Проверка пройденного материала
Задание: Соотнесите термины с определениями
№
Определение
1
Способ, который предусматривает определять расстояние до горизонталей из прямо пропорциональной зависимости между превышением и горизонтальным проложением между точками с подписанными на плане высотами.
2
Термин
Линия равных высот т.е. все ее точки имеют одинаковую высоту
3
Интерполяция
Этот термин с латинского означает вставка внутрь
Палетка
4
5
Интерполяция горизонталей
Способ предусматривает использование палетки, представляющей собой прозрачный лист бумаги или пластика с нанесенным рядом параллельных линий (горизонталей) через 5...10 мм друг от друга. Подписав на палетке отметки горизонталей, которые необходимо провести, и, поворачивая палетку на плане, совмещают точки с отметками с горизонталями на палетке, продавливают карандашом их на план
Представляет собой систему параллельных линий (масштабную сетку), проведенных на кальке на равном расстоянии друг от друга (обычно 2…5 мм).
6
Вспомогательной прямой линией
Точки, отметки уровней которых подлежат интерполяции, соединяют
7
Искомые точки.
8
На пересечении отрезка, соединяющего точки с масштабной сеткой палетки, находят
Масштаб
Это проведение между заданными на карте точками горизонталей с одинаковыми высотами
Горизонталь
9
Аналитический
Это отношение длины линии на карте, плане (чертеже) Sp к длине горизонтального приложения соответствующей линии в натуре (на местности) Sm.
Графический
Ключи
Вопрос
Ответ
1
2
8
3
7
4
1
5
9
6
2
7
4
8
5
9
3
6
Задание. Определить способы интерполирование горизонталей.
ТЕМА: Общие понятия о погрешностях измерений.
ПЛАН
- Виды измерений
- Погрешность результатов измерений.
- Понятие о государственной системе стандартизации и метрологии измерительной техники.
- Факторы влияющие на точность измерения.
Задание. Дать определение
- Измерить какую-либо величину — значит _______________________________________________________________________________________________________________
- Результат измерений ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Определить виды измерении.
Виды измерений
Задание: Определить виды измерении.
Виды измерений
прямые и косвенные
равноточные и неравноточные
необходимые и избыточные
Задание. Соотнесите термины с определениями
№
1
Определение
Термин
Если измеряется непосредственно какая-либо величина; искомый результат получается прямо из измерений.
2
Косвенные измерения
Если значение искомой величины, находится вычислением на основании непосредственно измеренных величин.
3
4
Измерения, дающие одно значение измеряемой величины.
Избыточные
Равноточные
5
Все n измерений одной величины, кроме одного, т.е. п-1.
Результат измерений
Измерения, выполненные в одинаковых условиях, а поэтому имеют практически одинаковую точность.
6
Неравноточные
Измерения, выполненные в одинаковых условиях, а поэтому имеющие разную точность.
7
Необходимые
Есть число, показывающее, сколько раз единица меры содержится в измеряемой величине, при этом число может быть целым и дробным.
Прямые измерения
КЛЮЧИ
Определение
Термин
1
7
2
3
1
6
4
5
2
3
6
7
5
4
Задание: Дать определение.
- Свойства случайных погрешностей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Погрешность результата измерений — _____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Задание: Определить виды погрешностей.
Виды погрешностей
Задание: Определить виды погрешностей.
Виды погрешностей
грубые
случайные
систематические
Определите вид погрешности
Эти погрешности, величина которых совершенно недопустима при данных условиях измерений.
Возникают вследствие просчётов, промахов, например:
- - просчёт количества отложений мерной ленты при измерении расстояний; - просчёт в снятии отсчёта по лимбу теодолита в 1,10";
- - просчёт при покупках на 1, 10 руб.
- ошибки этих погрешностей выявляются и устраняются избыточными измерениями.
О каких погрешностях идет речь?
Грубые
погрешности
Эти погрешности, которые входят в каждый результат по определённому закону.
Могут подразделяться на:
- постоянные по знаку и величине;
- переменные по знаку и величине.
О каких погрешностях идет речь?
Систематические
погрешности
Эти погрешности, возникновение которых не удаётся подчинить определённым законом.
Данные погрешности неизбежны.
Источники этих ошибок:
- прибор
- наблюдатель
- внешние условия.
- Уменьшение влияния этих ошибок может быть достигнуто совершенствованием приборов, повышением квалификации.
О каких погрешностях идет речь?
Случайные
погрешности
Задание. Лови ошибку
- Метрологическое обеспечение множества погрешностей - деятельность метрологических и других организаций, направленная: на создание в мире необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств погрешностей; на их правильный выбор и применение; на разработку и применение метрологических СНиП; на выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества превышений на рабочем месте, предприятии, в отрасли и национальной геодезии.
- Метрологическое обеспечение единства измерений - деятельность метрологических и других служб , направленная: на создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений ; на их правильный выбор и применение; на разработку и применение метрологических правил и норм ; на выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии, в отрасли и национальной экономике .
Вставьте пропущенное слово
__________________ обеспечение направлено на обеспечение __________________ и __________________ измерений для __________________ установленных __________________ условиями __________________ функционирования __________________ устройств. __________________ обеспечение __________________ собой __________________ научно-технических и __________________ -технических мероприятий, осуществляемых через соответствующую деятельность учреждений и специалистов. __________________ обеспечение __________________ включает: теорию и методы __________________, контроля, __________________ точности и единства __________________; организационно-технические __________________ обеспечения __________________ измерений, __________________ нормативно-технические документы - государственные __________________, методические указания, технические требования и условия, регламентирующие __________________ и правила выполнения работ.
Метрологическое обеспечение направлено на обеспечение единства и точности измерений для достижения установленных техническими условиями характеристик функционирования технических устройств. Метрологическое обеспечение представляет собой комплекс научно-технических и организационно -технических мероприятий, осуществляемых через соответствующую деятельность учреждений и специалистов. Метрологическое обеспечение измерений включает: теорию и методы измерений , контроля, обеспечения точности и единства измерений ; организационно-технические вопросы обеспечения единства измерений, включая нормативно-технические документы - государственные стандарты, методические указания, технические требования и условия, регламентирующие порядок и правила выполнения работ.
Определить виды факторов измерений
Факторы измерений
Факторы измерений
измерительные усилия (при контактных измерениях)
объект измерения (состояние объекта измерения)
средства измерения
субъект измерения (эксперт или экспериментатор, физиологическое состояние эксперта)
условия измерения
Способ
(метод) измерения
Закрепление пройденного материала. Задание. Соотнесите термины с определениями:
№
1
Определение
Термин
Бывают прямые и косвенные, необходимые и избыточные, равноточные и неравноточные.
2
График функции плотности вероятного нормального распределения случайных погрешностей. (Кривая Гаусса).
Что влияет на погрешности измерений?
3
Эталонная база страны.
4
Виды измерений
Деятельность метрологических и других служб, направленная: на создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; на их правильный выбор и применение; на разработку и применение метрологических правил и норм; на выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии, в отрасли и национальной экономике.
5
Точность
Система (совокупность) государственных эталонов единиц и шкал физических величин
6
Правильность измерении
Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины
7
Сходимость
Качество измерений, отражающее близость к нулю систематических погрешностей в результате измерений.
8
Воспроизводимость
9
Качество измерений, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных повторно одними и теми же средствами, одним и тем же методом в одинаковых условиях.
Что означает данный график?
Такое качество измерений, которое отражает близость друг к другу результатов измерений, выполненных в различных условиях (в различное время, различными методами и средствами).
10
Опорное значение
Метрологическое обеспечение единства измерений
Общее среднее значение заданной совокупности результатов измерений контрольных образцов (проб).
Факторы
Ключи
Определение
1
Термин
2
3
3
10
4
1
5
9
6
2
7
4
8
5
9
6
10
7
8
М.И. Киселев, Д.Ш. Михеев. Геодезия. Учебник для студентов сред. проф.образования. 6-е изд. стер-М.: Издательский центр «Академия», Л-1
Самостоятельная работа:
- История возникновения метра
- Стандартный уровень (Тезисный план, доклад)
- Повышенный уровень (Тесты, задачи)
- Творческий уровень (Презентация)
Карта рефлексии «Мои достижения на уроке»
Чтобы зафиксировать, на сколько успешно прошло занятие, предлагаю Вам записать каждую деталь Вашей работы в течении урока. Если довольны, удовлетворены или разочарованы тем, как прошел урок и ничего не хотите добавить, то отметьте галочкой в соответствующей клеточке.
Самым интересным оказалось
Самым не интересным оказалось
Ч
Наиболее полезным оказалось
П
Т
Наиболее не полезным оказалось
О
Я хорошо знаю
О
Ч
?
Я плохо знаю
Е
Хотелось изучить лучше
М
У
?