СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Работа ученицы 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация обобщает тему одиночества в лирике Лермонтова в пределах изучения данной тему с учащимися 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Работа ученицы 6 класса»

Тема одиночества  в лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА и моё мироощущение Подготовила ученица 6 класса Горобец Виктория МБОУ «Абрамовская ООШ» 2016 – 2017 учебный год

Тема одиночества в лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА и моё мироощущение

Подготовила ученица 6 класса Горобец Виктория

МБОУ «Абрамовская ООШ»

2016 – 2017 учебный год

Цель работы: Через вдумчивое чтение и осмысление художественного произведения увидеть не только видимые образы, но и образы, созданные автором, и ассоциации моего мировосприятия Определить, какое отражение в нашей и конкретно в моей душе нашли образы, навеянные поэтом Попробовать понять и осмыслить, как и чем его лирика завораживает нас до сих пор и заставляет сопереживать и сострадать лирическому герою Доказать, что его лирика современна и сегодня Прочувствовать музыкальность и поэтичность художественного слова

Цель работы:

  • Через вдумчивое чтение и осмысление художественного произведения увидеть не только видимые образы, но и образы, созданные автором, и ассоциации моего мировосприятия
  • Определить, какое отражение в нашей и конкретно в моей душе нашли образы, навеянные поэтом
  • Попробовать понять и осмыслить, как и чем его лирика завораживает нас до сих пор и заставляет сопереживать и сострадать лирическому герою
  • Доказать, что его лирика современна и сегодня
  • Прочувствовать музыкальность и поэтичность художественного слова

* * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.   И снится ей всё, что в пустыне далекой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.  «На севере диком»   (художник И. И. Шишкин)

* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

«На севере диком»  (художник И. И. Шишкин)

Генрих Гейне   (немецкий поэт) Стихотворение было написано в 1841 году, является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен».

Генрих Гейне  (немецкий поэт)

Стихотворение было написано в 1841 году, является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен».

Образ Сосны Образ пальмы стоит одиноко на голой вершине дремлет, качаясь снегом сыпучим одета одета, как ризой в пустыне далекой на утесе горючем одна и грустна прекрасная пальма Олицетворение, эпитет, сравнение, инверсия

Образ Сосны

Образ пальмы

  • стоит одиноко
  • на голой вершине
  • дремлет, качаясь
  • снегом сыпучим одета
  • одета, как ризой
  • в пустыне далекой
  • на утесе горючем
  • одна и грустна
  • прекрасная пальма

Олицетворение, эпитет, сравнение, инверсия

Мои ассоциации Одинокий странник Погибающий  и умоляющий Несчастный Страдающий  Бесприютный изгнанник

Мои ассоциации

Одинокий странник

Погибающий и умоляющий

Несчастный

Страдающий

Бесприютный изгнанник

Мои ассоциации Одинокий странник Погибающий  и умоляющий Несчастный Страдающий  Бесприютный изгнанник

Мои ассоциации

Одинокий странник

Погибающий и умоляющий

Несчастный

Страдающий

Бесприютный изгнанник

О чём  хочется сказать?  Жалко и одинокую сосну, и прекрасную пальму. У них разные судьбы. Им не суждено встретиться. Но они мечтают, и эта мечта наполняет смыслом их жизнь. Печаль радостная, светлая. Сон как реальность. И вера сосны поражает своей убеждённостью в то, что любовь может преодолеть все преграды. И на душе светло становится, когда читаешь эти музыкальные строки настоящей любви и верности, чистоты. Ведь эта чистота и заключена у поэта в слове «прекрасная», то есть чистая, целомудренная.

О чём хочется сказать?

  • Жалко и одинокую сосну, и прекрасную пальму. У них разные судьбы. Им не суждено встретиться. Но они мечтают, и эта мечта наполняет смыслом их жизнь. Печаль радостная, светлая. Сон как реальность. И вера сосны поражает своей убеждённостью в то, что любовь может преодолеть все преграды. И на душе светло становится, когда читаешь эти музыкальные строки настоящей любви и верности, чистоты. Ведь эта чистота и заключена у поэта в слове «прекрасная», то есть чистая, целомудренная.
Ночевала тучка золотая  На груди утеса-великана;  Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя;    Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко  И тихонько плачет он в пустыне.

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;  Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Образ тучки Образ утёса старого утёса влажный след в морщине одиноко стоит задумался глубоко тихонько плачет в пустыне тучка золотая утром умчалась рано по лазури весело играя Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия

Образ тучки

Образ утёса

  • старого утёса
  • влажный след в морщине
  • одиноко стоит
  • задумался глубоко
  • тихонько плачет в пустыне
  • тучка золотая
  • утром умчалась
  • рано по лазури
  • весело играя

Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия

Мои ассоциации

Мои ассоциации

Отношение к тучке в первой строфе Она мне симпатична : Образ утра символичен :  светлая, радостная, золотая, весело летит она по лазури  - это утро жизни  И летит она утром : солнечные лучи  - ощущение свежести, молодости, беззаботности  золотят тучку на фоне прекрасного лазурного неба

Отношение к тучке в первой строфе

  • Она мне симпатична :
  • Образ утра символичен :

светлая, радостная, золотая, весело летит она по лазури

- это утро жизни

И летит она утром : солнечные лучи

- ощущение свежести, молодости, беззаботности

золотят тучку на фоне прекрасного лазурного неба

Мои ассоциации

Мои ассоциации

О чём задумался утёс глубоко? Почему тихонько плачет он в пустыне? Пустыня – символ одиночества и старости. Плачет тихонько, потому что его никто не услышит… И ещё потому, что настоящее горе негромко

О чём задумался утёс глубоко?

Почему тихонько плачет он в пустыне?

  • Пустыня – символ одиночества и старости.
  • Плачет тихонько, потому что его никто не услышит…
  • И ещё потому, что настоящее горе негромко
Отношение к тучке во второй строфе Утёс-великан казался молодым и счастливым, когда рядом с ним была тучка. А теперь старый и одинокий. Теперь мы не любуемся тучкой, а скорее – осуждаем: зачем так бесчеловечно поступать ?

Отношение к тучке во второй строфе

  • Утёс-великан казался молодым и счастливым, когда рядом с ним была тучка. А теперь старый и одинокий.
  • Теперь мы не любуемся тучкой, а скорее – осуждаем: зачем так бесчеловечно поступать ?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой  И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;  Засох и увял он от холода, зноя и горя  И вот, наконец, докатился до Черного моря.  У Черного моря чинара стоит молодая;  С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;  На ветвях зеленых качаются райские птицы;  Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой;  Приюта на время он молит с тоскою глубокой,  И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,  До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.  Один и без цели по свету ношуся давно я,  Засох я без тени, увял я без сна и покоя.  Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,  Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». «На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-  Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.  Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?  Мой слух утомили давно уж и райские птицы.  Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!  Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;  По небу я ветви раскинула здесь на просторе,  И корни мои умывает холодное море».

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,- Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».

 Образ чинары Образ листка  Оторвался от ветки родимой Укатился, гонимый Засох, увял, докатился до моря Странник Прижался, приюта молит с тоскою глубокой Бедный листочек Пришелец Пылен и желт Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные, сынам свежим Солнцем любима Ветви раскинула на просторе Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия 7

Образ чинары

Образ листка

  • Оторвался от ветки родимой
  • Укатился, гонимый
  • Засох, увял, докатился до моря
  • Странник
  • Прижался, приюта молит с тоскою глубокой
  • Бедный листочек
  • Пришелец
  • Пылен и желт
  • Молодая
  • С ней шепчется ветер, ветви лаская
  • Поют ей райские птицы
  • Листья изумрудные, сынам свежим
  • Солнцем любима
  • Ветви раскинула на просторе

Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия

7

Мои ассоциации

Мои ассоциации

Мои ассоциации

Мои ассоциации

О чём хочется сказать?  Одинокого странника гонит по свету судьба. Никому не нужный, он гоним по миру. Не находит нигде и ни в чём приюта своей страдающей душе. Хочет тепла, обыкновенного сочувствия, даже не любви, а просто понимания. Герой обречён на неминуемую смерть или вечное скитание.  Но холодная и эгоистичная чинара не способна услышать чужую боль. Она просто глуха к чужим страданиям. И другие судьбы ей безразличны, и не увлекают героиню даже истории, возможно, чудесные. Но она пресыщена и историями, и любовью. Ей нужны лишь покой и наслаждение. Счастливые глухи к страданию и просьбам других.

О чём хочется сказать?

  • Одинокого странника гонит по свету судьба. Никому не нужный, он гоним по миру. Не находит нигде и ни в чём приюта своей страдающей душе. Хочет тепла, обыкновенного сочувствия, даже не любви, а просто понимания. Герой обречён на неминуемую смерть или вечное скитание.

  • Но холодная и эгоистичная чинара не способна услышать чужую боль. Она просто глуха к чужим страданиям. И другие судьбы ей безразличны, и не увлекают героиню даже истории, возможно, чудесные. Но она пресыщена и историями, и любовью. Ей нужны лишь покой и наслаждение. Счастливые глухи к страданию и просьбам других.
Вывод: Лирика М.Ю.Лермонтова заставляет меня задуматься о проблемах реальной жизни. Приходят мысли о милосердии и доброте. Об ответственности за того, кого «приручили» или за того, кто нуждается в помощи и понимании, в сочувствии. Хочется крикнуть: «Люди! Не будьте глухи. Учитесь милосердию. Дарите друг другу тепло своего сердца и души!» Образы, навеянные поэтом, заставляют сопереживать и сострадать лирическому герою, облагораживают душу искренностью переживаний, музыкой стиха. «…перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю души и понять его как поэта и человека». /Ираклий Андроников. Писатель, литературовед./

Вывод:

  • Лирика М.Ю.Лермонтова заставляет меня задуматься о проблемах реальной жизни. Приходят мысли о милосердии и доброте. Об ответственности за того, кого «приручили» или за того, кто нуждается в помощи и понимании, в сочувствии. Хочется крикнуть: «Люди! Не будьте глухи. Учитесь милосердию. Дарите друг другу тепло своего сердца и души!»
  • Образы, навеянные поэтом, заставляют сопереживать и сострадать лирическому герою, облагораживают душу искренностью переживаний, музыкой стиха.
  • «…перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю души и понять его как поэта и человека». /Ираклий Андроников. Писатель, литературовед./