В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в
проектной и исследовательской деятельности. Однако не следует забывать о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.
Исследовательский метод может применяться на всех этапах обучения. На уроках эффективно применять творческие проекты. Дети объединяются в желании творить, вместе написать рассказ, сценарий видеофильма. Учитель осуществляет скрытую сокоординацию данного процесса, обучая грамотно, творчески и логично излагать свои мысли. Все виды проектов в старших классах осуществлены с использованием информационных технологий (компьютер, интернет-ресурсы). Через различные формы организации: урок, элективный курс, групповую, индивидуальную, парную формы работы можно формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.