезе.

5.Выявить понятие »крылатое выражение» и сравнить смысловые нагрузки данных выражений в античности и в наше время.

Объект исследования:  Крылатые выражения античности.  Предмет исследования: Античные  сочинения .

Объект исследования:

Крылатые выражения античности.

Предмет исследования:

Античные сочинения .

Свое исследование мы построили на основе разработанного плана: I. Введение:  II. Основная часть: 1. Крылатые выражения Античности и их сущность. 2. Крылатые выражения и их значение в современном языке. III. Заключение.  IV. Библиографический список.  V. Приложения.

Свое исследование мы построили на основе разработанного плана:

I. Введение:

II. Основная часть:

1. Крылатые выражения Античности и их сущность.

2. Крылатые выражения и их значение в современном языке.

III. Заключение.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.

I. Введение:   В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древнего мира дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.  Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности.

I. Введение:

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древнего мира дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности.

II. Основная часть. 1.Крылатые выражения Античности и их сущность.

II. Основная часть.

1.Крылатые выражения Античности и их сущность.

Первый пункт моего плана был «Крылатые выражения античности и их сущность».  Я выбрала для исследования 14 крылатых выражений, которые показались мне наиболее яркими.

Первый пункт моего плана был «Крылатые выражения античности и их сущность».

Я выбрала для исследования 14 крылатых выражений, которые показались мне наиболее яркими.

1.Нить Ариадны- иначе

1.Нить Ариадны- иначе "путеводная нить", возможность, помогающая выйти из затруднительного положения;

2.Яблоко раздора - означает: причина спора, раздора;

2.Яблоко раздора - означает: причина спора, раздора;

3.Ахиллесова пята - служит для обозначения слабого, уязвимого места человека;

3.Ахиллесова пята - служит для обозначения слабого, уязвимого места человека;

4.Троянский  конь - коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает;

4.Троянский конь - коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает;

 5.Между Сциллой  и  Харибдой  - означает безвыходное положение, когда верная гибель грозит сразу с двух сторон;

5.Между Сциллой и Харибдой - означает безвыходное положение, когда верная гибель грозит сразу с двух сторон;

6.Законы Драконта - чересчур нелепые и слишком жестокие условия;

6.Законы Драконта - чересчур нелепые и слишком жестокие условия;

7.Лаконичная речь - краткая и точная речь ( по названию области Лакония);

7.Лаконичная речь - краткая и точная речь ( по названию области Лакония);

7.Разрубить гордиев узел - принять быстрое и смелое решение;

7.Разрубить гордиев узел - принять быстрое и смелое решение;

8.Гуси Рим спасли - используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение;

8.Гуси Рим спасли - используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение;

8.Горе побежденным - подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий;

8.Горе побежденным - подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий;

9.Пиррова победа – доставшаяся дорогой ценой ; победа, равносильная поражению;

9.Пиррова победа – доставшаяся дорогой ценой ; победа, равносильная поражению;

10.Ганнибал  у ворот – с легкой руки Цицерона означает вообще:

10.Ганнибал у ворот – с легкой руки Цицерона означает вообще: "надвигается смертельная угроза", или: "отечество в великой опасности";

11.Перейти Рубикон- означает: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение;

11.Перейти Рубикон- означает: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение;

12.И ты, Брут! - подразумевает удивление перед внезапной изменой друга.

12.И ты, Брут! - подразумевает удивление перед внезапной изменой друга.

Вывод: Таким образом, в первом пункте плана я ознакомилась с крылатыми выражениями античности , находящимися в учебнике, убедилась в их достоверности, сравнив результаты данных выражений с другими источниками.   

Вывод:

Таким образом, в первом пункте плана я ознакомилась с крылатыми выражениями античности , находящимися в учебнике, убедилась в их достоверности, сравнив результаты данных выражений с другими источниками.  

2.Крылатые выражения и их значение в современном языке.

2.Крылатые выражения и их значение в современном языке.

1.«Нить Ариадны» - это выражение сейчас стало идиомой, т. е. устойчивым выражением. Путеводная нить то, что помогает дойти к цели.

1.«Нить Ариадны» - это выражение сейчас стало идиомой, т. е. устойчивым выражением. Путеводная нить то, что помогает дойти к цели.

2. «Яблоко раздора» - в современном языке превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.

2. «Яблоко раздора» - в современном языке превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.

3.«Ахиллесова пята» - сейчас обозначает: всякое слабое, уязвимое место человека.

3.«Ахиллесова пята» - сейчас обозначает: всякое слабое, уязвимое место человека.

4. «Троянский конь» - это выражение стало нарицательным, обозначает дар врагу с целью его погубить.

4. «Троянский конь» - это выражение стало нарицательным, обозначает дар врагу с целью его погубить.

5. «Между Сциллой и Харибдой» - это выражение означает попасть в такое положение, когда и тот и другой выход одинаково опасны.

5. «Между Сциллой и Харибдой» - это выражение означает попасть в такое положение, когда и тот и другой выход одинаково опасны.

6. «Законы Драконта - это законы, отличавшиеся крайней жестокостью (отсюда» драконовские законы», драконовские меры).

6. «Законы Драконта - это законы, отличавшиеся крайней жестокостью (отсюда» драконовские законы», драконовские меры).

7. «Лаконичная речь» - краткая и четкая речь.

7. «Лаконичная речь» - краткая и четкая речь.

8. Разрубить гордиев узел» - решительным образом разрешить сложную, запутанную задачу или проблему.

8. Разрубить гордиев узел» - решительным образом разрешить сложную, запутанную задачу или проблему.

9. «Гуси Рим спасли» - в современном русском языке выражение это, практически не употребляется.

9. «Гуси Рим спасли» - в современном русском языке выражение это, практически не употребляется.

10. «Горе побежденным» - сейчас это выражение означает, когда победители заставляют покоренные народы склониться перед их волей.

10. «Горе побежденным» - сейчас это выражение означает, когда победители заставляют покоренные народы склониться перед их волей.

11. «Пиррова победа» - это выражение обозначает успех, купленный столь высокой ценой, что, пожалуй, поражение было бы не менее выгодным.

11. «Пиррова победа» - это выражение обозначает успех, купленный столь высокой ценой, что, пожалуй, поражение было бы не менее выгодным.

12. «Ганнибал у ворот» - в современном русском языке употребляется крайне редко, для обозначения близкой и очень серьезной опасности.

12. «Ганнибал у ворот» - в современном русском языке употребляется крайне редко, для обозначения близкой и очень серьезной опасности.

13. «Перейти Рубикон» - совершить резкий, решительный, необратимый поступок, принять твердое бесповоротное решение.

13. «Перейти Рубикон» - совершить резкий, решительный, необратимый поступок, принять твердое бесповоротное решение.

14. «И ты, Брут» - крылатое выражение, выражающую досаду по поводу предательства или измены друга.

14. «И ты, Брут» - крылатое выражение, выражающую досаду по поводу предательства или измены друга.

 Вывод: Во втором пункте плана я ознакомилась с современным значением этих же выражений, и, сравнив результаты, поняла, что их смысловая нагрузка не сильно изменилась, распределив данные крылатые выражения античности в три группы: идиомы, сохранившие своё смысловое значение; выражения, немного поменявшие оттенки лексического значения; фразеологические обороты , выходящие из лексики .

Вывод:

Во втором пункте плана я ознакомилась с современным значением этих же выражений, и, сравнив результаты, поняла, что их смысловая нагрузка не сильно изменилась, распределив данные крылатые выражения античности в три группы: идиомы, сохранившие своё смысловое значение; выражения, немного поменявшие оттенки лексического значения; фразеологические обороты , выходящие из лексики .

 III. Заключение .

III. Заключение .

В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам: В ходе проведения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась, и я получила следующие результаты: крылатое выражение – то выражение, пришедшее в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий, изречения известных лиц, их имена или действия, ставшие нарицательными. Хоть до наших дней их смысловая нагрузка несильно изменилась, но мы и до сих пор используем в нашей речи крылатые выражения в память о случившихся событиях античности. Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в лингвистически - историческом направлении, т. к. данные выражения являются совсем малой частью в лексике античности, и их до сих пор можно изучать и исследовать, как и всю историю древнего мира.

В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам: В ходе проведения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась, и я получила следующие результаты: крылатое выражение – то выражение, пришедшее в нашу речь из литературных произведений или из исторических событий, изречения известных лиц, их имена или действия, ставшие нарицательными. Хоть до наших дней их смысловая нагрузка несильно изменилась, но мы и до сих пор используем в нашей речи крылатые выражения в память о случившихся событиях античности.

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в лингвистически - историческом направлении, т. к. данные выражения являются совсем малой частью в лексике античности, и их до сих пор можно изучать и исследовать, как и всю историю древнего мира.

IV. Библиографический список    I.Учебники,рефераты. 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира . 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.,Просвещение,2012. 2. Буданова В.П. Древний мир: кн. для чтения по истории.-М.,Астрель,2010. 3.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция/ М.Л.Гаспаров .- М.,1998. 4.Кун.Н.А Легенды и мифы Древней Греции. – М., Азбука-классика, 2009. 5.Я познаю мир: Детская энциклопедия. – М.,ТКО «АСТ», 1996. II.Интернет-ресурсы 1. http :/ ellada . spb . ru ./ – Древняя Греция

IV. Библиографический список

 

I.Учебники,рефераты.

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира . 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.,Просвещение,2012.

2. Буданова В.П. Древний мир: кн. для чтения по истории.-М.,Астрель,2010.

3.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция/ М.Л.Гаспаров .- М.,1998.

4.Кун.Н.А Легенды и мифы Древней Греции. – М., Азбука-классика, 2009.

5.Я познаю мир: Детская энциклопедия. – М.,ТКО «АСТ», 1996.

II.Интернет-ресурсы

1. http :/ ellada . spb . ru ./ – Древняя Греция

V.Приложение

V.Приложение

1.Стихотворение КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ Терниста гениев стезя:  Их все – от пешки до ферзя –  Лишить стремятся кладезя  Ума и достижений.  Но если б не было интриг –  Трагедий малых и больших,  Мы не дождались бы от них  Крылатых выражений…   Виталий Копусь    

1.Стихотворение

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Терниста гениев стезя: Их все – от пешки до ферзя – Лишить стремятся кладезя Ума и достижений. Но если б не было интриг – Трагедий малых и больших, Мы не дождались бы от них Крылатых выражений…

 

Виталий Копусь

 

 

2.Тест на тему: «Крылатые выражения».  Знаете ли Вы следующие крылатые выражения : 1.Нить Ариадны - 8. Разрубить Гордиев узел – А) Да; А) Да; Б) Нет; Б) Нет; 2.Яблоко раздора - 9. Гуси Рим спасли – А) Да; А) Да;  Б) Нет; Б) Нет; 3. Ахиллесова пята – 10. Горе побеждённым – А) Да; А) Да; Б) Нет; Б) Нет; 4. Троянский конь – 11. Пиррова победа – А) Да; А) Да; Б) Нет; Б) Нет;  5. Между Сциллой и Харибдой – 12. Ганнибал у ворот - А) Да; А) Да; Б) Нет; Б) Нет; 6.Законы Драконта – 13. Перейти Рубикон –  А) Да; А) Да; Б) Нет; Б) Нет; 7. Лаконичная речь – 14. И ты, Брут – А) Да; А) Да; Б) Нет;  Б) Нет?   

2.Тест на тему: «Крылатые выражения».

Знаете ли Вы следующие крылатые выражения :

1.Нить Ариадны - 8. Разрубить Гордиев узел

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

2.Яблоко раздора - 9. Гуси Рим спасли

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

3. Ахиллесова пята – 10. Горе побеждённым –

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

4. Троянский конь – 11. Пиррова победа –

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

5. Между Сциллой и Харибдой – 12. Ганнибал у ворот -

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

6.Законы Драконта – 13. Перейти Рубикон –

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет;

7. Лаконичная речь – 14. И ты, Брут –

А) Да; А) Да;

Б) Нет; Б) Нет?

 

  3.Диаграмма Категория 1: 70% - учащиеся 6-ых классов, знающие значение крылатых выражений. Категория 2: 30% - ученики 6-ых классов, которые не знают смысл данных фразеологических оборотов.    ВЫВОД: В процессе проведения опроса и составления диаграммы я убедилась в том, что большинство учащихся 6-ых классов знают значение крылатых выражений.

3.Диаграмма

Категория 1: 70% - учащиеся 6-ых классов, знающие значение крылатых выражений.

Категория 2: 30% - ученики 6-ых классов, которые не знают смысл данных фразеологических оборотов. 

 

ВЫВОД: В процессе проведения опроса и составления диаграммы я убедилась в том, что большинство учащихся 6-ых классов знают значение крылатых выражений.

4.«Крылатое выражение » Мы обязаны этому выражению Гомеру. Он называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

4.«Крылатое выражение »

Мы обязаны этому выражению Гомеру. Он называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению !

Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс