СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема педагогического опыта «Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование.  Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

Просмотр содержимого документа
«Тема педагогического опыта «Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения»»

Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения   Педагогический опыт учителя начальных классов МБОУ СШ № 10 г. Ярцево  Краевой Елены Анатольевны

Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения

Педагогический опыт

учителя начальных классов МБОУ СШ № 10 г. Ярцево

Краевой Елены Анатольевны

« Эпоха воздействует на человека, даже если он ее не принимает. Нельзя „выскочить“ из своего времени »  Д.С. Лихачёв Противоречия  Между требованиями ФГОС (формирование УУД) и низким уровнем сформированности УУД младших школьников.  Между необходимостью формирования УУД обучающихся и недостаточной систематизированностью учебно-методического материала, направленного на формирование УУД.

« Эпоха воздействует на человека, даже если он ее не принимает. Нельзя „выскочить“ из своего времени »

Д.С. Лихачёв

Противоречия

  • Между требованиями ФГОС (формирование УУД) и низким уровнем сформированности УУД младших школьников.
  • Между необходимостью формирования УУД обучающихся и недостаточной систематизированностью учебно-методического материала, направленного на формирование УУД.
«Кто не знает, в какую гавань плывёт.  Для того нет попутного ветра»  (Л. А.Сенека – римский философ). Цель:  формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных Задачи:  разработать систему уроков с использованием приемов развивающего обучения, способствующих формированию УУД;  сформировать банк заданий развивающего характера, направленных на формирование УУД;  разработать и внедрить программы внеурочной деятельности, основанные на принципах развивающего обучения и способствующие формированию УУД обучающихся;  подобрать инструментарий для диагностики уровня сформированности УУД.

«Кто не знает, в какую гавань плывёт.

Для того нет попутного ветра»

(Л. А.Сенека – римский философ).

Цель:

формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных

Задачи:

  • разработать систему уроков с использованием приемов развивающего обучения, способствующих формированию УУД;
  • сформировать банк заданий развивающего характера, направленных на формирование УУД;
  • разработать и внедрить программы внеурочной деятельности, основанные на принципах развивающего обучения и способствующие формированию УУД обучающихся;
  • подобрать инструментарий для диагностики уровня сформированности УУД.

Универсальные учебные действия Личностные Коммуникативные Виды Познавательные Регулятивные

Универсальные учебные действия

Личностные

Коммуникативные

Виды

Познавательные

Регулятивные

Развивающие технологии Развивающее обучение Л.В.Занкова Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова Результат: СУД Результат: СУД (способы умственной деятельности) (способы умственной деятельности) Технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской  Результат: СДП (сфера деятельностно-практическая ) Технологии развития творческих качеств личности Технология саморазвивающегося обучения  Г.К.Селевко  И.П.Иванов, И.П.Волков – КТД  Г.С.Альтшуллер - ТРИЗ Результат: СУМ Результат: СЭН (самоуправляющийся механизм личности) (сфера эмоционально-нравственная )

Развивающие технологии

Развивающее обучение Л.В.Занкова

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Результат: СУД

Результат: СУД

(способы умственной деятельности)

(способы умственной деятельности)

Технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской

Результат: СДП

(сфера деятельностно-практическая )

Технологии развития творческих качеств личности

Технология саморазвивающегося обучения

Г.К.Селевко

  • И.П.Иванов, И.П.Волков – КТД
  • Г.С.Альтшуллер - ТРИЗ

Результат: СУМ

Результат: СЭН

(самоуправляющийся механизм личности)

(сфера эмоционально-нравственная )

Проблемность обучения Дифференциация и индивидуализация обучения Формирование у ребёнка желания учиться Основные принципы развивающего обучения Формирование теоретического мышления Активное участие ученика в процессе учебной деятельности Учёт психологических закономерностей и особенностей учащихся Обучение на высоком уровне трудности Быстрый темп обучения

Проблемность обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Формирование у ребёнка желания учиться

Основные принципы развивающего обучения

Формирование теоретического мышления

Активное участие ученика в процессе учебной деятельности

Учёт психологических закономерностей и особенностей учащихся

Обучение на высоком уровне трудности

Быстрый темп обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД; ПРЕДМЕТНЫЕ; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: регулятивные УУД коммуникативные УУД познавательные УУД Внеурочная деятельность Урочная деятельность СРЕДСТВА методологические технологические средства социализации  групповые формы работы внеклассные мероприятия системно- средства ИКТ, личностно-деятель- УМК развивающие технологии ностный подход системы Л.В.Занкова деятель- ЭОР ностный подход РЕСУРСЫ Информационная образовательная среда Готовность учителя к инновационной деятельности Профессиональная компетентность учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД;

