Тема одиночества в лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА и моё мироощущение
Подготовила ученица 6 класса Горобец Виктория
МБОУ «Абрамовская ООШ»
2016 – 2017 учебный год
Цель работы:
- Через вдумчивое чтение и осмысление художественного произведения увидеть не только видимые образы, но и образы, созданные автором, и ассоциации моего мировосприятия
- Определить, какое отражение в нашей и конкретно в моей душе нашли образы, навеянные поэтом
- Попробовать понять и осмыслить, как и чем его лирика завораживает нас до сих пор и заставляет сопереживать и сострадать лирическому герою
- Доказать, что его лирика современна и сегодня
- Прочувствовать музыкальность и поэтичность художественного слова
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
«На севере диком» (художник И. И. Шишкин)
Генрих Гейне (немецкий поэт)
Стихотворение было написано в 1841 году, является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен».
Образ Сосны
Образ пальмы
- стоит одиноко
- на голой вершине
- дремлет, качаясь
- снегом сыпучим одета
- одета, как ризой
- в пустыне далекой
- на утесе горючем
- одна и грустна
- прекрасная пальма
Олицетворение, эпитет, сравнение, инверсия
Мои ассоциации
Одинокий странник
Погибающий и умоляющий
Несчастный
Страдающий
Бесприютный изгнанник
Мои ассоциации
Одинокий странник
Погибающий и умоляющий
Несчастный
Страдающий
Бесприютный изгнанник
О чём хочется сказать?
- Жалко и одинокую сосну, и прекрасную пальму. У них разные судьбы. Им не суждено встретиться. Но они мечтают, и эта мечта наполняет смыслом их жизнь. Печаль радостная, светлая. Сон как реальность. И вера сосны поражает своей убеждённостью в то, что любовь может преодолеть все преграды. И на душе светло становится, когда читаешь эти музыкальные строки настоящей любви и верности, чистоты. Ведь эта чистота и заключена у поэта в слове «прекрасная», то есть чистая, целомудренная.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Образ тучки
Образ утёса
- старого утёса
- влажный след в морщине
- одиноко стоит
- задумался глубоко
- тихонько плачет в пустыне
- тучка золотая
- утром умчалась
- рано по лазури
- весело играя
Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия
Мои ассоциации
Отношение к тучке в первой строфе
светлая, радостная, золотая, весело летит она по лазури
- это утро жизни
И летит она утром : солнечные лучи
- ощущение свежести, молодости, беззаботности
золотят тучку на фоне прекрасного лазурного неба
Мои ассоциации
О чём задумался утёс глубоко?
Почему тихонько плачет он в пустыне?
- Пустыня – символ одиночества и старости.
- Плачет тихонько, потому что его никто не услышит…
- И ещё потому, что настоящее горе негромко
Отношение к тучке во второй строфе
- Утёс-великан казался молодым и счастливым, когда рядом с ним была тучка. А теперь старый и одинокий.
- Теперь мы не любуемся тучкой, а скорее – осуждаем: зачем так бесчеловечно поступать ?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,- Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».
Образ чинары
Образ листка
- Оторвался от ветки родимой
- Укатился, гонимый
- Засох, увял, докатился до моря
- Странник
- Прижался, приюта молит с тоскою глубокой
- Бедный листочек
- Пришелец
- Пылен и желт
- Молодая
- С ней шепчется ветер, ветви лаская
- Поют ей райские птицы
- Листья изумрудные, сынам свежим
- Солнцем любима
- Ветви раскинула на просторе
Олицетворение, эпитет, метафора, инверсия
7
Мои ассоциации
Мои ассоциации
О чём хочется сказать?
- Одинокого странника гонит по свету судьба. Никому не нужный, он гоним по миру. Не находит нигде и ни в чём приюта своей страдающей душе. Хочет тепла, обыкновенного сочувствия, даже не любви, а просто понимания. Герой обречён на неминуемую смерть или вечное скитание.
- Но холодная и эгоистичная чинара не способна услышать чужую боль. Она просто глуха к чужим страданиям. И другие судьбы ей безразличны, и не увлекают героиню даже истории, возможно, чудесные. Но она пресыщена и историями, и любовью. Ей нужны лишь покой и наслаждение. Счастливые глухи к страданию и просьбам других.
Вывод:
- Лирика М.Ю.Лермонтова заставляет меня задуматься о проблемах реальной жизни. Приходят мысли о милосердии и доброте. Об ответственности за того, кого «приручили» или за того, кто нуждается в помощи и понимании, в сочувствии. Хочется крикнуть: «Люди! Не будьте глухи. Учитесь милосердию. Дарите друг другу тепло своего сердца и души!»
- Образы, навеянные поэтом, заставляют сопереживать и сострадать лирическому герою, облагораживают душу искренностью переживаний, музыкой стиха.
- «…перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю души и понять его как поэта и человека». /Ираклий Андроников. Писатель, литературовед./