МОУ Агаповская начальная общеобразовательная школа
Открытый урок
МУЗЫКА
1 класс
Тема: Музыкальные инструменты, сопоставление тембров, имитация игры на них.
Учитель
Долгушина Елена Александровна

1 класс
Тема четверти: «Музыка вокруг нас»
Тема урока: Сопоставление музыкальных инструментов, их тембров и имитация игры на
них.
Цель: сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных
инструментов.
Задачи:
формирование эмоционального отношения, эстетического вкуса.
научиться сопоставлять тембры инструментов, показывать игру (имитация) на этих инструментах, определять на слух звучащий инструмент.
тембровое различие инструментов, музыкальный слух, образное и ассоциативное мышление, воображение, дикция, дыхание.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: углубление
Методы: сопоставления, наглядно – слуховые, наглядно – зрительные,словесные, практические, визуальный, обобщение.
Оборудование: аудиокассеты с музыкальными произведениями «Полянка» русский народный наигрыш (свирель); «Как под яблонькой» импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Шутка из оркестровой сюиты №2» И.С.Бах (флейта); «Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром ч.1 (арфа); учебники на странице 30 – 31; песня «Сани»; использование ИКТ технологий – слайды № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11.
Структура урока:
ознакомление с темой урока, постановка целей и задач
подготовка к изучению нового материала через повторение приобретенных знаний
изложение нового материала
подведение итогов урока
Этапы урока | Ход урока |
1. Организационный момент – 2 мин. | Физкультминутка: Раз, два, выше голова (поднять голову) Три, четыре – руки шире, (руки в стороны) Пять, шесть – тихо сесть. (сесть за парту) |
2. Сообщение темы урока | Сегодня тема нашего урока звучит так: «Музыкальные инструменты, сопоставление тембров (окраска звука), имитация (показать или изобразить) игры на них». Слайд №1 |
 4. Изучение нового материала. 1ч. концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В.Кикты «Шутка» из сюиты №2 си – минор И.С.Баха   3. Слушание «Полянка» русский народный наигрыш (написал народ, инструмент свирель, отнесем к картине «Лель и Снегурочка»). Слайд №2 «Как под яблонькой» импровизация на тему русской народной песни (написал народ, инструмент гусли, отнесем к картине «Гусляры»; на гуслях играл былинный сказитель Садко) Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 5. Пение, распевание. Подготовка голосового аппарата к пению унисон, выравнивание звука на любой звук, произнесение скороговоркой две фразы из песни на разогрев; распев на слоги «ма – мо – му – мэ – ми», «са – со – су – сэ – си» Напоминание учителем детям о посадке при пении. Песня «Саночки» Показ песни учителем, разучивание текста, работа над дыханием по фразам, над мелодической линией, дикцией, артикуляцией, четкое произношение слов Работа над песней индивидуально, по группам, у кого лучше исполнение. 6. Итог урока. Оценки за урок. | (Открыть учебник на странице 30 – 31. Внимательно рассмотреть картины). Учитель: Что вы видите? Дети: Картины. Учитель: Что изображено на них? Дети: Люди играющие на музыкальных инструментах. Учитель: Назовите эти инструменты, на которых играют. Дети: Арфа, свирель, гусли, флейта. Учитель: Глядя на эти картины, какую музыку можно «услышать»? Какая она будет? Что музыка изобразит или кого? (посмотреть на картины сначала «Лель и Снегурочка», «Гусляры», затем на «Флейтиста», «Алымова за арфой») Учитель: Мы можем, глядя на картины определить, где народ написал, а где композитор написал музыку? Дети: Да. Смотрим на картины «Лель и Снегурочка», «Гусляры» - написал народ. (дети находят у себя в книгах картины , потом вызывается ребенок для показа всего класса на доске этих картин), затем на «Флейтиста», «Алымова за арфой» - написал композитор(проделывается то же самое)) Учитель: Что мы можем сказать о внешнем виде исполнителей и инструментов? Дети: Инструменты свирель, флейта – сделаны из тростника, дерева, звук идет за счет дыхания; арфа и гусли – имеют множество струн. Учитель: Глядя на картину, мы можем «услышать», какая музыка звучит народная или композиторская, можем сказать, какой инструмент видим. Учитель: Сейчас мы прослушаем музыкальные произведения, а вы скажите, кто написал музыку народ или композитор? К какой картине отнесем? Какой инструмент? Учитель: Во время слушания можно имитировать (показывать, изображать) игру на инструменте. Учитель: Обратите внимание, у вас на столе лежат иллюстрации. Мы сейчас прослушаем музыкальные фрагменты, вы определите к какой картине отнесем этот фрагмент. (дети по ходу слушания имитируют игру на музыкальном инструменте) (после слушания дети по просьбе учителя показывают соответствующие иллюстрации) Учитель: Хорошо! Посмотрите у меня еще есть иллюстрации с инструментами, которые называются флейта и арфа. Найдите их у себя на иллюстрациях. (дети рассматривают иллюстрации, учитель рассказывает об инструментах, на доске висят иллюстрации инструментов, дети видят, как на этих инструментах играют) Флейта - деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению. Предки флейты – различного рода дудки, свирели. Современная флейта: узкая трубка, закрытая с одного конца, у которой находятся специальные отверстия для вдувания воздуха. Флейта - непременный участник симфонического коллектива, духового оркестра и камерных ансамблей. Арфа – струнный щипковый инструмент, древнего происхождения. В Средние века арфа была излюбленным инструментом трубадуров. Сейчас мы послушаем, как звучат эти инструменты в записи. Обратите внимание, как они звучат, можете изобразить игру на этих инструментах и найти их в своих иллюстрациях. Учитель: Понравилось? Как же звучали эти инструменты? Какие инструменты они нам напоминают? Дети: Первый фрагмент – инструмент звучал высоко, как птичка поет и напоминал по звучанию свирель; второй фрагмент - напоминал инструмент гусли по звучанию. Учитель: Дети, покажите, к каким иллюстрациям отнесем эти инструменты. Дети: (показывают) Учитель: Вывод: выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут изобразить различные звуки природы, передавать различные чувства. (После распевания детей идет показ песни учителем.) Учитель: Сейчас мы разучим песню. (показ песни учителем) Учитель: О чем эта песня? Какой характер песни? Как будем ее исполнять? Дети: (ответы) Учитель: Значит мы должны постараться передать ее выразительные и изобразительные возможности. «Саночки» Сами саночки бегут Стелется поземка И бубенчики поют На морозе звонко ПРИПЕВ: Динь – динь – дили – динь Синими лесами Едут, едут, дили – динь Сани с бубенцами. До свиданья Дед Мороз До свиданья елка Этот праздник Новый год Будем помнить долго ПРИПЕВ: Учитель: Что сегодня на уроке нового узнали? Дети: (ответы) Учитель: На этом уроке мы продолжили знакомство со средством музыкальной выразительности – тембром, его выразительной и изобразительной возможностью |
1. Организационный момент.
