Тема: «Метод проектов в преподавании географии (из опыта работы)»

Категория: География

Министерство образования  и науки, молодежи Республики Крым Итоговая  работа  

 

Тема:

«Метод проектов в преподавании географии (из опыта работы)»  

слушателя  курсов

повышения квалификации

учителей географии  КРИППО

(13-17.10; 17-21.11  2014г)                учителя географии Сакской общеобразовательной  школы № 1 им. Героя Советского Союз

В.К.  Гайнутдинова          Озеровой Оксаны Викторовны                                                    

2014 год

 

Метод проектов  в преподавании географии

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них ску-чающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Считаю, что проекты – это эффективное педагогическое средство современной школы. Метод проектов представляет собой  набор приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять  их. (Слайд 1)

          Безусловно, для того чтобы сформировать у ребят умения и навыки проектирования, нужна система. В нашей школе специальной программы по обучению проектной деятельности нет, но проектной работой ребята занимаются не только на уроках географии, но и на других предметах и во внеурочное время. Так постепенно вовлекаясь в проектную работу, ребята учатся таким умениям, как  планирование деятельности, поиск нужной информации, проведение исследования, презентация результатов деятельности. Начиная с творческих проектов, наши ученики выходят на уровень исследовательских.

Вот уже на протяжении 8 лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась определенная система работы в проекте .

Цель моей педагогической системы: организация процесса обучения таким образом, чтобы выпускник  школы смог использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях; создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

          О себе.

Образование: высшее, Мелитопольский государственный педагогический институт (МГПИ), естественно-географический факультет,1993 год

Специальность по диплому: география и биология

Должность: учитель географии и экономики

Место работы: Сакская общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союз В.К. Гайнутдинов

Педагогический стаж: 21 год

Квалификационная категория: высшая

Классы : 9-А, 10-А,Б; 11-А,Б

Руководитель ГМО учителей географии с 2013 года, руководитель школьного отделения МАН «Искатель» с 2010 года (Слайд 2)

 

Из опыта работы

Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. (Слайд 3 )

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Схему проектной деятельности можно представить как «Задумал- спроектировал - осуществил». ( Слайд  4)

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Киллпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов как технология прекрасно решает многие педагогические  задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.  (Слайд 5).

 

Внедрение проектной деятельности учащихся при изучении географии  рассматривается как условие развития их самостоятельной исследователь-ской и творческой деятельности , с  ориентацией на личность каждого ребенка . Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я  преследую такие  цели:

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). (Слайд 6) 

Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)

1.Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4 Структурирование содержательной части проекта.

5 Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий. (Слайд 7)

 

         Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта

Выделим возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).

По доминирующей деятельности:

- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. (Слайд 8) 

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Этапы работы над учебным проектом (Слайд 9)

Учебный проект

Проблема проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

         

А функции учителя в этом процессе: направлять, координировать, поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом. (Слайд 10) Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель-ность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Можно сформулиро-вать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

- проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;

- целеполагание — умение формулировать цель деятельности;

- планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;

- анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.

- презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта. (Слайд 11)

           Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

 

Проектная деятельность учащихся на уроках географии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии. Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.

              Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе.  

             В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект.

         Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

         Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

         Как один из способов оформления проектов предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Можно предложить  ролевые проекты и мини-проекты на один урок. (Слайд 12)

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. В  7 классе  ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. С целью обобщения знаний учащиеся получают задание  – проектирование   маршрутов, составление памяток, кроссвордов и др.  

         Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

         Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Пример таких проектов : «Путешествие по Африке», «Водные объекты Южной Америки», «Антарктида – туристический центр», «Страны Европы / Азии». (Слайд 13)

Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической и краеведческой направленностью: «Реки Крыма», «Топонимика Крыма», «Экологические проблемы Черного моря», «Северо-Крымский канал: значение и проблемы» «Перспективы развития СЭС на Крымском полуострове», «Рекреационные зоны: проблемы и перспективы», «Рекультивация карьеров» , «Эмблема нашего города».

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследо-вания и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно. (Слайд 14,15)

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.) некоторые используются для проведения лек-ции на уроке географии (проекты-лекции) (Слайд 16), есть чисто исследо-вательские работы, которые ребята могут выставить на городскую сессию МАН(Слайд 19), проекты – итоговые работы  (Слайд 17).

Творческие работы и исследовательские проекты носят межпредметный характер на стыке географии и таких наук как история и экономика, биология и экология, физика и химия, информатика. Можно привести такие примеры научно-исследовательских работ как: «Ландшафт-ное озеленение клумб города Саки» (биология, география),  проект  «КРЫМУША» (биология, география, экономика), «Сакское месторождение известняка-ракушечника» (география, химия) (Слайд 18).

Всем ребятам мы предлагаем придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.

Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недоста-точно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.

   Проектная работа становится средством индивидуализации образова-тельного процесса. Интерес к данному виду деятельности поддерживается с помощью проведения внутришкольных мероприятий,  участия в конкурсах на различных уровнях. Основной формой презентации результатов проект-ной  деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в рамках школьной сессии МАН, предметных недель. (Слайд 19,20,21). Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков проектной деятельности. Если видна заинтересован-ность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Результативность использования технологии проектного обучения  и

обобщение опыта работы

         Метод учебного проекта работает на повышение уровня знаний и качества обучения как на уроках, так и внеурочной деятельности, результа-тивность его использования доказывает актуальность и эффективность в применении в процессе образования и воспитания школьников. Метод иссле-довательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний и непосредственного участия в исследовательской работе.

Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить разви-тие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей. Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспе-чить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. 

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях, я пришла к выводу:

1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и   результативно.

2.   Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.

3.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается  с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.

Обобщение  опыта работы 

  1. Выступление на школьной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в школе», которая проходила в октябре 2010 года.
  2. Выступление на городском МО учителей географии «Инновационные технологии на уроках географии», март 2012 года
  3. Выступление на городской конференции «Из опыта работы», февраль 2011 года
  4. Печатные работы в сборнике «Внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий», 2013год (Слайд  22)

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направлен-ности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединя-ющим знания и умения, его компетенции и личностные ценности.

          В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютер-ными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. (Слайд 23)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей