Тема коучинга | Проектирование заданий по Таксономии Блума. |
Цель | Познакомить с методикой Таксономия Блума и сформировать у педагогов школы навык проектировать задания, направленные на формирование мышления высокого уровня. |
Задачи: | 1. Выявить уровень применения учителями дифференцированных заданий, направленных на развитие индивидуальных способностей учащихся 2. Определить принцип составления дифференцированных заданий, направленных на развитие индивидуальных способностей учащихся. 3. Сформировать навык применения дифференцированных заданий, направленных на развитие индивидуальных способностей учащихся. 4.Показать важность умения задавать вопросы; 5.Научить различать вопросы разного уровня мышления; 6. Развивать умение составлять вопросы. |
Ожидаемые результаты | Учителя: -умеют проектировать задания по Таксономии Блума - смогут ставить к теме вопросы разного порядка; - смогут соотносить вопросы с уровнем мышления. |
Ссылки и ресурсы | Раздаточный материал, флипчарт, маркеры, цветная бумага, ножницы, презентация |
Ключевые идеи, значимые для занятия | Дифференцированные задания, толстые и тонкие вопросы |
Формы и методы | Групповая работа, элементы критического мышления, ИКТ |
Этапы | время | Действия коуча и участников коучинга | ресурсы |
Орг. Момент. Психологический настрой «Желаю тебе» | 3 мин | Участники коучинга выстраиваются по кругу и каждый получает цветок (ромашка разных цветов). Далее они дарят цветок коллеге со словами «Желаю тебе…» | Муз заставка «Желаю тебе земля моя», |
Формирование групп | 1 мин | Участники семинара делятся на группы по цветовой гамме полученных ромашек. | Ромашки разного цвета |
Показ видео ролика | 2 мин | Просмотр видео «Дети на уроке» (скучают) -Как вы думаете, почему детям не интересно на уроке? -Какие формы и методы нужно использовать на уроке, чтобы дети с радостью шли к нам на урок? (личностно-ориентированные, дифференцированные, разноуровневые.) Наша с вами основная проблема, что мы при планировании урока ориентируемся на среднего ученика. Сегодня чтобы решить эту проблему мы познакомимся с методикой Таксономии Блума и будем проектировать задания и вопросы высокого порядка. | видеоролик |
Заполнение первой колонки таблицы ЗХУ (обратная связь) | 2 мин | Что вы знаете о Таксономии Блума? Коуч предлагает заполнить первую колонку таблицы «Знаю», «Хочу знать», «Узнал», | Карточка с таблицей |
Задание 1 | 7 мин | Каждой группе раздаю раздаточный материал по Таксономии Блума. Группа в течение 3-х минут знакомится с материалом, затем делают ментальные карты. Защита постера 2 минуты. Всего 6 уровней развития позновательных способностей. Каждой команде нужно защитить один из уровней. | Презентация, раздаточный материал |
Задание 2 | 5 мин | Я предлагаю готовые дифференцированные задания. Ваша задача распределить их по группам: направленные на ученика А В С Участники коучинга распределяют задания и обмениваются мнениями (задания даются в конверте, нужно их правильно разложить и наклеить по наростающей от простого к сложному.) | Конверты с дифференцированными заданиями |
Задание 3 | 8 мин 2 мин | Командам раздается один и тот же текст. Но задания разные по уровням Таксономии Блума. Затем по методу автобусной остановки в течении 2-х минут спикеры знакомят со своей работой. Как они выполнили задания. Члены других команд дополняют, обмениваются мнениями. | Постеры |
Задание 4 | 10 мин | Прием «Фишбоун» В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы . На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Проблема: Зачем нужны вопросы? | Схема «Рыбья кость» |
Задание 5 | 6 мин | Учителям предложено ознакомиться с информацией о приеме «Ромашка Блума». Используя «Ромашку Блума». составить вопросы к иллюстрациям народных сказок. Какие вопросы вам было легко сформулировать? (Это «тонкие вопросы», чаще требуют односложного ответа.) - Какие вопросы вызвали трудности и почему? (Это «толстые» вопросы, чаще требуют полного, развернутого ответа.) - Какую роль в обучении играют вопросы высоко и низкого уровней? | Раздаточный материал «Ромашка Блума» |
Вывод | 2мин | Самые легко формулируемые - это простые вопросы. Труднее всего даются творческие и практические вопросы. Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов. Они не предполагают дальнейшей дискуссии и развития. К вопросам высокого уровня можно представить несколько вариантов ответов и они побуждают к дальнейшему диалогу. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? Конечно же из вопроса? Благодаря вопросам мы можем научиться, лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. | |
Заполнение 2 и 3 колонки таблицы «Я знаю, Я узнал, Я хочу знать » | 2 мин | Коуч предлагает заполнить 2 и 3 колонки таблицы ЗХУ Участники коучинга заполняют 2 и 3 колонки таблицы ЗХУ | карточки |
Рефлексия " Пятерочка " | 5мин | Участникам предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. | Листы цветной бумаги, ножницы |
Используемая литература | Загашев И.О., Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически Конструктор задач (Л.С.Ильюшин) Матрица Блума Ромашка Блума Сборник заданий и упражнений по Таксономии Блума |