Учитель проводит физкультминутку:
Раз, два, выше голова (поднять голову)
Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть. (сесть за парту)
2. Сегодня тема нашего урока звучит так: «Музыкальные инструменты, сопоставление тембров (окраска звука), имитация (показать или изобразить) игры на них». Слайд №1
(Открыть учебник на странице 30 – 31. Внимательно рассмотреть картины).
- Что вы видите?
(Картины)
- Что изображено на них?
(Люди играющие на музыкальных инструментах)
- Назовите эти инструменты, на которых играют.
(Арфа, свирель, гусли, флейта)
- Глядя на эти картины, какую музыку можно «услышать»? Какая она будет? Что музыка изобразит или кого? (посмотреть на картины сначала «Лель и Снегурочка», «Гусляры», затем на «Флейтиста», «Алымова за арфой»)
- Мы можем, глядя на картины определить, где народ написал, а где композитор написал музыку?
(Да. Смотрим на картины «Лель и Снегурочка», «Гусляры» - написал народ (дети находят у себя в книгах картины , потом вызывается ребенок для показа всего класса на доске этих картин), затем на «Флейтиста», «Алымова за арфой» - написал композитор(проделывается то же самое))
- Что мы можем сказать о внешнем виде исполнителей и инструментов?
(Инструменты свирель, флейта – сделаны из тростника, дерева, звук идет за счет дыхания; арфа и гусли – имеют множество струн).
- Глядя на картину, мы можем «услышать», какая музыка звучит народная или композиторская, можем сказать, какой инструмент видим.
- Сейчас мы прослушаем музыкальные произведения, а вы скажите, кто написал музыку народ или композитор? К какой картине отнесем? Какой инструмент?
- Во время слушания можно имитировать (показывать, изображать) игру на инструменте.
3. Слушание.
«Полянка» русский народный наигрыш
(написал народ, инструмент свирель, отнесем к картине «Лель и Снегурочка»). Слайд №2
«Как под яблонькой» импровизация на тему русской народной песни
(написал народ, инструмент гусли, отнесем к картине «Гусляры»; на гуслях играл былинный сказитель Садко) Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
«Шутка из оркестровой сюиты №2» И.С.Бах
(написал композитор, инструмент флейта, отнесем к картине «Флейтист») Слайд №6
Слайд №7
- Чем похожи музыкальные инструменты свирель и флейта?
(Оба инструмента духовые, звук имеют высокий, напоминают птичку)
«Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром ч.1
(написал композитор, инструмент арфа, отнесем к картине «Алымова за арфой») Слайд №8
Слайд №9
- Чем похожи музыкальные инструменты гусли и арфа?
(Эти инструменты имеют струны, их много)
Вывод: картины помогли нам почувствовать национальный колорит, их принадлежность к народной или профессиональной музыке, внешний вид инструментов и исполнителей. Слайд №10
4. Распевание и разучивание и исполнение новогодней песни «Сани»
Перед разучиванием и исполнением песни проводится распевка ( приспособление голосового аппарата для хорошего звучания), на буквы А,Э,И,О,У и на слог ЛЯ.
Песня «Сани» слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко
1 куплет
Сами саночки бегут
Стелется поземка
И бубенчики поют
На морозе звонко
Припев:
Динь,динь,дили,динь
Синими лесами
Едут,едут дили, динь
Сани с бубенцами.
2 куплет
До свиданья Дед Мороз
До свиданья елка
Этот праздник Новый год
Будем помнить долго
Припев:
Разучивание текста, мелодии. Работа над музыкально выразительными средствами: дыханием, мелодической линией, динамикой.
5. Итог урока.
-О чем мы сегодня говорили на уроке? (Говорили о том, что глядя на картину мы можем «услышать» музыку, определить какая она была народная или композиторская. Слушая в записи музыкальные произведения, можно определить, какой инструмент звучал.) Слайд №11