СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Наша Родина – Россия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 5 классе. Тема урока "Наша Родина-Россия"

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Наша Родина – Россия».»

Урок обществознания. 5 класс

Тема: «Наша Родина – Россия».

Цели:

- сформировать первоначальные представления о единстве и особенностях России;.

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма;

- формировать у обучающихся представление о России как о великой стране;

- способствовать осознанию  детьми того, что все мы разные, но живем вместе и любим свою Родину.

Формируемые УУД:

Личностные:

- готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства;

- доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- осознают качество и уровень усвоения;

- осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат;

- составляют план и последовательность действий;

- ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий;

- регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;

- самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные: 

- анализируют условия и требования задачи;

- выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;

- выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- выделяют и формулируют проблему;

- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

- умеют слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- интересуются чужим мнением и высказывают свое;

- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем;

- учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- устанавливают рабочие отношения;

- учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.


Ход урока

  1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся;

• проверка подготовленности учащихся к уроку;

• организация внимания и внутренней готовности.


  1. Изучение нового материала.

Звучит музыка гимна РФ, дети встают.


Итак, ребята, мы прослушали с вами мелодию. Поднимите руку те, кто ее узнал. (Это гимн Российского государства)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? ( Россия. Учитель записывает на доске название темы)

Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия). Учитель записывает на доске продолжение названия темы)

Откройте тетрадочки и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? (Ответы учащихся).

Правильно!

Обобщив ваши ответы, давайте выделим цели нашего урока:

- изучить как устроено наше государство;

- рассмотреть понятие Родина

И в конце урока каждого из вас я попрошу ответить на вопрос: Почему Россия является вашей Родиной?


Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?


Учитель:

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ


Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия



Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»



Русский язык – государственный язык



Брянская область - это субъект Российской Федерации



Патриот – это человек любящий свое Отечество



Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страничку 94.

Обратите внимание на название карты. (по просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация).

Вопрос к ученикам: Ребята, кому из вас знакомо слово федерация?

Учитель: Федерация (от лат.) = союз, объединение. (Учитель фиксирует определение на доске, ученики в своих тетрадях). Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту. (Предложения детей)


Части Российской Федерации называются субъектами. (ученики записывают в тетради)

Вопрос к ученикам: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (ответы детей)

Субъекты = края, области, республики, автономные округи, города.

Слово учителя: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме:

Права

Субъект ====== Субъект

А теперь давайте с вами запишем права субъектов РФ:

  1. Право иметь свою территорию.

Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? ( В Брянской области).

  1. Право иметь свой герб и флаг. ( Флаг и герб Брянской области).

  2. Право обучать детей на родном языке.

Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации?

- Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России говорят более чем на 100 языках.

Русский язык является государственным языком:

  1. Составляются документы;

  2. На русском языке Россия ведет переговоры с другими государствами;

  3. Русский язык изучают во всех школах.


Слово учителя: ребята, мы живем с вами в многонациональном государстве.

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте мне на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной? (Россию, Брянская область, город Жуковка)

А как бы вы ответили на вопрос: что такое Родина? (Ответы учащихся)

Родина: Отечество, родная страна, место рождения.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. Скажите, а как дети должны относиться к своей матери? (любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека который любит свою родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот).

Слово учителя: обратимся к учебнику, откройте страничку 96, рубрику «Жил на свете человек». ( портрет В.И. Даля)

Задание: прочитать и ответить на вопрос: можно ли назвать Владимира Ивановича Даля патриотом? Ребята, свой ответ необходимо обосновать.

Слово учителя:

Молодцы, вы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.



3. Закрепление учебного материала

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся)

Совместно с учителем дети составляют «Карту памяти», и записывают в тетрадь:


Россия

  • Является ……федерацией

  • Состоит из ……Субъектов

  • Субъектами являются ……..края, области, республики, автономные округи, города

  • Субъекты обладают ………равными правами

  • Русский язык является ……..государственным

  • Является …….многонациональным ……..государством

  • Является нашей ………Родиной

Слово учителя:

Итак, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу: Почему Россия является вашей Родиной? И я прошу вас ответить. (Ответы учеников)

Мы ответили с вами на наш главный вопрос.



  1. Рефлексия



А теперь я предлагаю вам подумать о том, как прошел сегодняшний урок.

Продолжите фразу:

Я научился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…



После ответов учащихся, учитель оценивает их работу.



  1. Дом. задание

П. 11, стр. 92-98, зад 5



Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ


Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия



Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»



Русский язык – государственный язык



Брянская область - это субъект Российской Федерации



Патриот – это человек любящий свое Отечество






Карта памяти

Россия

Является………………..

Состоит из……………..

Субъектами являются……………

Субъекты обладают…………

Русский язык является………

Является ……………………….. государством

Является нашей……………





Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…



© 2017, 410 10