СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по курсу «Обществознание. 9 класс. Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов»

Цели и задачи урока: •  Раскрыть сущность международного гуманитарного права; •  На основе общего знакомства с Женевскими конвенциями о защите жертв войны (1949 г.) и Дополнительными протоколами (1977 г.) постараться пробудить у школьников особое отношение к этим документам, призвавших обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов; •  Развивать умение учащихся сравнивать, высказывать свои точки зрения по предложенным вопросам, •  Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы; •  Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий; •  Содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.

Оборудование урока: I. Вопросы урока на доске: 1.  Жестокое лицо войны. 2.  Сущность международного гуманитарного права. 3.  Основные положения источников международного гуманитарного права. 4.  Ответственность за нарушения международного гуманитарного права. 5.  Значение международного гуманитарного права.

Проблемный вопрос: Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?  

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов»»

Методическая разработка урока по курсу «Обществознание. 9 класс.

Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов»


Цели и задачи урока:

·  Раскрыть сущность международного гуманитарного права;

·  На основе общего знакомства с Женевскими конвенциями о защите жертв войны (1949 г.) и Дополнительными протоколами (1977 г.) постараться пробудить у школьников особое отношение к этим документам, призвавших обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов;

·  Развивать умение учащихся сравнивать, высказывать свои точки зрения по предложенным вопросам,

·  Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы;

·  Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий;

·  Содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.


Оборудование урока:

I. Вопросы урока на доске:

1.  Жестокое лицо войны.

2.  Сущность международного гуманитарного права.

3.  Основные положения источников международного гуманитарного права.

4.  Ответственность за нарушения международного гуманитарного права.

5.  Значение международного гуманитарного права.


Проблемный вопрос: Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?


II. Высказывания античных мыслителей на доске:

«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».

Плутарх

«Когда гремит оружие, законы молчат».

Цицерон

III.  На партах выдержки из Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям (1977 г.).

IV.  Тесты по данной теме для закрепления.

V.  Видеофрагменты хроникальных фильмов по теме «Вторая мировая война». Видеофрагменты о войне в Афганистане, о Чеченских войнах (1993г. и 1996 г.), а также видеоматериалы о вооружённом конфликте в Южной Осетии (август 2008 г.).


Ход урока: Вступительная часть.

Фронтальная беседа с учащимися по предыдущей теме «Всеобщая Декларация прав человека».

Вопросы:

1.  Какие общечеловеческие правовые документы вам известны?

2.  Почему Всеобщую Декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права?

3.  Объясните понятие «международное право».

(знакомство учащихся с темой урока, основными вопросами, которые предлагается обсудить и проблемным вопросом;

Учащиеся самостоятельно формулируют основные цели и задачи урока;

Учитель определяет основные формы работы на уроке, учащиеся по итогам урока должны подтвердить или опровергнуть основную мысль проблемного вопроса.)


Учитель: Итак, человечество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжёлого наследия прошлых веков – вооружённых конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войнами.

(Кино - и фотофрагменты)


Работа по первому вопросу плана. Задания учащимся:

1.  Назвать слова, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отражают сущность войны.

(На экране факты:

- за последние 3500 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;

- за годы Второй мировой войны погибло 60 млн. человек, из них половина - гражданские лица;

- за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось; ежегодно их происходит более тридцати, они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней;

- в современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.)


Учитель: Война есть война, вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защищать людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный и положительный ответ. Можно ли привести примеры гуманного отношения врага к побеждённым?

(примеры учащихся)


Работа учащихся с высказываниями античных мыслителей:

«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».

Плутарх

«Когда гремит оружие, законы молчат».

Цицерон


Вопрос учащимся: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?

Вывод по 1-ому вопросу: Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к большим человеческим и материальным потерям. Война – это всегда трагедия. Человечество, осознавая это, на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.


Переход ко 2-у вопросу:

Вопрос к учащимся: Как вы считаете, совместимы ли такие понятия как «право» и «война»? (Ведь цель закона – установление порядка, а цель войны – разрушение порядка.) – разные мнения, «На войне, как на войне».

Управление ситуацией вооружённого конфликта с помощью правовых норм выгодно ли обеим противоборствующим сторонам? Почему? (раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной территории). Что является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия или быть уверенным, что всем, кто нуждается в помощи, она будет оказана и предоставлена защита на основании законов, исполнение которых обязательно? Конечно, предпочтительнее второе.

Основные источники международного гуманитарного права:

1949 г. Четыре Женевских конвенции от 01.01.01 г.:

- об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

- об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, из состава вооруженных сил на море;

- об обращении с военнопленными;

- о защите гражданского населения во время войны.

