СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема лекции: «Общение в сестринском деле»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное автономное образовательное учреждение 

среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

Тема лекции: «Общение в сестринском деле»

Дисциплина: Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1  Семестр: I Количество часов:  2

 

 Цель лекции: 

1. Учебные цели: Сформировать понимание роли общения в сестринском деле.

 

Студент должен знать:

  • общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья;
  • уровни общения.
  • терапевтические и не терапевтические средства общения;
  • факторы, способствующие  и препятствующие общению;
  • два типа общения: вербальный (словесный) и невербальный (бессловесный);
  • ясность, краткость речи, ее темп и  громкость;
  • словарный состав;
  • расчет времени;
  • способы поддержания связи с пациентом, не способном к вербальному общению;
  • принципы самоконтроля медицинской сестры при невербальном общении;
  • мастерство общения медицинской сестры.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному,  развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;
  • формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

 психология, этика и деонтология.

Просмотр содержимого документа
«Тема лекции: «Общение в сестринском деле»»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Методическая разработка лекции:


I. Методический блок


Тема лекции: «Общение в сестринском деле»

Дисциплина: Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: I Количество часов: 2


Цель лекции:

1. Учебные цели: Сформировать понимание роли общения в сестринском деле.


Студент должен знать:

  • общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья;

  • уровни общения.

  • терапевтические и не терапевтические средства общения;

  • факторы, способствующие и препятствующие общению;

  • два типа общения: вербальный (словесный) и невербальный (бессловесный);

  • ясность, краткость речи, ее темп и громкость;

  • словарный состав;

  • расчет времени;

  • способы поддержания связи с пациентом, не способном к вербальному общению;

  • принципы самоконтроля медицинской сестры при невербальном общении;

  • мастерство общения медицинской сестры.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

  • формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

психология, этика и деонтология.

Организационная структура лекции


пп

Основные этапы лекции и их содержание


Цели в уровнях усвоения


Тип лекции, методы и способы обучения


Дидактическое обеспечение,

наглядность,

ТСО

I


Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, обоснование актуальности.

3. Определение учебных

целей и мотивация учебной деятельности студентов.


2

Тематическая лекция

II


Основной этап

План изучения лекционного

материала

1.Общение в сестринском деле.

2.Общение мед.сестры с пациентом

3.Элементы эффективного общения

4.Психологические типы собеседника

5.Средства общения

2

Поэтапное изложение материала,

информирует студентов о новых элементах знаний, умений

объясняет наиболее важные моменты

организует текущий контроль знаний для усвоения материала.



конспект лекции, наглядные пособия

III


Заключительный этап

1. Резюме лекции.

2. Ответы на заданные вопросы

3. Задание для самоподготовки

Написать реферативное сообщение на предложенные темы:»Мастерство общения медсестры»; «Десять «ДА» терапевтического общения», «Общие принципы умения эффективно слушать», « Факторы, способствующие и препятствующие общению».

2

Студентами предлагается ответить на вопросы; изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы

Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. 28 – 42.








II. Информационный блок

  1. Текст лекции

Лекция 3

Тема: Общение в сестринском деле


Сестринская деонтология - наука о долге перед паци­ентом и обществом, профессиональном поведении медицин­ского работника, является частью сестринской этики.

Медицинскому работнику доверяемся самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физи­ческом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять сво­ими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

  1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, со­блюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

  2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность - простота, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость - самая высокая добродетель меди­цинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости - это: «Никому не вредить и приносить, пользу обществу».

Честность - должна соответствовать всем делам меди­цинского работника. Она должна стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта - неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жался себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

Прежде всего:

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка - чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту.

«Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украше­ниях. Она сама украшает человека, символизирует чисто­ту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицин­скому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небреж­ная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицин­ский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

  1. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться веж­ливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д.

Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию. Основными принципами сестринском этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

  1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

  2. Сострадание, доброжелательность.

  3. Бескорыстие, трудолюбие, учтивость и др.


Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине — это контакт человека с человеком, медика с паци­ентом и его родственниками. Даже если медсестра коммуника­бельна от природы, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.

Общение — сложный, многоплановый процесс установле­ния и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.


2.Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физи­ческие или психологические трудности. Очевидно, что медсе­страм требуются специальные знания и умения, чтобы обще­ние оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.

Выделяют следующие компоненты и виды общения.

Компоненты:

  1. Коммуникативный — обмен информацией между сест­рой и пациентом.

  2. Перцептивный (перцепция — представление, понима­ние) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.