ПРЕДМЕТНЫЕ;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

регулятивные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

СРЕДСТВА

методологические

технологические

средства социализации

групповые формы работы

внеклассные мероприятия

системно-

средства ИКТ,

личностно-деятель-

УМК

развивающие технологии

ностный подход

системы Л.В.Занкова

деятель-

ЭОР

ностный подход

РЕСУРСЫ

Информационная образовательная среда

Готовность учителя к инновационной деятельности

Профессиональная компетентность учителя

Урок – клеточка педагогического процесса    «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком» Система уроков по литературному чтению в библиотеке  2 класс, тема: «А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»;    Цель : формирование УУД: регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой); познавательные , отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную ; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урок – клеточка педагогического процесса

«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком»

Система уроков по литературному чтению в библиотеке

2 класс, тема: «А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»;  

Цель : формирование УУД: регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой); познавательные , отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную ; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метод моделирования в начальной школе – это построение схем, таблиц, графических диктантов  Цель :  формирование  познавательных УУД :  развитие логических действий, включая знаково – символические действия, перевод с одного языка на другой, воспроизведение информации по памяти. Математика, 1 кл., тема «Решение простых задач» Задание :  У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками разного цвета и покажи, сколько всего тетрадей у Саши. - Заменим количество треугольников числами «3» и «2». - Что значит сложить? ( объединить).  - Какой знак поставим между числами. Ответ: 3 + 2 Окружающий мир, 3 кл., тема «Полезные ископаемые» (Нужны знания русского языка: алфавита) Задание : расшифруй название полезного ископаемого, добываемого в шахтах, используя код. е н а р ж д л я е з у а 4 7 6 9 1 11 2 3 8 10 5 12 Ответ: железная руда .

Метод моделирования в начальной школе

– это построение схем, таблиц, графических диктантов

Цель : формирование познавательных УУД : развитие логических действий, включая знаково – символические действия, перевод с одного языка на другой, воспроизведение информации по памяти.

Математика, 1 кл., тема «Решение простых задач»

Задание : У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками разного цвета и покажи, сколько всего тетрадей у Саши.

- Заменим количество треугольников числами «3» и «2».

- Что значит сложить? ( объединить). - Какой знак поставим между числами. Ответ: 3 + 2

Окружающий мир, 3 кл., тема «Полезные ископаемые»

(Нужны знания русского языка: алфавита)

Задание : расшифруй название полезного ископаемого, добываемого в шахтах, используя код.

е

н

а

р

ж

д

л

я

е

з

у

а

4

7

6

9

1

11

2

3

8

10

5

12

Ответ: железная руда .

Приём синквейна  Цель: формирование коммуникативных УУД : находить в тексте нужную информацию, воспринимать текст с учётом поставленной задачи; познавательных УУД : выполнять учебные задания, не имеющие однозначного решения, воспроизводить по памяти информацию Литературное чтение, тема «Б.В. Заходер «Серая звёздочка»  Синквейн  как средство проверки первичного восприятия текста художественного произведения и обмена впечатлениями или обобщения изученного материала. Серая звёздочка. Любит, помогает. Душевная, заботливая, ранимая. Не суди по красоте. Душа. , Литературное чтение, тема «И.З. Суриков «Зима» ………… . Долгая, холодная. Скрипит, метёт, надоела. Время её уже проходит. Новый год.  Синквейн можно использовать как загадку, прогнозируя тем самым тему урока или раздел.

Приём синквейна

Цель: формирование коммуникативных УУД : находить в тексте нужную информацию, воспринимать текст с учётом поставленной задачи; познавательных УУД : выполнять учебные задания, не имеющие однозначного решения, воспроизводить по памяти информацию

Литературное чтение, тема «Б.В. Заходер «Серая звёздочка»

Синквейн как средство проверки первичного восприятия текста художественного произведения и обмена впечатлениями или обобщения изученного материала.

Серая звёздочка.

Любит, помогает.

Душевная, заботливая, ранимая.

Не суди по красоте.

Душа.

,

Литературное чтение, тема «И.З. Суриков «Зима»

………… .

Долгая, холодная.

Скрипит, метёт, надоела.

Время её уже проходит.

Новый год.

Синквейн можно использовать как загадку, прогнозируя тем самым тему урока или раздел.

Модель «ПОПС – формула»

  • П – ПОЗИЦИЯ . (Я считаю..)
  • О – ОБОСНОВАНИЕ . (..потому что…).
  • П – ПРИМЕР . (Например..)
  • С – СЛЕДСТВИЕ . (Поэтому …) .

