Тема: «Моя земля-земля святая» Интеллектуальная игра 7 класс
Цель игры: Воспитание патриотизма учащихся, формирование активной гражданской позиции.
Задачи: развитие логического мышления детей, повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; формирование у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, умения работать в группе, в команде, сотрудничать, умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу; развитие познавательного интереса к истории страны и интеллектуального уровеня учащихся; способствовать формированию у детей понятий “Родина” “независимость”, “патриот”, чувства гордости за свою страну, осознания себя частицей общества.
Форма проведения: Игра –викторина.
Государственная символика, фотографии видных деятелей Казахстана, основные даты становления РК , выставка.
Эпиграф: Кровью наших предков,
Слезами матерей
Пропиталась крепко
Земля этих степей.
Тем ты дорога мне,
Степь, моя страна,
О том на вечном камне
Мы выбьем письмена.
Н.Назарбаев
Ход игры
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Тренинг «Дружба народов Казахстана». Ребята должны поздороваться как: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами, казахи пожимают руку двумя руками, русские три раза обнимаются и похлопывают.
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!
Участники и условия проведения: В игре участвуют две команды ; у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная "сигнальная” карточка.
Команды занимают игровые места.
Ведущий: Оценивать игру будет жюри
I. Герои народных сказаний
Текстовая викторина
Предварительно необходимо подготовить юных читателей к проведению викторины: дать задание прочитать героический эпос Казахстана.
В памяти поколений живут великие подвиги воинов- батыров, которые мужественно выходили на бой с врагами, чтобы защитить свой народ и родную землю от порабощения.
О многих из них складывались легенды, их подвиги воспевались в поэмах и сказаниях.
Герои разных сказаний родились у разных племен, из которых впоследствии образовался казахский народ. Так, Кобланды – родом кара- кипчак, Алпамыс – из племени конрат, Камбар – из ногайлы, но всех их объединяет главное – любовь к родине и родному народу.
Наша с вами задача – узнать по краткому описанию, о каком герое идет речь.
Подобно этим сказочным героям, во все тяжелые времена защищали Родину, родную степь батыры Богенбай, Карасай, Райымбек, великие бии Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий, поднимали восстания за свободу Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, хан Касым, Амангельды Иманов.
И вот, только через несколько столетий, знамя свободы взвилось над Великой Степью!
16 декабря 1991 года была провозглашена Независимость Республики Казахстан! Это значит, что наша страна стала самостоятельным, суверенным государством.
II. «Укрась слово»Лингвистическая игра
Ведущий называет существительные.
Задача команд- по очереди, не повторяясь, «украсить» их подходящими по смыслу прилагательными.
Команда, которая назовет больше прилагательных, побеждает.
Существительные: Родина,свобода,герб,флаг (
III. Беседа - игра
Вопросы к беседе:
1. В какой Республике мы живем?
2. Почему люди дорожат Родиной?
3. Кого можно назвать патриотом?
4. Чем богат наш Казахстан? 5. Подумайте, каких высот достиг Казахстан за годы независимости.
Каждое государство имеет свои символы. В нашем государстве тоже есть отличительные знаки нашей страны – Флаг, Герб, Гимн.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы символы нашего государства.
1. Какого цвета Государственный флаг Республики Казахстан? Что символизирует этот цвет?
2. Что изображено на флаге?
3. Что символизирует парящий орел?
4. Что является центральным элементом герба? Что он символизирует?
5. Что означает золотая звезда?
6. Почему на гербе изображен крылатый тулпар? Что он обозначает?
IV.Украшение речи – пословицы
Конкурс на лучшее знание пословиц
Испокон веков ценилось меткое слово в народе. В казахских аулах издавна пользовались всеобщим уважением красноречивые острословы, творцы и знатоки крылатых выражений и пословиц- шешены.
В пословицах отражена героическая история народа, его быт, представ-ление о том, что прежде всего ценится в человеке.
В пословицах казахского народа всегда воспеваются храбрость, трудолюбие, любовь к родной земле, готовность вступиться за родной народ.
1: Родина – золотая колыбель
Задание – по очереди называть пословицы о Родине, отчем доме.
Джигита доля – за Родину стоять, а если надо – жизнь отдать.
На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина.
Нет земли без цветов, а народа без героев.
Человек без Родины – что соловей без леса.
2. Развлекательный
Задание - исправить неправильно звучащую пословицу, найти нужную букву.
Трус своей лени боится. (т)
Полк в овечьей шкуре. (в)
Рожденный ползать метать не может. (л)
Крутится как булка в колесе. (е)
Голода не бойся, по пояс мойся. (х)
Нашла коза на камень. (с)
V.Вопросы для блиц- турнира:
- Что означает слово «казах»?
не подчиненные никому люди
- Имя сакской царицы.
Томирис
- Древний родовой знак казахов.
тамга
- Государственные символы Республики Казахстан.
Герб, Флаг, Гимн
- Основатели казахского ханства
Джанибек, Керей
2)блицтурнир: «Знатоки традиций и обрядов казахов»
1. Денежное и прочие пожертвования (сада?а)
2. Когда сладости бросают на виновников торжества (шашу)
3. Традиционное новогоднее угощение (наурыз коже)
4. Песня, с которой начинается праздник (тойбастар)
5. Передача радостной вести (суінші)
VI. «По городам Казахстана». Участникам предлагаются названия городов Казахстана 19 века. Вам необходимо найти карточку с современным названием города,
- Верный (Алматы)
- Аулие – Ата (Тараз)
- Акмола (Астана)
- Ясы (Туркестан)
- Семипалатинск (Семей)
- Город в урочище Кызыл-Жар (Петропавловск)
Карточки с городами Атырау, Алматы, Астана, Костанай, Кокшетау, Караганда, Кзыл-Орда, Петропавловск, Павлодар, Талды-Корган, Семей, Туркестан, Шымкент
VII.конкурс «Узнай историческое лицо».
Участвуют обе команды. Сначала отвечает команда, которая выбрала вопрос. У команды есть одна подсказка. Каждый правильный ответ оценивается в 20 баллов. Если же команда воспользоалась подсказкой цена за ответ снижается в 10 баллов. А если команда не отвечает на вопрос у команды соперников есть возможность ответить и получить баллы. На обдумывания вопроса командам дается 10 секунд.
Начнем:
1) Над нивой востоковедения
(Чокан Валиханов)
2) У истоков современной казахской живописи
(Абылхан Кастеев)
3) Знай, потомок, дорогу я для тебя творил…
(Абай Кунанбаев)
4) Веяние музыки
(Шамши Калдаяков)
VIII.“Полиглот”.
Все участники получают одно и то же задание: нужно угадать слово и записать его на трех языках (русском, казахском и английском). За каждое угаданное слово -1 очко.
IX.Закончим наше мероприятие небольшой импровизированной игрой – айтысом.
Командам раздается 2-я часть пословиц и поговорок, параллельно той и другой команде (необходим набор в 2-х экз.)
Ведущий читает 1-ую часть пословицы. Команды завершают текст пословицы (какая команда быстрее)
Ведущий: Все земли хороши…
Команда: а своя лучше.
В.: Человек без Родины –
К.: Что соловей без леса.
10. Напишите или нарисуйте «Желаю, тебе, родная земля»
Дети поочередно пишут свои пожелания Казахстану на доске или на плакате.(счастье, мир, дружба, благосостояние, благоденствие, стабильность и т.д.)
Заканчивается занятие исполнением песни "Біз-Отанны? ?ланымыз" музыка: Н.Тлендиева, слова: Т.Молдагалиева.