СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема научно-исследовательской работы школьника: проблема выбора

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помочь школьнику выбрать тему исследования

Просмотр содержимого документа
«Тема научно-исследовательской работы школьника: проблема выбора»

Козлинская О. А.,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 32 Г. о. Подольск




ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

В настоящее время в рамках ФГОС на уроках и вне занятий ученик должен овладевать основами проектной и исследовательской деятельности и делать свои "маленькие" открытия, по своей значимости и фундаментальности не уступающие кандидатской диссертации. Безусловно, ребенку в этой ситуации не обойтись без помощи учителя, который поможет направить ученика в нужное тематическое русло и обучит основам оформления научно-исследовательской работы. Но основная проблема для многих учителей не в том, как оформить работу, а в том, что выбрать в качестве объекта исследования и как правильно сформулировать тему. Попробуем в данной статье подробно остановиться на вопросе подбора темы научного исследования и по возможности охватить разные предметные сферы.

Самый простой способ поиска тем исследований - это сотрудничество с вузами, которые всегда открыты для научного диалога. Примером может служить МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором есть программа "МГУ-школе"1, которая помогает как учителям (семинары, конференции, летние школы, курсы повышения квалификации), так и ученикам (университетские субботы, выездные лекции). Такого плана программы существуют во многих высших учебных заведениях. Но этот способ хорош для школ, находящихся в непосредственной близости от вуза.

А что делать тем учителям, чьи школы находятся в провинции, и до ближайшего вуза, к примеру, 200 километров? И возможности выехать в вуз тоже нет. Ставить точку на научно-исследовательской деятельности ученика? Ни в коем случае! Попробуем найти выход и найти темы рядом с вами. Под ногами, как говорится.

К примеру, какие темы может найти учитель русского языка и литературы? Все мы знаем, что во время обучения в вузе практически каждый словесник изучал русское устное народное творчество, диалектологию. Если вы живете в сельской местности (или она находится недалеко), то почему бы не собрать с ребенком, а может, даже с группой ребят диалектные слова 2. Тему работы можно сформулировать так: "Составление словаря диалектных слов села...". Хорошим продолжением этой работы может стать сам словарь в печатном виде. А если вы сможете создать электронный словарь, то может получиться междисциплинарная работа (русский язык и информатика). Дальше можно составлять словари разных ближайших деревень, сравнивать диалектные особенности слов. Также изучать можно диалектную лексику в произведениях классической литературы. Интересным представляется сбор произведений фольклора (сказки, песни, частушки, рассказы), если вы живете в городе, то это может быть городской фольклор. Как практический выход этой работы - создание фольклорного сборника в печатном или электронном виде. Наверняка в вашей местности найдутся писатели, поэты, люди искусства. Можно изучить их творчество. создать литературную карту местности. В качестве примера можно привести виртуальную экскурсию в виде сайта "Семь нот литературного Подольска" (опять интеграция предметов: литература, история, информатика!) 3.

Учитель истории может направить своих учеников на изучение истории родного края, местных исторических событий, памятников, обрядов, традиционной кухни, детских игр. Даже у местной газеты наверняка есть своя история. Развитие образования в вашей местности, учительские династии тоже могут быть достойны изучения.

В биологических исследованиях учеников можно направить на изучение местной флоры и фауны, создать Красную книгу своей местности. Можно обратиться в местную больницу, узнать о знаменитых врачах прошлого и настоящего.

Учитель географии может обратить внимание своих учеников на изучение ландшафта местности, проводить метеорологические исследования.

А какую тему исследования может посоветовать своему ученику учитель математики? Возможно, ребятам будет интересно создать сборник задач, составленных на местном материале. Например, такого плана:

Многие годы после Великой Отечественной войны в Электростали работала врачом Екатерина Илларионовна - знаменитая Катюша, ушедшая на фронт в 15 лет, приписав себе два года. Воевала Катя с первых дней войны и до Победы. Екатерина Илларионовна была частым гостем в музее боевой славы Азовской и Краснознамённой орденов Нахимова и Кутузова Дунайской флотилии, созданном в 1967 году в средней школе №12. Запишите корни уравнений в порядке убывания, и вы узнаете фамилию легендарной Катюши 4.

А еще можно составить сборник задач, используемых в художественных произведениях5.

Итак, разработка тем исследования на краеведческом материале является реальным выходом для учителя при организации научной работы ученика.







Литература

1. Емельянова О. В., Медведева С. А., Павлова В. М. Методическое пособие "Любимый город в задачах"// сб. «Современная школа: из опыта инновационной деятельности» (специальный выпуск научно-методического электронного журнала «Концепт»), 2013, с.159-163

2. Козлинская OA., Тухватулина СИ. Организация исследовательской деятельности одаренных школьников по литературе и русскому языку//Исследовательская деятельность учащихся : от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А.С. Обухова. - М.: Общероссийское обще­ственное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. - 544 с.

3.Математические задачи в художественных произведениях /[Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/79/348/29833.php/(дата обращения: 20.08.2016)

4.МГУ - школе /[Электронный ресурс] http://teacher.msu.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

5.Семь нот литературного Подольска /[Электронный ресурс] http://www.litpod.info/(дата обращения: 20.08.2016)





1 МГУ - школе /[Электронный ресурс] http://teacher.msu.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

2 Козлинская OA., Тухватулина СИ. Организация исследовательской деятельности одаренных школьников по литературе и русскому языку//Исследовательская деятельность учащихся : от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А.С. Обухова. - М.: Общероссийское обще­ственное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. - 544 с.

3 http://www.litpod.info/

4 Емельянова О. В., Медведева С. А., Павлова В. М. Методическое пособие "Любимый город в задачах"// сб. «Современная школа: из опыта инновационной деятельности» (специальный выпуск научно-методического электронного журнала «Концепт»), 2013, с.159-163.

5Математические задачи в художественных произведениях /[Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/79/348/29833.php/(дата обращения: 20.08.2016)