1977 г. Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства).


 

Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных).

 


 

Вопросы учащимся по схеме:

1.  Кого и что защищает международное гуманитарное право? (по первым трём блокам)

2.  Какое ограничение оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?

3.  Почему эта отрасль права получили именно такое название – международное гуманитарное право?

Понятие «гуманитарный» - обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.

Это понятие соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентированно на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека.

В чём же характерные черты или основные принципы МГП?

а) Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля должно быть гуманным.

б) Во время вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.

Вывод: Им будет определение понятия.

(Учащиеся сами формулируют и записывают: МГП – это самостоятельная отрасль международного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.)


Переход к 3-у вопросу.

Учитель: А сейчас мы будем работать с источниками. Работа будет по группам. Каждой группе предлагается проанализировать свою часть международных документов и ответить на несколько вопросов.

(работа по группам, обсуждение ответов на вопросы)

Вопрос: Как должны вести себя противоборствующие стороны в ходе вооружённых конфликтов?

Общий вывод: Стороны в ходе вооруженных конфликтов должны вести себя, исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП накладывает ограничения и запреты. МГП обеспечивает и защиту детей.

Вопрос учителя: У вас обязательно должен возникнуть вопрос: кто же должен обеспечивать соблюдение прав жертв вооружённых конфликтов? Такая организация есть – это Международный Комитет Красного Креста, который является частью единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК был основан в 1863 г. В Женеве и выступает в качестве нейтрального посредника между противниками. МГП является юридической базой деятельности МККК.


Переход к 4 вопросу.

Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.

Учитель: За нарушения норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушившее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкций официальных властей.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г., государства – участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьёзные нарушения этих договоров. Серьёзные нарушения определены как «Военные преступления». Серьёзными нарушениями являются:

- преднамеренное убийство;

- пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

- преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

- взятие заложников;

- произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливаетуголовную ответственность за некоторые нарушения МГП. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.


(Уголовный кодекс РФ. (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.

Статья 356.

Жестокое обращение с военнопленным населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,- наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет.)


Вывод по 4 вопросу:

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним классифицируют ряд нарушений МГП как военные преступления, за которые предусматривается уголовная ответственность. Лица, совершившие военные преступления, должны быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.


Переход к 5-у вопросу.

Значение МГП.

1.  МГП защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

2.  МГП не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

3.  МГП устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещает некоторые действия воюющих сторон, или ограничивает ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

4.  МГП соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осудить тех, кто их нарушает.

5.  Страны, участники Женевских конвенций, обязаны обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.

6.  МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста (МККК), который оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

Вопросы по значению МГП:

1.  Что защищает МГП?

2.  Что может ограничивать МГП?

3.  Какие нормы устанавливает МГП?

4.  К чему побуждает наличие МГП?

5.  Каковы обязанности стран – участниц Женевских конвенций?

6.  Как связано МГП с деятельностью МККК?

Обсуждение проблемного вопроса.

Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?

Вопрос к учащимся: Почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП, как военными, так и гражданским населением?

Заключительное слово учителя: Непросто следовать принципам МГП. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни. Понимание того, что соблюдение норм МГП необходимо приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности и насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.


Тест по теме: «Международное гуманитарное право».

1. Участников военных действий, захваченных в плен называют:

а) потерпевшие; б) военнопленные; в) заложники.

2. Признание ценности человека как личности - это:

а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.

3. Что является юридической базой деятельности Международного Комитета Красного Креста?

а) Всеобщая Декларация прав человека;

б) Международное гуманитарное право;

в) Международный Пакт о гражданских и политических правах.

4. Международная конвенция – это:

а) международное соглашение;

б) международное право;

в) международное сотрудничество

5. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?

а) 1946 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.

6. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам человека - это:

а) гуманитарная помощь;

б) гуманитарное право;

в) гуманитарное образование.

7. Международная организация, которая в период военных действий становится между противниками в качестве нейтрального посредника.

а) Международный Комитет Красного Креста;

б) Организация Объединенных наций;

в) Международный трибунал.

8. В каком году были приняты Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям:

а) 1972г., б) 1983 г.; в) 1977 г.

9. Международный военный трибунал - это:

а) Международный суд, организованный с целью наказания главных военных преступников Второй мировой войны;

б) Международный суд ООН;

в) Международный центр научной и технической информации

10. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:

а) военные реформы;

б) военные поселения;

в) военные преступления.



Скачать

© 2017 1226 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!