  3. Интерактивный (интеракция) — взаимодействие парт­неров для организации совместной деятельности и раз­работки общей линии поведения.

Виды общения:

  1. Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности.

  2. Ролевое — коммуникация людей определена социаль­ной ролью собеседников.

  3. Личностно-ориентированное — общение между партне­рами с учетом знаний индивидуальных особенностей лич­ности.

Уровни общения

  1. Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, раз­работка идей, планирование действий.

  2. Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.

  3. Общественное — взаимодействие одного человека с груп­пой людей, коллективом, большой аудиторией.


Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми

Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов.


отправитель — кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (речь, жесты); получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — эффективность сообщения.

Психологические типы собеседников

Для каждого пациента медсестра должна найти свой инди­видуальный подход, и только тогда возможно эффективное терапевтическое общение. В зависимости от конкретной ситуации это поможет ей быть более гибкой в понимании лю­дей. Классификация типов собеседников (А. Б. Добрович, оте­чественный психолог, 1987) поможет медикам определить психологический тип собеседника и оптимальную тактику для общения с ним.

Доминантный собеседник — человека не особенно инте­ресуют вопросы такта, своевременности, уместности обра­щения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при об­щении, он настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего превосходства — физического, психического или интеллек­туального. Это можно почувствовать по его мимике, осан­ке, взгляду.

В общении перебивает человека, но никогда не даст пере­бить себя, слушает только себя, не давая собеседнику вставить слово. Трудно признает свою неправоту, подсознательно ува­жает тех, кто способен проявить настойчивость и не поддаться его влиянию. Но если собеседник также является доминант­ным, то между ними может возникнуть серьёзное напряжение.

Амбициозный доминант часто невыносим, задача сест­ры — своевременно распознать этот психологический тип, про­явить выдержку и такт в общении с ним. Следует дать воз­можность проявить доминантность и деликатно склонить на свою сторону в определенной ситуации.

Недоминантный собеседник — полная противополож­ность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупре­дительный, чуткий по отношению к доминантному партнё­ру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что он прав, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит лю­бые попытки перебить его самого. Любая ссора и конфликт тяготят такого человека.

Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, под­бадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.

Мобильный собеседник — человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собесед­ника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе об­щения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торо­пит с ответом и своего партнёра по общению.

Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра дол­жна знать, что лучше всего начать общение с ним с опреде­лённой «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замед­ляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нуж­ное русло.

Ригидный собеседник — данному типу необходимо опре­делённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объяс­няет свои мысли подробно, может обидеться, если его торо­пят с ответом. Трудно переключается с одного дела на дру­гое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.

Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.

Экстравертивный собеседник — человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамя­тен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.

Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и парт­нёров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, экс­центричные выходки и высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.

Интровертивный собеседник не склонен к внешним кон­тактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.

Узкий круг общения. Если он вам доверяет, то доверяет пол­ностью. Не выносит поверхностного общения, ему проще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит друж­бу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В обще­нии с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным.

Средства общения

Вербальные



Невербальные

язык

визуальные

речь

акустические


тактильные


ольфакторные

(обонятельные)

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса ле­чения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопе­реживание, совместная радость в процессе излечения. Лич­ная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как ин­тонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.

Невербальные средства общения

Визуальные:

  • движения и жесты

  • движения (кинезика) — перемещение в простран­стве всего тела,

  • жесты — движение различных частей тела — в ос­новном головы, плеч, рук (различают жесты при­ветствия, прощания, выражающие одобрение, рас­терянность);

  • позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя из­любленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполе­оновская»);

  • выражения лица, выражения глаз — мимика — опре­деленный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, стра­дание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контро­лируется нами больше, чем нижняя, поэтому смот­рите больше на рот, крылья носа, подбородок. Угол­ки рта — показатели жизненного тонуса личности, не­даром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;

  • направление взгляда, визуальный контакт — экстравер­ты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;

  • кожные реакции: покраснение, побледнение;

  • вспомогательные средства общения:

  • особенности телосложения (признаки возраста, пола);

  • средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);

  • проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

Зоны комфорта

менее 15 см

15-45 см

0,46- 1,2 м

1,2-3,6 м

более 3,6 м

сверх­интиная

интимная

личная

социальная

общественная

Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!


Акустические:

  • связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;

  • не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.

Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пуль­са, живота, перкуссия легких, сердца).

Ольфакторные (связанные с запахом):

  • естественные (приятные, неприятные);

  • искусственные (духи, косметика).

У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.

То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.

Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:

1участие — внимание к чувствам другого человека.

Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмо­циональное состояние другого человека.

Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловле­но тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.

Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захва­тывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются меха­низмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;

2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;

3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;

4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.

Выделяют 3 элемента активного слушания:

  • поощряющие невербальные аспекты;

  • поощряющие вербальные аспекты;

  • использование молчания.

К невербальным компонентам активного слушания отно­сятся:

  • зрительный контакт;

  • поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слу­шать;

  • сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к паци­енту;

  • расстояние между собеседниками;

  • кивки головой;

  • выражение лица.

Вербальные компоненты:

  • восклицания по ходу беседы с пациентом;

  • вопросы, показывающие заинтересованность сестры в пациенте.

Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание мо­жет тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;

5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это со­впадение трёх пластов коммуникации — вербального (что че­ловек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;

6 — уважение',

7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть об­щие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.


Тип вопроса


Преимущество

Недостаток

Общие Как дела?

Как здоровье?

Полезны, так как спо­собствуют самовыра­жению.

Человек может опи­сать собственными словами то, что для него важно

Трудно контролиро­вать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников

Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес?

Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точ­ную и однозначную

Ограничены поста­новкой вопроса, ориентированы только на вопрос

Наводящие Вы бросите курить, не так ли?

Вы будете уделять больше внимания прогулкам на све­жем воздухе после выписки? .

Наталкивают отве­чающего на ответ, соответствующий нашему мнению

Ограничивают са­мовыражение отве­чающего, могут вызывать гневную реакцию, если вос­принимается как угрожающий

Пробные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь?

За последние дни боли в области серд­ца участились?

Исследуют тему, ко­торую спрашивающий считает важной; отве­ты могут давать кон­кретную информацию. Может застать отве­чающего врасплох

Может пугать отве­чающего, может вызвать гневную реакцию

Множественные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь? Она об­ладает достаточ­ными умениями? Как она будет успевать при такой напря­жённой работе?

Может демонстриро­вать интерес и энтузи­азм

Приводит к замеша­тельству, так как отвечающий не зна­ет, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным



Правила профессионального общения с пациентом

  1. Представиться пациенту: указать имя-отчество, долж­ность.

  2. Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит — сесть на стул.

  3. Проявлять доброжелательность. Создать приятную ат­мосферу общения.

  4. Обеспечить конфиденциальность беседы.

  5. Говорить на доступном для пациента языке.

  6. Поощрять пациента задавать вопросы.

  7. Уметь слушать.

РЕЗЮМЕ

Поведение медика — вербальное и невербальное — важное средство коммуникации. Профессионалы-медики должны знать, какие умения и качества необходимы для оказания по­мощи пациентам на межличностном уровне, и использовать это в своей работе.

Способность эффективно общаться — это искусство, кото­рым должен владеть каждый специалист. Общение позволяет установить необходимые и результативные контакты и связи как в личной, так и в деловой жизни.

Сестринское дело — это больше, чем доброжелательное, технически грамотное выполнение лечебных процедур и ма­нипуляций, это общение человека с человеком, медсестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологи­ческие трудности.

  1. Литература (основная, дополнительная)

  1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 37 – 53

  2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 28 – 42.


  1. Интернет- ресурсы

  2. https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные;

  3. www.consultant.ru/ - нормативные документы;

  4. www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.

  5. ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова


  1. Глоссарий

Верба́льный (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения знаков, слов и процессов оперирования знаками, словами.

Интеракция — взаимодействие.

Коммуникация — общение.

Конгруэнтность — искренность.

Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Кинесика- экспрессивно выразительные движения

Аттракция- обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.

Эмпатия - (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.

Уровни общения:- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)- межличностный (между двумя и более людьми- общественный (между большими группами)

Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы.

  1. Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

- Что такое – этика, этикет? Какое поведение мы называем этичным?

- Кто знает содержание Клятвы Гиппократа? Кто ее дает?

- С какими психотипами медицинских сестер вам приходилось встречаться?

- Назовите основной принцип медицины?

- Какими качествами должен обладать медицинский работник?

- Какими средствами помимо речи мы пользуемся при общении?

  1. Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Что такое – этика?

2. Что изучает деонтология?

3. Какие вопросы рассматривает медицинская этика?

4. Что такое – биоэтика?

5. Основные проблемы биоэтики, в т.ч. эвтаназия.

6. Поясните, как вы понимаете значение слова «эмпатия»?

7. Перечислите психологические типы медсестер.

8. Перечислите психологические типы больных.

9. Перечислите невербальные средства общения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!