Данный вид моделирования особенно актуален при формировании коммуникативных действий , таких, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Цель : формирование УУД : регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой ); познавательные , отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную.

Литературное чтение. Тема «Русская народная сказка «Мороз Иванович».

« Я считаю , что рукодельница – это положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная . Например , она не отказывает никому в помощи (ни печке, ни яблоне, ни Морозу Ивановичу), трудится не покладая рук, и скучать ей некогда. Поэтому она и нравится нам и автору».

Окружающий мир. Тема «Животные и растения»

« Я считаю , что пчёлы – это очень полезные насекомые, потому что они опыляют цветки культурных растений, собирают мёд и воск. Например, при хорошем питании одна пчелиная семья за лето даёт 25 – 30 кг мёда. Поэтому человек приручает пчёл и занимается их разведением».

Приём конструирования  Цель:  формирование УУД ( регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий, конструирование); познавательные , формирующие умственные операции: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты (объединять в группы ); коммуникативные , отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество в парах, группах). Тема: «Состав слова» (2 класс).   Тема «Звуко – буквенный анализ слов» Задание:  составить схему слова или слово по схеме. Задание:  составить слова из частей слов или из морфем.  чаша ни пи Приставка на, за, вы Корень печ, вар е пра Суффикс ист, н, к Окончание ый, ой, а та но е виль каша Тема: «Части речи» (3 и 4 класс). гладиаторов Задание:  составить предложение из слов. входила ячменя ежедневный римских в рацион из  Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов.

Приём конструирования

Цель: формирование УУД ( регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий, конструирование); познавательные , формирующие умственные операции: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты (объединять в группы ); коммуникативные , отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество в парах, группах).

Тема: «Состав слова» (2 класс).

Тема «Звуко – буквенный анализ слов»

Задание: составить схему слова или

слово по схеме.

Задание: составить слова из частей слов или из морфем.

чаша

ни пи

Приставка на, за, вы Корень печ, вар

е пра

Суффикс ист, н, к

Окончание ый, ой, а

та но

е виль

каша

Тема: «Части речи» (3 и 4 класс).

гладиаторов

Задание: составить предложение из слов.

входила

ячменя

ежедневный

римских

в

рацион

из

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов.

Некоторые приёмы развивающего обучения

  • задание на самостоятельное составление нестандартных задач;  
  • задание с избыточными данными;
  • задание на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;  
  • задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов

Приём: задание с несформулированным вопросом и приём «Выбора».

Математика. Цель: регулятивные УУД – выбор способа путей решения;

познавательные УУД – формирование элементов системного мышления и информационной грамотности; коммуникативные УУД , отражающие умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной задачи.

Тема: « Решение задач»

Задание : решить задачу по выбранному способу путей решения.

На автостоянке стояло 56 машин. Утром выехали 32 легковые машины и 14 грузовых машин.

1 сп. – по действиям;

2 сп. – по выражению.

Приём : задание учащимся «на соображение» и приём« Выбора».

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Задание : замени словесную запись числовой по выбранному

способу путей решения.

Тема: «Равенства и неравенства».

Число разбойников, Число богатырей, Число богатырей

врагов + братьев = в «Сказке о мёртвой

Али – Бабы царевны – Лебедь царевны»

1 сп. – от содержания сказок (отрывки из сказок даны)

2 сп. – по схеме - =

Ответ: 40 - 33 = 7

Задание : в следующее равенство вставь забытые математические знаки по выбранному способу путей решения . 123 = 45

1 сп. – метод подбора

2 сп.- по схеме:

Ответ: 12 – 3 = 4 + 5

4

3

Программа внеурочной деятельности – кружок «Белое и чёрное» для 2 класса

Программа внеурочной деятельности – кружок «Белое и чёрное» для 2 класса

8 М а р т а День матери

8 М а р т а

День матери

"Русские зимние игры"

"Новогодняя ёлка в зимнем саду"

Результаты диагностики уровня сформированности УУД Регулятивные УУД (методика А.З.Зак «Анаграммы»)

Результаты диагностики уровня сформированности УУД

Регулятивные УУД

(методика А.З.Зак «Анаграммы»)

Результаты диагностики уровня сформированности УУД Коммуникативные УУД (методикаГ.А.Цукерман «Кто прав?»

Результаты диагностики уровня сформированности УУД

Коммуникативные УУД

(методикаГ.А.Цукерман «Кто прав?»

Результаты диагностики уровня сформированности УУД Познавательные УУД (методика «Исключение понятий»

Результаты диагностики уровня сформированности УУД

Познавательные УУД

(методика «Исключение понятий»